Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
 

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

РАЗВИТИЕ ГРАФОМОТОРНЫХ НАВЫКОВ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В САДУ И ДОМА
Развивающие занятия
Автор: Барнышева Анастасия Николаевна Колоколова Марина Владимировна Фадеенко Надежда Михайловна   
21.05.2024 20:38

РАЗВИТИЕ ГРАФОМОТОРНЫХ НАВЫКОВ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В САДУ И ДОМАРАЗВИТИЕ ГРАФОМОТОРНЫХ НАВЫКОВ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В САДУ И ДОМА

Родителей и педагогов всегда волнует вопрос, как обеспечить полноценное развитие ребенка в дошкольном возрасте, как правильно подготовить его к школе. Один из навыков, который должен быть сформирован к тому времени, когда ребенок пойдет в школу – это раз-витие точных движений пальцев рук и всей кисти (тонкой моторики).

Начинать занятия по подготовке руки к письму, а не обучению письму нужно задолго до того момента, как ребенок пойдет в школу, чтобы развить мышцы кисти ребенка, сделать его пальчики ловкими и послушными, научить правильно и уверенно держать карандаш. Дети дошкольного возраста, а тем более дети с нарушениями речи испытывают большие трудности, когда им приходится выполнять действия, требующие точности, уверенности и синхронности движений — что-то брать, вставлять, завязывать, складывать, лепить, вырезать, наклеивать, рисовать и т.д.

Графомоторика имеет огромное значение для развития детей. Благодаря приобретенным в детстве навыкам и умениям, они не столкнутся с проблемами при письме в школе, будут правильно различать границы предметов, их формы. Также графическая моторика развивает лобные доли головного мозга, что благоприятно влияет на интеллектуальные способности детей.

 

Графомоторика — это не только развитие всем привычной моторики рук. Графомоторика или графомоторный навык – это определенное положение и движения пишущей руки, которое позволяет рисовать, раскрашивать, копировать простейшие узоры, соединять точки, правильно держать карандаш, фломастер, улучшит качество письма. Если у ребенка плохо развита графомоторика, в школе он столкнется с множеством проблем. Как помочь ребенку?

Прежде всего мы стали развивать и усовершенствовать графические навыки, которые включают в себя:

Мелкую мускулатуру пальцев. Необходимы упражнения, которые бы развивали двигательные способности пальцев, увеличивали их силу и выносливость.

Зрительный анализ. Ребенок должен ориентироваться в пространстве, различать понятия «вправо», «влево», «вверх», «вниз», «в центре», «посередине».

Графический рисунок. Детям предлагается обводить по контуру, штриховать, дорисо-вывать, дополнять рисунок графическими элементами.

Графические символы. Необходимы знания элементарных геометрических фигур. Есть конкретные графомоторные упражнения, в которых предлагается выполнить точные задания: обвести линию, заштриховать, написать буквы, не отрывая руку от листка бумаги.

Работа по графомоторным навыкам дошкольников в ДОУ предусматривает решение следующих задач:

1. Развивать мелкой мускулатуры рук:

  • получить навыки правильно держать карандаш, ручку
  • развить пальцев и кистей рук
  • научить проводить точно и правильно вертикальные линии сверху вниз, горизонтальные — слева направо, овалы
  • подготовить руку к письму
  • уметь ориентироваться на листе бумаги, совершенствовать пространственные представления.

2. Совершенствовать движения рук и развитие психических процессов:

  • произвольного внимания
  • речи, памяти
  • логического мышления
  • зрительного и слухового восприятия.

3. Формировать и совершенствовать пространственных представлений:

  • ориентацию на листе
  • ориентацию в пространстве на примере собственного тела.

4. Формировать навыки учебной деятельности:

  • умений действовать по словесным инструкциям, умений самостоятельно продолжать выполнение поставленной задачи
  • контроль за собственными действиями.

В своей работе руководствуемся следующими принципами:

  • Принцип доступности- все задания должны соответствовать возрастным и индивидуальным особенностям детей.
  • Принцип систематичности – постепенно обучать детей новым приемам, упражнениям, способствующим развитию графомоторных навыков, переходя от простого к сложному, что обеспечивает равномерное накопление и углубление знаний.
  • Принцип комфортности – доброжелательность, создание для каждого ребенка ситуации успеха.

В нашей группе развитие графомоторных навыков имеют широкое применение.

Начали нашу работу с графомоторных дорожек. Сначала проходили одним пальцем, потом двумя пальцами обеих рук одновременно. Сейчас уже выполняем упражнения с помощью карандаша.

Для выполнения графических заданий используем простой мягкий карандаш. Задания четко формулируем и показываем, как правильно его выполнять. Например, вести линию с верху вниз, слева на право, линии должны идти параллельно, штриховать без пробелов, не выходя за контур.

Постоянно применяем в нашей работе разнообразные пальчиковые гимнастики. На утреннем круге, на занятиях, в вечернее время перед индивидуальной работой.

Используем следующие упражнения, которые очень нравятся нашим детям: срисовывание геометрических фигур, «Соедини по точкам», «Продолжи узор» (по клеточкам), «На-рисуй такую же фигуру».

Мы стараемся, чтобы родители стали активными помощниками и участниками в работе с детьми с ОВЗ. В начале учебного года проводим родительское собрание в группе, рас-сказываем про план работы на предстоящий год и показываем, какой материал мы будем использовать в работе с детьми. В частности, «Развитие графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста».

Показываем родителям, как пользоваться такими картами, вместе с ними пробуем работать по ним. В течение года проводим с родителями игровые тренинги, даем родителям этот материал домой для закрепления упражнений в домашних условиях.

Таким образом, если не проводить работу в области графомоторной деятельности ещё в дошкольном возрасте, в школе это может перерасти в трудности освоения навыков письма, а именно: в небрежный неразборчивый почерк, быструю утомляемость руки, слабую фиксацию рабочей строки.

Развитие графо моторных навыков играет огромное развитие в формировании личности ребенка. Эти умения позволят детям не сталкиваться с возможными сложностями при письме в школе, а также с общей успеваемостью.

Список литературы

  1. Большакова С.Е. «Формирование мелкой моторики рук: игры и упражнения» — М.: издательство «ТЦ Сфера», 2005.
  2. Голубина Т.С. «Чему научит клеточка…» — М.: издательство «Мозаика — Синтез», 2004.
  3. Голубь В.Т. «графические диктанты: пособие для занятий с детьми 5-7 лет» — М.: издательство «ВАКО», 2004.
  4. Смирнова Е.А. «Система развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста» — СПб.: издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013. 5. Беззубова Г.В. Развиваем руку ребенка, готовим ее к письму. — М., 2003
  5. Носова Е. А., Непомнящая Р. Л. Логика и математика для дошкольников. — СПб «Детство – Пресс», 2004.
  6. Графические диктанты. Пособие для занятий с детьми 5-7 лет. ТЦ Сфера, М. 2006
  7. Цвынтарный В.В. Играем пальчиками и развиваем речь. Санкт-Петербург: «Лань», 1998.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 9 (371) выйдет
16 марта 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 8 (370) за 2025 год
Скачать Номер 7 (369) за 2025 год
Скачать Номер 6 (368) за 2025 год
Скачать Номер 5 (367) за 2025 год
Скачать Номер 4 (366) за 2025 год
Скачать Номер 3 (365) за 2025 год
Скачать Номер 2 (364) за 2025 год
Скачать Номер 1 (363) за 2025 год
Скачать Номер 46 (362) за 2024 год
Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год