Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Дидактические игры, как средство благоприятного сенсорного развития детей раннего возраста.
Развивающие занятия
Автор: Жукова Наталья Александровна   
27.08.2024 21:40

Дидактические игры, как средство благоприятного сенсорного развития детей раннего возраста.Дидактические игры, как средство благоприятного сенсорного развития детей раннего возраста.

Ранний возраст – это время активного познания окружающего мира и благоприятный период для сенсорного развития малыша. Действуя с разными предметами, рассматривая их, прислушиваясь к издаваемым звукам, малыш познает их свойства, качества. Восприятие происходит при непосредственном участии органовчувств — это глаза, уши, чувствительные рецепторы кожи, слизистой рта и носа. Но наличие органов чувств — это лишь предпосылки для восприятия окружающего мира. Чтобы сенсорное развитиепроисходило полноценно, необходима тренировка органов чувствс самого рождения, только в этом случае развивается способностьтонко реагировать на сенсорные раздражители разного характераи интенсивности. Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. д. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накоплении представлений об окружающем мире. Сенсорное воспитание означает целенаправленное совершенствование, развитие у детей сенсорных процессов (ощущений, восприятий, представлений).

 

Ребенок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок и других свойств предметов, в частности игрушек и предметов домашнего обихода. Знакомится он и с произведениями искусства – музыкой, живописью, скульптурой. И конечно, каждый ребенок, даже без целенаправленного воспитания, так или иначе, воспринимает все это. Но если усвоение происходит стихийно, без разумного педагогического руководства взрослых, оно нередко оказывается поверхностным, неполноценным. Здесь-то приходит на помощь сенсорное воспитание – последовательное, планомерное ознакомление ребенка с сенсорной культурой. Но, как известно, основной формой и содержанием организации жизни детей является игра, игра — самая любимая и естественная деятельность дошкольников.

Для работы в группе раннего возраста я самостоятельно изготавливаю дидактические игры и пособия в соответствии с ФОП ДО по формированию представлений о форме, величине и цвете.

Дидактическая игра № 1 «Вкладыши».

Цель: формирование представлений о форме предметов.

Задачи: закреплять знание детей о геометрических фигурах, развивать зрительное восприятие и внимание, память и мелкую моторику рук, учить детей правильно называть геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник).

Дидактический материал: четыре рамки основных цветов (красная, синяя, зеленая, желтая) с отверстиями, геометрические фигуры (круг, треугольник, квадрат, звезда).

Ход игры: воспитатель предлагает ребенку правильно соотнести геометрическую фигуру с геометрическим образом и цветом.

Дидактическая игра № 2 «Чудесный мешочек».

Цель: развивать тактильные ощущений и восприятия, развивать мелкую моторику рук.

Задачи: развивать у детей внимание и память, тактильные ощущения, мелкую моторику рук, учить правильно употреблять в речи название качеств предметов (величина, цвет), отвечать на вопросы предложениями из 2-3 слов.

Дидактический материал: тканевый мешочек, муляжи фруктов-овощей, игрушки, геометрические предметы.

Ход игры:

  1. вариант: воспитатель предлагает ребенку достать предмет из мешочка и рассказать о нем (назвать предмет, его цвет, форму, размер, вкус, действие с ним).
  2. вариант: воспитатель предлагает ребенку определить предмет на ощупь и рассказать о нем, не доставая из мешка.

Дидактическая игра № 3 «Найди предмет такой же формы».

Цель: формировать умение различать предметы по форме, цвету, называть геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник).

Задачи: закреплять знание детей о геометрических фигурах, развивать зрительное восприятие и внимание, память и мелкую моторику рук, учить детей правильно называть геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник).

Дидактический материал: поле с разноцветными геометрическими фигурами, фишки с изображением геометрических фигур.

Ход игры: перед ребенком игровое поле с изображениями геометрических фигур. Воспитатель предлагает ему найти фишку с нанесенной на нее геометрической фигурой такого же цвета.

Дидактическая игра № 4 «Длинный — короткий».

Цель: формирование умений сравнивать предметы по величине.

Задачи: совершенствовать умение сравнивать два предмета, нарисованных на картинке, по длине; результаты сравнения обозначать словами «длинный – короткий, длиннее – короче», закреплять умения называть цвета, предметы, развивать внимание, мышление.

Дидактический материал: картинки с изображением предметов разной величины.

Ход игры: Ребенок рассматривает картинки, называет предметы, изображенные на ней, определяет где длинный и короткий предмет, называет его цвет.

Дидактическая игра № 5 «Прищепки».

Цель: формирование представлений о сенсорном эталоне-цвете.

Задачи: закреплять умение детей различать цвета, ориентируясь на их однородность и неоднородность при наложении определенного цвета, прикрепленного к прищепке, развивать зрительное восприятие и внимание, память и мелкую моторику рук, интерес к дидактическим играм, вызывать желаниеиграть.

Дидактический материал: картинки формата А4 с изображением тучки, солнышка, ежика, яблока, прищепки синего, желтого, красного, зеленого цветов.

Ход игры: Ребенок должен прикрепить прищепку определенного цвета к картинке такого же цвета и назвать его.

Дидактическая игра № 6 «Разноцветные пуговки».

Цель: формирование представлений о цвете.

Задачи: развивать зрительное восприятие и внимание, память и мелкую моторику рук, учить детей правильно называть цвета (желтый, красный, синий, зеленый).

Дидактический материал: карточки с изображением рубашек разного цвета, бумажные пуговицы разного цвета.

Ход игры: ребенок должен разместить пуговки на рубашку соответствующего цвета.

Играя, ребенок учится осязанию, восприятию и усваивает все сенсорные эталоны; учится сопоставлять, сравнивать, устанавливать закономерности, принимать самостоятельное решение; развивается и познает мир.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 45 (361) выйдет
15 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год
Скачать Номер 32 (348) за 2024 год
Скачать Номер 31 (347) за 2024 год