Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
 

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

«Лэпбук как инновационная технология в развитии детей дошкольного возраста»
Развивающие занятия
Автор: Кудрявцева Татьяна Борисовна   
26.05.2024 11:42

«Лэпбук как инновационная технология в развитии детей дошкольного возраста»«Лэпбук как инновационная технология в развитии детей дошкольного возраста»

Введение федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования мотивирует педагогов на поиск наиболее эффективных, инновационных форм, методов, приемов работы с детьми. В связи с этим перед педагогами стоит задача поиска новых нестандартных форм взаимодействия с воспитанниками. На смену традиционному образованию приходит продуктивное обучение, которое направлено на развитие творческих способностей, формирование у дошкольников интереса к созидательной деятельности. Это означает, что приоритет в работе педагога отдается приемам опосредованного педагогического воздействия: воздержание от излишнего дидактизма, назидательности; вместо этого выдвигаются на первый план дидактические методы общения, совместный поиск истины, развитие через создание воспитывающих ситуаций, разнообразную творческую деятельность.

Использование инновационных педагогических технологий открывает новые возможности воспитания и обучения дошкольников. Одной из наиболее ярких, развивающих, интересных и значимых для детей является технология лэпбукинга.

 

В нашей стране он считается методом новым и пока еще не получил широкого распространения. Научной литературы по использованию лэпбуков на данный момент нет. Однако стоит знать, что лэпбукинг – самый популярный метод домашнего обучения, используемый родителями во всем мире. Впервые термин «лэпбук» появился в книге Тэмми Дьюби в 2006 г. Тэмми – писательница, а также homeschoolmom – мама, реализующая семейное обучение. Она живет в штате Вирджиния, США. В России идея использования этой технологии принадлежит Татьяне Пироженко – автору научно­популярных и развивающих книг для детей.

Лэпбук (lapbook, lap – колени, book – книга) – в дословном переводе с английского – книжка на коленях. Это небольшая интерактивная папка, информация в которой представлена в виде открывающихся окошек, конвертов, подвижных кругов, стрелок, вынимающихся, разворачивающихся листочков и прочих забавных деталей. Они, с одной стороны, призваны привлечь интерес ребенка к самой папке. А с другой стороны, это прекрасный способ подать всю имеющуюся информацию в компактной форме. Чтобы заполнить лэпбук, детям нужно выполнить увлекательные задания, провести наблюдения, изучить, проанализировать и систематизировать найденный ими материал. Лэпбук – это игра, творчество, познание и исследование нового, повторение и закрепление изученного, систематизация знаний и про­ сто интересный вид совместной деятельности педагогов и ребенка, а также родите­ лей и ребенка.

Лэпбук отвечает требованиям ФГОС дошкольного образования к организации пространственной предметно­развивающей среды:

  • полифункционален: способствует развитию творчества, воображения
  • пригоден к использованию одновременно группой детей (в том числе с участием взрослого как играющего партнера)
  • обладает дидактическими свойствами, несет в себе способы ознакомления с цветом, формой и т.д.
  • является средством художественно­ эстетического развития ребенка, приобщает его к миру искусства
  • вариативен (есть несколько вариантов использования каждой его части)
  • доступен детям дошкольного возраста по структуре и содержанию
  • обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников.

Лэпбук обеспечивает:

  • построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребенка
  • развитие любознательности, познавательной мотивации и образовательной активности
  • развитие воображения, творческой и речевой активности
  • возможность выбора детьми материалов, видов работ
  • создание условий для участия родителей в образовательной деятельности.

Дидактические разработки в виде лэпбука дают возможность педагогу привлекать воспитанников к активной исследовательской деятельности. Также, можно отметить, что создание лэпбука – это интерактивный вид деятельности, начиная от избрания темы и дизайна до реализации готового «продукта» технологии. Каждый раздел лэпбука, над которым работает ребенок, требует напряженной концентрации внимания, но так, как этот процесс протекает в игровой форме, исчезает проблема учебной перегрузки и происходит «погружение» ребенка к творческой деятельности, в основе которой лежит протекание мыслительных процессов различной сложности.

Анализ литературы свидетельствует о том, что изготовление старшими дошкольниками лэпбука обеспечивает возможность научить их работать с разными источниками информации; сформировать умение анализировать, выделять основные компоненты информации; расширить и обогатить словарный запас детей, активизируя их коммуникативную компетенцию; формировать у старших дошкольников умение логически мыслить; научить представлять интересную информацию в необычной форме; создать здоровьесберегающую и эмоционально развивающую среду; расширять информационное пространство за счет создания исследовательской среды.

Новизна данной формы работы с детьми обусловлена отсутствием системного использования лэпбуков в практике детских садов. Образовательный процесс в детском саду выстраивается на основе комплексно­тематического планирования. Возникает проблема проведения итогового мероприятия, т.е. в конце каждой тематической недели должен представляться какой­либо продукт (мероприятие в виде развлечения, выставка работ, мастер­класс для родителей, досуг и другие формы работы). Было принято решение, что формой представления итогов недели будут тематические лэпбуки. В младших группах тематические папки изготавливают дети с родителями, а в старших группах ребята презентуют родителям свои лэпбуки, разработанные самостоятельно или совместно с воспитателем в качестве партнера.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 9 (371) выйдет
16 марта 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 8 (370) за 2025 год
Скачать Номер 7 (369) за 2025 год
Скачать Номер 6 (368) за 2025 год
Скачать Номер 5 (367) за 2025 год
Скачать Номер 4 (366) за 2025 год
Скачать Номер 3 (365) за 2025 год
Скачать Номер 2 (364) за 2025 год
Скачать Номер 1 (363) за 2025 год
Скачать Номер 46 (362) за 2024 год
Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год