Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

«Всестороннее развитие младших дошкольников через сказку»
Развивающие занятия
Автор: Голышева Светлана Владимировна Романова Маргарита Александровна   
18.01.2024 01:45

«Всестороннее развитие младших дошкольников через сказку»«Всестороннее развитие младших дошкольников через сказку»

Научная статья

Голышева Светлана Владимировна, старший воспитатель, Романова Маргарита Александровна, воспитатели МБДОУ №63 «Буратино», город Ульяновск

«Ребёнок по своей природе – пытливый исследователь, открыватель мира. Так пусть перед ним открывается чудесный мир в живых красках, ярких и трепетных звуках, в сказке, игре, в собственном творчестве, в красоте. Через сказку, игру, через неповторимое детское творчество – верная дорога к сердцу ребёнка».

В. А. Сухомлинский

Взрослые иногда недооценивают роль сказки, в формировании личности, в развитии ребенка. В современном обществе русские народные сказки отходят на второй план, они заменяются многочисленными энциклопедиями и обучающей литературой. Это аргументируется тем, что дети должны познавать реальный окружающий мир, а не знакомиться с небылицами. В действительности дошкольный возраст – это возраст сказки.

скачать конспект

На самом деле, сказка должна входить в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождать его на протяжении всего дошкольного детства и оставаться с ним на всю жизнь. Со сказки начинается знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и окружающим миром. Сказка будит любознательность и воображение ребенка, развивает его интеллект, помогает понять самого себя, свои желания и эмоции, а также желания и эмоции других людей. В ней сочетается не только занимательный сюжет с удивительными героями, а также приобщает к русской культуре, к мудрому народному опыту.

Сказка имеет древнейшие корни в истории и культуре. Это один из основных жанров устного народного творчества, художественное повествование фантастического, приключенческого, бытового характера. Ребёнок рано начинает знакомиться с произведениями сокровищницы русской и мировой литературы. И, как мудрый друг, в его жизнь входит сказка. Стремясь пробудить в детях лучшие чувства, уберечь от чёрствости, равнодушия, эгоизма, народ красочно рисовал в сказках борьбу сил зла с силами добра. Чтобы закалить душевные силы ребёнка, вселить в него уверенность и неизбежность победы добра над злом, сказки рассказывали, как трудна эта борьба, но мужество, стойкость и преданность обязательно побеждают зло. Дети всегда открыты сказке, ведь в ней нет прямых наставлений: здесь главный герой всегда проявляет положительные и высоконравственные качества дружелюбия, честности, отзывчивости, самоотверженности и даже героизма, являясь для детей примером для подражания. Поэтому воспитательный эффект сказки ни с чем не сравним. В сказках внимание детей привлекается к природным явлениям, особенностям народной культуры, к повадкам животных, что стимулирует познавательный интерес к окружающему миру. А сами слова «сказка», «чудо», «волшебство» обладают особым значением и раздвигают рамки обыденной реальной действительности. Мудрый опыт поколений, использовавший сказку с целью воспитательного воздействия, и положил начало сказкотерапии. В связи с этим была определена тема опыта работы.

Актуальность и новизна опыта работы: заключается в решении задач социально – нравственного воспитания детей младшего дошкольного возраста через формирование их познавательной активности, получение знаний о сказках, сопоставить наблюдения реальной действительности с содержанием сказок. Чтобы они самостоятельно могли их придумывать, работа должна владеть структурой текста.

Цель моей работы: научить детей осознанно относиться к своим чувствам, к своему внутреннему миру, иначе говоря, способствовать становлению его самосознанию, развивать умение управлять своими чувствами средствами устного народного творчества. Нравственное здоровье и нравственное совершенствование, заложенные в детском возрасте, являются предпосылками того, что в дальнейшем ребенок станет справедливым, добрым, отзывчивым, умеющим преодолевать трудности и способен постоять за себя и своих близких, то есть социально значимым человеком.

Мы часто наблюдаем поведение детей и замечаем. Что в последнее время они стали более вспыльчивы, агрессивны, нервны. Всему этому способствует наша жизнь. Ведь обратите внимание какие мультфильмы смотрят наши дети. Мультипликационные герои уродливы и внешне и душевно. Ведь даже, если мультфильм и учит, то сами герои не имеют должного внешнего вида. Наши дети, смотря мультфильмы, учатся и познают мир. Справляться со всеми проблемами приходиться нам — воспитателям, которые слушают, играют, понимают, отвечают на все вопросы и закладывают в головы все доброе, светлое, разумное.

