Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
 

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

«Развитие ранней профориентации детей дошкольного возраста посредством использования образовательных технологий»
Развивающие занятия
Автор: Родионова Антонина Николаевна Богатырева Светлана Ивановна   
18.10.2024 06:56

«Развитие ранней профориентации детей дошкольного возраста посредством использования образовательных технологий»«Развитие ранней профориентации детей дошкольного возраста посредством использования образовательных технологий»

В настоящее время актуальна проблема формирования у дошкольников позитивных установок к различным видам труда. Дошкольное образовательное учреждение – первая ступень в формировании базовых знаний о профессиях. В современных условиях побуждение интереса детей к различным видам труда, знакомство с трудом взрослых относится и к целям дошкольного воспитания.

Знакомство дошкольников с профессиями, не только расширяет общую осведомленность об окружающем мире и кругозор детей, но и формирует у них определенный элементарный опыт профессиональных действий, способствует ранней профессиональной ориентации.

Ранняя профориентация в дошкольном образовании преимущественно носит информационный характер.

 

Основная цель образовательных технологий – создание условий для активного и самостоятельного участия обучающихся в образовательном процессе, развитие их творческого мышления, коммуникативных и познавательных навыков.

Образовательные технологии могут включать в себя различные методы и приемы, такие как:

Интерактивные методы обучения, которые активно вовлекают обучающихся в процесс обучения и позволяют им самостоятельно исследовать и открывать новые знания.

Проектная деятельность, которая позволяет обучающихся решать реальные проблемы и задачи, развивать творческое мышление и коммуникативные навыки.

Игровые технологии, которые используют игру как основной способ обучения и развития обучающихся.

В настоящее время ориентация детей дошкольного возраста в мире профессий и в труде взрослых рассматривается как неотъемлемое условие их всестороннего, полноценного развития. Сегодня в России наблюдается острейший дефицит рабочих кадров. Данная ситуация связана в первую очередь с тем, что быть рабочим в определённый момент постсоветской истории стало не престижно.

Мир профессий многообразен, но одной из самых актуальных в современных условиях в регионе, является профессия «строитель». Эта профессия очень древняя, она существует столько же веков, сколько существует человек. Благодаря историческим архитектурным постройкам можно многое узнать о быте и культуре предков. Профессия «строитель» стала очень сложной, важной, многообразной, постоянно развивающейся системой.

Наиболее эффективными образовательными технологиями в профориентации дошкольников в области строительных профессий являются:

  1. Технология проектной деятельности.
  2. Педагогическая технология организации сюжетно-ролевых, строительных, конструктивных, профориентационных игр.
  3. Технология интегрированного обучения.
  4. Информационно-коммуникативные технологии.
  5. Практико-ориентированные технологии.

Работа по ранней профориентации дошкольников начиналась со средней группы и носила комплексный и систематический характер в соответствии с планированием

В средней группеосуществлялось обогащение представлений детей о мире строительных профессий с учетом их возрастных возможностей. Обучение проводилось в процессе организованной образовательной деятельности, в ходе режимных моментов, в процессе самостоятельной деятельности детей и в процессе совместной деятельности с семьей через такие формы как игровая и трудовая, конструктивная деятельности, экскурсии и наблюдения. Дополнительно использовалась детская художественная литература, дидактические и сюжетно-ролевые игры в соответствии с содержанием образовательной программы дошкольного образования.

В группе была создана предметно-развивающая среда.

В образовательной деятельности использовалась технология «Гость группы», где с профессиями детей знакомил приходящий 1 раз в месяц «гость».

В старшей группе продолжала создаваться развивающая среда из конструкторов и игровых наборов LEGO (для старших дошкольников). Игровые ситуациипедагога с детьми осуществлялась в небольших подгруппах по 4-6 человек с последующей презентацией выполненной постройки.

Одним из результативных методов современного образования является метод проектов, в основе которого лежит самостоятельная деятельность воспитанников.

Технология проектной деятельности позволяет усвоить сложный материал через совместный поиск решения проблемы, тем самым делая образовательный процесс интересным и мотивационным.

Были разработаны и реализованы краткосрочные проекты: «Все профессии нужны, все профессии важны. «Профессия строитель». Для организации ОД, применяем такие презентации как: «Чем пахнут ремёсла?», «Что нужно для работы?», которые позволяют сделать занятие привлекательным и по-настоящему современным, решают познавательные и творческие задачи с опорой на наглядность.

В подготовительной к школе группе реализован краткосрочный детско-родительский проект «Архитектор» — профессия настоящего и будущего» с использованием ИКТ – технологий. Целью которого было познакомить спрофессией «архитектор» через развитие эмоциональной отзывчивости изнакомство с историей своего поселка и их архитектурой, дать представлении о профессии будущего «архитектор виртуального пространства»

При знакомстве детей с особенностями работы специалистов различных профессий используем виртуальные экскурсии. Они позволяют получить визуальные сведения о местах недоступных для реального посещения. С помощью виртуальных экскурсии мы отправляемся с детьми туда, где не можем побывать. Такие экскурсии способствуют развитию наблюдательности, возникновению интереса к миру профессий.

Проводим экскурсии: «На стройке», «В больнице», «Музеи нашего поселка», и т.д.

Например, во время виртуальной экскурсии «На стройку», детям вначале экскурсии предлагается отгадать загадку и узнать, куда мы отправляемся. В ходе экскурсии виртуально посетили строительную площадку, познакомили детей с профессией строитель, расширили представления о грузовом транспорте. Дали первичные представления о профессии «крановщик».

Преимуществами виртуальных экскурсий являются, возможность повторного просмотра, наглядность, наличие интерактивных заданий и многое другое. В ходе виртуальной экскурсии создается иллюзия реального путешествия.

Мы надеемся, что в результате работы по ранней профориентации и использованиюсовременных образовательных технологий, наши дети научатся быть инициативными в выборе интересующего их вида деятельности, получат представления о мире профессий, осознают ценностное отношение к труду взрослых, будут проявлять самостоятельность, активность и творчество, что поможет их дальнейшему успешному обучению в школе, а в будущем стать профессионалами своего дела.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 9 (371) выйдет
16 марта 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 8 (370) за 2025 год
Скачать Номер 7 (369) за 2025 год
Скачать Номер 6 (368) за 2025 год
Скачать Номер 5 (367) за 2025 год
Скачать Номер 4 (366) за 2025 год
Скачать Номер 3 (365) за 2025 год
Скачать Номер 2 (364) за 2025 год
Скачать Номер 1 (363) за 2025 год
Скачать Номер 46 (362) за 2024 год
Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год