Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

«Реализация проектной деятельности как средство комплексного развития детей старшего дошкольного возраста»
Развивающие занятия
Автор: Столярова Мария Олеговна Иванова Юлия Дмитриевна   
18.03.2024 20:43

«Реализация проектной деятельности как средство комплексного развития детей старшего дошкольного возраста»«Реализация проектной деятельности как средство комплексного развития детей старшего дошкольного возраста»

Эффективным способом комплексного развития дошкольников является организация проектной деятельности. В статье рассматривается наш опыт работы по созданию и реализации проекта «Жизнь на Севере». В ходе проекта происходило развитие детей по всем образовательным областям, обозначенным в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования.

Основная идея проекта, который был реализован нами с детьми старшего дошкольного возраста в 2023-2024 учебном году, состояла в том, чтобы, прежде всего, расширить представления детей о России, воспитывать чувство общности, дружбы и единства с людьми различных национальностей. Мы считаем, что дошкольники, независимо от того, в каком регионе нашей страны они живут, должны познакомиться с многообразием природы, национальностей, климатическими особенностями разных уголков России. Поэтому для развития детей нашей группы, проживающих в Москве, был создан проект по знакомству с российским Севером.

 

Реализация образовательной области «Познавательное развитие» осуществлялась нами в процессе всех мероприятий проекта, и, прежде всего, в ходе бесед с детьми, словесных и настольно-печатных дидактических игр. Нами создана картотека дидактических игр, которую мы применяли для знакомства детей с природой, климатом и традициями людей, проживающих в северных регионах России. Приобретены дидактические материалы (игры, раскраски, объемные картинки, конспекты бесед и т.д.).

Беседы с детьми о традициях, культуре и особенностях быта северных народов, природе и климате Севера мы сопровождали иллюстрациями, так как наглядная информация лучше воспринимается и запоминается детьми. Также детям понравились объемные картинки, которые объединены в сборнике «Во льдах Арктики».

Особое внимание мы уделяли организации игровой деятельности детей в рамках проекта. Например, дети с увлечением играли в игру-бродилку, в ходе которой детям нужно было помочь белому мишке пробраться по льдам к своему дому. Нами приобретен для детей комплект пластиковых фигурок, изображающих пингвина, северного оленя, белого медведя, касатку и других животных. Дети играли с этими фигурками, закрепляя полученные знания об особенностях поведения северных животных.

Знакомили дошкольников с природными условиями и животными Севера посредством настольных игр, разрезных картинок, вкладышей. Игры с вкладышами представляют собой игровое поле и наборы фигурок животных, детям необходимо правильно сопоставить фигурку животного с контурным изображением на поле. Выполняя такие игровые задания, дети называли животных, пополняя свой словарный запас. В ходе игр с вкладышами осуществлялось речевое и познавательное развитие детей, а также совершенствование мелкой моторики.

Большой объем работы в ходе проекта «Жизнь на Севере» проводился в рамках образовательной области «Художественно-эстетическое развитие». В частности, на занятиях мы читали детям художественные (рассказы и стихотворения) и научно-популярные произведения о Севере. Развивающая предметно-пространственная среда группы пополнена нами художественной и познавательной литературой о природе и жителях Севера для детей. В сборе художественной литературе принимали участие дети, их родители, а также воспитатели. Среду пополнили такие книги, как «Дома мира», «Беседы о русском Севере», «Животные Арктики» и др.

Развитию творческих способностей детей, расширению их представлений о животных Севера способствовали занятия по изобразительной деятельности. Дети закрепляли полученные знания о природе и народах Севера, а также развивали свое воображение и творческие способности. На занятиях по изобразительной деятельности дети с помощью пластилина создали творческие работы на тему «Белый медведь» и «Заяц» в технике пластилинографии. На занятиях поизобразительной деятельности дети также раскрашивали раскраски «Животные Севера».

В рамках проекта нами совместно с музыкальным руководителем были организованы музыкальные занятия, на которых дети разучивали танцы северных народов с применением бубна. Такие танцы развивали познавательную сферу детей, осуществлялось художественно-эстетическое и физическое развитие.

В целях ознакомления детей с бытом и жилищем народов Севера организовали для детей просмотр познавательных мультфильмов, занятия по изготовлению поделок из природного материала в виде жилищ северных народов, провели познавательные беседы с детьми с применением интерактивной компьютерной презентации. Из природного и искусственного материала созданы мини-инсталляции сцен из жизни северных народов. Применялись такие материалы, как вата, мех, веточки, леска и др. Инсталляции создавались на занятиях и детьми с родителями дома. По итогам этой деятельности мы организовали выставку детских работ, что стало творческим продуктом нашего проекта «Жизнь на Севере». Отметим, что среди экспонатов организованной нами выставки также аппликации и работы в технике пластилинографии «Белый медведь», поделки в виде пингвинов и др.

Следует отметить, что во время проекта дети участвовали в коллективной деятельности и взаимодействовали друг с другом. Например, совместно играли в настольные и сюжетно-ролевые игры на тему Севера, принимали участие в беседах, создавали не только индивидуальную, но и коллективную творческую работу по аппликации. Также дети создавали коллективные мини-инсталляции из песка, веточек, шишек и фигурок животных во время прогулок на участке. Данная деятельность способствовать развитию детей в рамках образовательной области «Социально-коммуникативное развитие», дети учились общаться и работать в команде.

Таким образом, реализация проекта «Жизнь на Севере» позволила нам решить комплекс задач по развитию старших дошкольников, в том числе расширить представления детей о природе Севера, быте, культуре и традициях северных народов, формировать у детей интерес к изучению России.

  • Столярова Мария Олеговна
  • Иванова Юлия Дмитриевна

воспитатель ГБОУ Школа №97 ДО 3, г. Москва

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год