Мне в этом помогают сказки. В своей работе я широко применяю опыт Л. Б. Фесюковой, рекомендующей к каждой сказке подходить многогранно, нестандартно, используя определенную схему. Так, перед прочтением сказки я должна определить, что может вынести ребенок из сказки: нравственный урок, обязательно должно прослеживаться воспитание добрых чувств, речевая нагрузка — артикуляционная зарядка, развитие воображения, памяти, мышления, должны прослеживаться межобластные знания с математикой, экологией и обязательное развитие мелкой моторики рук.

Особое внимание в своей работе я уделяю сказкам Д. Родари, которые своим содержанием уже побуждают мыслить нестандартно, нетрадиционно, но не забываю и про народные сказки.

Я помогаю детям преобразовывать и по-своему воспринимать не только содержание сказки, но и придумывать нестандартные сюжетные линии, концовки, делать микс из нескольких сказок.

А еще, мне помогает изумительная книга К. И. Чуковского " От трех до семи", глава "Учим детей изображать", где для развития руки предлагается использовать объемную аппликацию, пальцевую живопись, рисование по мокрой бумаге, воскографию, монотипию и т. д. А я все это применяю при отображении детьми своего видения сказки после работы с ней, и в последствии, у нас появляются новые сказки, которые дети придумали сами и книги сделанные своими руками.

Большое внимание в своей работе я уделяю познавательным сказкам. Применение познавательных сказок оказывает положительное влияние н более прочное и быстрое усвоение знаний и использование их при решении проблемных ситуаций. У дошкольника повышается интерес к обученью, возрастает активность, и желание познать.

В целях математического развития дошкольников мной используются познавательные сказки Л. А. Левиновой, Г. В. Сапгира «Кубарик и Томатик, Весёлая математика», Т.И. Ерофеева, Л.Н. Павловой, В.П. Новиковой «Необыкновенные приключение в городе математических Загадок», «Как Топ учился математике», Т. А. Шарыгиной и др. Занимательная форма этих сказок, весёлые и остроумные герои вводят ребёнка в сложный и прекрасный мир математики. Кубарик и Томатик – герои сказок Л. А. Левиновой и Г. В. Сапгира – помогают ребёнку выделять из однородной группы один предмет по количеству, величине, различать и называть круглые предметы, определять пространственные направления.

В своей работе мной используются валелогические сказки, фольклорные, литературные, сказки современных писателей, а так же игры – путешествия и игры – матрицы. Игры – матрицы на темы: «Дом гномов», «Волшебный лес» способствуют формированию у детей культурно – гигиенических навыков, знакомят с лесом и их обитателями. Игры – путешествия на темы: «Путешествие принца Кослорода», «Путешествие принцессы Витаминки» помогают изучить строение тела человека. Фольклорные сказки: «Кот, петух и лиса», «Вершки и корешки» и литературные «Айболит», «Мойдодыр», «Федорино горе» и др. К. Чуковского, сказки современных писателей: «Петька – микроб», Г. Остера, «Свинья в гостях», «Жадная жаба», «Верное средство» Г. Юдина и др. обеспечивают закрепление и иллюстрирование основных валеологических блоков – тем: питание, ОБЖ, культурно – гигиенические навыки.

Используя в своей работе сказки социального содержания формирую у детей представления об окружающей действительности, обобщённых образах. При овладении социальным содержанием регламентирую активность ребёнка в определённой сфере взаимоотношений как со взрослыми, так и с детьми, благодаря чему происходит включение в определённую детско–взрослую общность в качестве полноправного её члена на основе присвоения социальных ролей и способов социально приемлемого поведения. Так же мне в работе помогают социально – бытовые сказки, отсутствуют чудеса, героям приходится надеяться на самого себя, свою ловкость, ум, изворотливость, жизненную хватку или просто на «его величество случай».

Мной ведётся работа и с экологическими сказками, которые помогают детям понять, что всё живое имеет потребности, которые могут быть удовлетворены хорошими условиями внешней среды. Так же эти сказки развивают умения детей мыслить системно, с пониманием происходящих закономерностей. Сказки способствуют движению мысли ребёнка и формируют его экологическое мышление.

Главная задача экологических сказок – формирование у детей осознанно – правильного отношения к различным природным объектам, и прежде всего к тем, которые находятся рядом с ними. Поэтому чтение мной сказок перемежается с наблюдениями в уголке природы, на участке детского сада, беседами, рассматриванием картин и т.д.

В своей деятельности широко применяю сказки о животных, в таких сказках действуют и животные и птицы, и рыбы. В них нет чудес, нет волшебства, хотя есть действия персонажа, не соответствующих действиям их прототипа в жизни. Такие сказки как: «Заюшкина избушка», «Теремок», «Колобок» и волшебные, под такими сказками понимают устный рассказ, в котором положительные герои помогают сверхъявственные силы, волшебные предметы, помощники, в роли которых часто выступают животные и птицы. Такие сказки: «Сивка – бурка», «Золушка» и другие.

