Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

РАЗВИТИЕ ГРАФОМОТОРНЫХ НАВЫКОВ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В САДУ И ДОМА
Развивающие занятия
Автор: Барнышева Анастасия Николаевна Колоколова Марина Владимировна Фадеенко Надежда Михайловна   
21.05.2024 20:38

РАЗВИТИЕ ГРАФОМОТОРНЫХ НАВЫКОВ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В САДУ И ДОМАРАЗВИТИЕ ГРАФОМОТОРНЫХ НАВЫКОВ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В САДУ И ДОМА

Родителей и педагогов всегда волнует вопрос, как обеспечить полноценное развитие ребенка в дошкольном возрасте, как правильно подготовить его к школе. Один из навыков, который должен быть сформирован к тому времени, когда ребенок пойдет в школу – это раз-витие точных движений пальцев рук и всей кисти (тонкой моторики).

Начинать занятия по подготовке руки к письму, а не обучению письму нужно задолго до того момента, как ребенок пойдет в школу, чтобы развить мышцы кисти ребенка, сделать его пальчики ловкими и послушными, научить правильно и уверенно держать карандаш. Дети дошкольного возраста, а тем более дети с нарушениями речи испытывают большие трудности, когда им приходится выполнять действия, требующие точности, уверенности и синхронности движений — что-то брать, вставлять, завязывать, складывать, лепить, вырезать, наклеивать, рисовать и т.д.

Графомоторика имеет огромное значение для развития детей. Благодаря приобретенным в детстве навыкам и умениям, они не столкнутся с проблемами при письме в школе, будут правильно различать границы предметов, их формы. Также графическая моторика развивает лобные доли головного мозга, что благоприятно влияет на интеллектуальные способности детей.

 

Графомоторика — это не только развитие всем привычной моторики рук. Графомоторика или графомоторный навык – это определенное положение и движения пишущей руки, которое позволяет рисовать, раскрашивать, копировать простейшие узоры, соединять точки, правильно держать карандаш, фломастер, улучшит качество письма. Если у ребенка плохо развита графомоторика, в школе он столкнется с множеством проблем. Как помочь ребенку?

Прежде всего мы стали развивать и усовершенствовать графические навыки, которые включают в себя:

Мелкую мускулатуру пальцев. Необходимы упражнения, которые бы развивали двигательные способности пальцев, увеличивали их силу и выносливость.

Зрительный анализ. Ребенок должен ориентироваться в пространстве, различать понятия «вправо», «влево», «вверх», «вниз», «в центре», «посередине».

Графический рисунок. Детям предлагается обводить по контуру, штриховать, дорисо-вывать, дополнять рисунок графическими элементами.

Графические символы. Необходимы знания элементарных геометрических фигур. Есть конкретные графомоторные упражнения, в которых предлагается выполнить точные задания: обвести линию, заштриховать, написать буквы, не отрывая руку от листка бумаги.

Работа по графомоторным навыкам дошкольников в ДОУ предусматривает решение следующих задач:

1. Развивать мелкой мускулатуры рук:

  • получить навыки правильно держать карандаш, ручку
  • развить пальцев и кистей рук
  • научить проводить точно и правильно вертикальные линии сверху вниз, горизонтальные — слева направо, овалы
  • подготовить руку к письму
  • уметь ориентироваться на листе бумаги, совершенствовать пространственные представления.

2. Совершенствовать движения рук и развитие психических процессов:

  • произвольного внимания
  • речи, памяти
  • логического мышления
  • зрительного и слухового восприятия.

3. Формировать и совершенствовать пространственных представлений:

  • ориентацию на листе
  • ориентацию в пространстве на примере собственного тела.

4. Формировать навыки учебной деятельности:

  • умений действовать по словесным инструкциям, умений самостоятельно продолжать выполнение поставленной задачи
  • контроль за собственными действиями.

В своей работе руководствуемся следующими принципами:

  • Принцип доступности- все задания должны соответствовать возрастным и индивидуальным особенностям детей.
  • Принцип систематичности – постепенно обучать детей новым приемам, упражнениям, способствующим развитию графомоторных навыков, переходя от простого к сложному, что обеспечивает равномерное накопление и углубление знаний.
  • Принцип комфортности – доброжелательность, создание для каждого ребенка ситуации успеха.

В нашей группе развитие графомоторных навыков имеют широкое применение.

Начали нашу работу с графомоторных дорожек. Сначала проходили одним пальцем, потом двумя пальцами обеих рук одновременно. Сейчас уже выполняем упражнения с помощью карандаша.

Для выполнения графических заданий используем простой мягкий карандаш. Задания четко формулируем и показываем, как правильно его выполнять. Например, вести линию с верху вниз, слева на право, линии должны идти параллельно, штриховать без пробелов, не выходя за контур.

Постоянно применяем в нашей работе разнообразные пальчиковые гимнастики. На утреннем круге, на занятиях, в вечернее время перед индивидуальной работой.

Используем следующие упражнения, которые очень нравятся нашим детям: срисовывание геометрических фигур, «Соедини по точкам», «Продолжи узор» (по клеточкам), «На-рисуй такую же фигуру».

Мы стараемся, чтобы родители стали активными помощниками и участниками в работе с детьми с ОВЗ. В начале учебного года проводим родительское собрание в группе, рас-сказываем про план работы на предстоящий год и показываем, какой материал мы будем использовать в работе с детьми. В частности, «Развитие графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста».

Показываем родителям, как пользоваться такими картами, вместе с ними пробуем работать по ним. В течение года проводим с родителями игровые тренинги, даем родителям этот материал домой для закрепления упражнений в домашних условиях.

Таким образом, если не проводить работу в области графомоторной деятельности ещё в дошкольном возрасте, в школе это может перерасти в трудности освоения навыков письма, а именно: в небрежный неразборчивый почерк, быструю утомляемость руки, слабую фиксацию рабочей строки.

Развитие графо моторных навыков играет огромное развитие в формировании личности ребенка. Эти умения позволят детям не сталкиваться с возможными сложностями при письме в школе, а также с общей успеваемостью.

Список литературы

  1. Большакова С.Е. «Формирование мелкой моторики рук: игры и упражнения» — М.: издательство «ТЦ Сфера», 2005.
  2. Голубина Т.С. «Чему научит клеточка…» — М.: издательство «Мозаика — Синтез», 2004.
  3. Голубь В.Т. «графические диктанты: пособие для занятий с детьми 5-7 лет» — М.: издательство «ВАКО», 2004.
  4. Смирнова Е.А. «Система развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста» — СПб.: издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013. 5. Беззубова Г.В. Развиваем руку ребенка, готовим ее к письму. — М., 2003
  5. Носова Е. А., Непомнящая Р. Л. Логика и математика для дошкольников. — СПб «Детство – Пресс», 2004.
  6. Графические диктанты. Пособие для занятий с детьми 5-7 лет. ТЦ Сфера, М. 2006
  7. Цвынтарный В.В. Играем пальчиками и развиваем речь. Санкт-Петербург: «Лань», 1998.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год