Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Использование развивающих игр в развитии логического мышления у детей дошкольного возраста
Развивающие занятия
Автор: Муратова Маргарита Викторовна   
04.10.2021 13:24

Использование развивающих игр в развитии логического мышления у детей дошкольного возрастаИспользование развивающих игр в развитии логического мышления у детей дошкольного возраста

Муратова Маргарита Викторовна МАДОУ № 3 «Детский сад «Колобок» г. Улан-Удэ воспитатель

Проблема развития детского мышления в настоящее время является одной из наиболее актуальных. Данное мышление у большинства детей развивается очень слабо, и не обеспечивает в дальнейшем необходимого уровня развития понятийного абстрактно-логического мышления.

Формирование мыслительных процессов дошкольника — одна из важнейших задач дошкольного образовательного учреждения. От овладения процессами мышления, умения усваивать, обрабатывать и применять полученную информацию зависит не только успешное обучение в школе, но и взрослая жизнь человека. Способность мыслить логически, то есть рационально, находя верные решения, помогает и в профессиональной деятельности, и в отношениях с окружающими, и в быту.

 

Для современной образовательной системы проблема умственного, интеллектуального развития чрезвычайно важна. Необходимо компетентно ориентироваться в возрастающем объеме знаний. На первый план выдвигается задача формирования творческой личности, умеющей активно проявлять умственные способности, ведь именно в дошкольном возрасте происходит закладка такого фундамента. Педагог ставит своей целью воспитание ребёнка-дошкольника – творчески развитого, инициативного, раскрепощенного, с высоким уровнем развития познавательных процессов, умеющего самостоятельно искать знания.

Для дошкольников ведущим видом деятельности является игра. Именно игры способны увлечь ребенка и добиться успеха. Играя, ребёнок овладевает определёнными качествами личности. Он становится эмоционально отзывчивым, любознательным и активным.

В педагогике фундамент теории игры, как важнейшего средства всестороннего воспитания детей, заложен Л.С. Выготским, А.В. Запорожцем, А.Н. Леонтьевым, Д.Б. Элькониным и их последователями. К.Д. Ушинский отмечал, как важно наблюдать за детской игрой для общего и интеллектуального здоровья детей. «Игра – средство диагностики психического состояния ребенка, его личностного развития».

Логическим мышлением дети начинают полноценно овладевать к концу дошкольного возраста, после того как будут сформированы наглядно-действенный и наглядно-образный виды. Именно в таком порядке этапы развития мышления у детей соответствуют особенностям их психического развития: вначале маленький ребенок действует с предметами, познавая окружающий мир. Затем у него формируются образы предметов, и только после этого дошколенок начинает вникать в абстрактные понятия, которые составляют основу логики.

Что же такое логическое мышление?

Это умение рассуждать разумно, правильно выстраивать мыслительные цепочки и наполнять их смыслом. Определять понятия, сравнивать, обобщать, классифицировать, иметь свое суждение, делать выводы и умозаключения и при этом уметь их доказывать. Логическое мышление-залог успеха. Логические мысли помогают нам выстраивать четкую картину происходящего, понимать и оценивать вещи и явления. Игры на развитие логики, усвоенные в дошкольном детстве, принесут свои плоды в школе. Ребенок будет намного быстрее усваивать материал, вследствие чего учеба окажется приятным и интересным процессом.

Педагоги нашего ДОО используют практические методы развития логики. Старшие дошкольники обследуют предложенные предметы (например, геометрические тела), сравнивают их по величине, цвету, определяют характерные свойства, получая от педагога не готовую информацию о предметах, а лишь наводящие вопросы. В своей работе с детьми мы часто используем различные игры — головоломки, в ходе которых дети учатся планировать свои действия, обдумывать их, искать ответ, догадываться о результатах, т.е. активно мыслить. Головоломки могут быть: — арифметическими (угадывание чисел);

  • геометрическими (с палочками, разрезание бумаги, сгибание проволоки)
  • буквенными (изографы, ребусы, кроссворды).

Они интересны по содержанию, занимательны по форме и отличаются необычностью решения. Например, ребята нашей группы очень любят задания со счетными палочками: составьте 3 равных треугольника из 7 одинаковых палочек; с помощью 5 палочек сложить на столе два треугольника. Увлекательные ребусы для детей — это не только отличная гимнастика для развития интеллекта, но и хорошая возможность пополнить словарный запас детей. Кроссворды, обогащают знания об окружающем мире, учат правильному написанию слов. Так, нами был составлен кроссворд на тему «Космос». Родители и дети с удовольствием разгадывали его и ребята, с помощью родителей вписывали буквы в клетки.

В совместной образовательной деятельности с детьми используем занимательный математический материал, представленный Зинаидой Алексеевной Михайловой в пособии «Математика от трех до семи», «Математика – это интересно». Разработанная ею система работы с дошкольниками представлена в игровой форме. Это – игры-путешествия, математические конкурсы, развлечения, вечера досуга, включающие логические задачи и игры. Разработали сценарий и организовали математический квест, где наши ребята встречались с «Плюсиком», «Квадратиком», «Вопросиком», «Измерялкой» и «Циферкой», и на каждом этапе детям были предложены занимательные логические задания и упражнения: задачки-шутки, «Что лишнее?», «Лабиринт», «Дорисуй недостающую фигуру»

Особое место в нашей работе с детьми занимают игры на составление целого из частей: «Танграм», «Колумвово яйцо», «Вьетнамская игра», «Волшебный круг», «Головоломка Пифагора». Дети создают на плоскости силуэты предметов по образу или замыслу. Силуэтное изображение схематично, но образ легко угадывается по основным, характерным признакам предмета, форме. Изображения можно выкладывать по готовым схемам, либо по собственному замыслу, проявляя наглядно-образное, логическое мышление, творчество, фантазию. В нашей группе есть разные виды конструктора и строительного материала, ребята учатся собирать различные модели роботов, создают интересные постройки, что так же способствует развитию детского логического мышления.

В современном мире развивающих игр большое разнообразие. Только взрослый вносит в жизнь детей эти игры, знакомит с их содержанием. Поэтому с целью реализации единого подхода к обучению и развитию детей в семье и в детском саду, мы проводим различные семинары –практикумы, мастер-классы с родителями воспитанников по различным темам. Так, заранее обговариваем тему, которая вызывает особый интерес у родителей, готовимся и предлагаем практический материал к совместной работе. А участие семьи в воспитательно-образовательном процессе позволяет повысить успешное развитие детей, ведь родители лучше всего знают возможности своего ребёнка.

Говоря о значении развивающих игр в интеллектуальном развитии дошкольников, хочется подчеркнуть, что «знания, усвоенные без интереса, не окрашенные собственным положительным отношением, эмоциями, не становятся полезными. Пассивное восприятие и усвоение не могут быть опорой прочных знаний. Играя, гораздо легче выучить, лучше узнать, проявить при этом творчество».

Игры на логику с дошкольниками можно проводить не только на специальных занятиях сидя за столом, но и — в любое удобное для этого время, даже в путешествиях на прогулке. Большинство упражнений не требует каких-либо специальных приспособлений, например, те же игры на классификацию можно устроить, просто назвав ребенку ряд слов и предложить ему исключить то, что не подходит к данной последовательности.

Главная особенность игр на логику, которые необходимо проводить с детьми дошкольного возраста — это их регулярность. Только систематические занятия будут способствовать развитию важных мыслительных операций, которые являются составной частью развития логического мышления.

Литература:

  1. Азбука логики / Л. Я. Береславский. – М., 2001.
  2. Белошистая, А. В. Развиваем логику Журнал Дошкольное воспитание. – 2002. – №6.
  3. Выготский, Л. С. Вопросы детской психологии – М.: Перспектива, 2018.
  4. Ефанова З. А. Развитие мышление. – Волгоград: ИТД «Корифей» 2010.
  5. Лебедева, С. А. Развитие логического мышления у детей – М.: Илекса, 2009
  6. Михайлова З. А. Игровые занимательные задачи для дошкольников. – М., 1990.
  7. Методические советы по использованию дидактических игр с блоками Дьенеша и логическими фигурами сост. Я. И. Мельченко.
  8. Перетягина, Н. Н. Инновационные технологии обучения и развития детей дошкольного и младшего школьного возраста [Текст] / Н. Н. Перетягина. – Красноярск: Центр информации, 2012.
  9. Развиваем логику / серия «Твои первые уроки». – Минск «Современная школа», 2008.
  10. Стожарова, М. Ю. Развитие интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста в математической деятельности М.Ю. Стожарова, С. Г. Михалева. – М.: ФЛИНТА, 2013.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год