Работая с младшими дошкольниками использую различный виды театров, знакомлю детей с основами актёрского мастерства. Для этого использую различные сказочные этюды, этюдный тренажёр, помогающий развивать память и восприятие, прививать навыки отображения различных эмоций, настроений, различных черт характера.

Использую в работе с малышами так же кукольный театр объединяя его с театрализованной игрой. Неуверенные в себе дети чаще всего предпочитают кукольный театр, так как его необходимый атрибут – ширма, за которую ребёнок стремится спрятаться от зрителя. Те дети, которые преодолевают робость, чаще всего у меня просятся участвовать в инсценировках (постановке, спектакле) как актёры драматического театра. При этом они наблюдают друг за другом, обобщают свой опыт.

Не малую роль в младшем дошкольном возрасте играют различные игры на развитие мелкой моторики пальцев и рук, мной используется различный методический материал в данном направлении, такой как: «Курочка ряба», «Волшебные лепестки», «Любимые игрушки», «Одень Мишутку», «Собери правильно бусы для Жучки», «Укрась платье Лисички — сестрички».

В своей деятельности часто использую различные виды сказкотерапии. Детям очень нравится данный вид работы, они с большим интересом проходят весь ритуал сказки от входа, до выхода из неё, на своей практике. Мной была проведена сказкотерапия по следующим темам: «Цветок – лепесток», «Жадный великан», «Дюймовочка».

Я включаю сказки во всех видах детской деятельности, провожу различные выставки продуктивной деятельности детей, например, рисование: «Мой любимый сказочный герой», «В стране сказок», лепка: «Колобок», «Курочка ряба», аппликация: «Теремок», «Три медведя», «Заюшкина избушка» и другие. Много информации содержат детские рисунки, выполненные после прослушивания сказки, просмотра спектакля. Внимательно всматриваясь в них, анализируя их тематику, содержание, характер изображения, средство выразительности и так далее, можно узнать, кто из героев сказки вызвал у детей наибольший эмоциональный отклик, понравился больше всех; каким представляют себе дети тот или иной сказочный персонаж и так далее. Таким образом, сказка, услышанная детьми из уст взрослых или увиденная на «театральных подмостках» детского сада, может стать сильным эмоциональным стимулом, питающие детское творчество явиться источником новых художественных впечатлений детей. Чем интенсивнее эмоциональное воздействие сказки на детей, тем интереснее и разнообразнее их рисунки.

Особое значение для развития процесса воображения имеют сюжетно — ролевые игры. Сказка и игра — самый верный и короткий путь к детскому разуму и сердцу. С помощью игры и сказки значительно легче привить ребенку определенные навыки, научить ладить с другими детьми и взрослыми. Руководство педагога во время игры, как правило, не носит обучающего характера. Дети активно погружаются в игровую атмосферу, в мир сказок, где импровизационное творчество воспитателя и ребенка не избежно.

На протяжении нескольких лет, я пользуюсь в работе современными образовательными технологиями наглядно – игрового моделирования в работе по развитию речи дошкольников.

Схемы и модели служат дидактическим материалом в работе по развитию связной речи детей. Использую их для:

  • обогащения словарного запаса;
  • отгадывания и составления загадок про сказочных персонажей к различным сказкам;
  • при пересказах сказок.

Одно из важнейших средств развития речи является наглядное моделирование.

Каждый ребенок должен научиться в детском саду содержательно, грамматически правильно, связно и последовательно излагать свои мысли. В этом ребёнку хорошо помогают различные не сложные по содержанию сказки.

В результате работы с детьми в данном направлении, я пришла к выводу, что использование наглядного моделирования является важным звеном в развитии связной речи детей.

Так же на протяжении долгого времени во всех областях образовательной программы, мной реализовывались поставленные задачи работы с опорой на индивидуальные особенности младших дошкольников.

С 03 ноября – 07 декабря 2023г. мной был разработан и реализован проект на тему «В гостях у сказки», цель данного проекта заключалась в формирование у дошкольников позитивного поведения с опорой на пример положительных сказочных героев, повышение уверенности в себе и адекватной личностной самооценки, благоприятных межличностных отношений, развитие разнообразных форм коммуникации, творческих способностей, активизации познавательного интереса к устному народному творчеству через интеграцию образовательных областей: речевое развитие, социально – коммуникативное, познавательное, художественно – эстетическое. Были поставлены определённые задачи, которые мною полностью реализованы на протяжении всего проекта. Разрабатывался перспективный план работы на момент реализации проекта. В проекте принимали участие: дети, родители, специалисты (педагог – психолог, музыкальный руководитель). Результативность проектной деятельности была положительной, у детей лучше развилась фантазия, творческие способности, они стали менее раздражительны, более дружелюбны, самостоятельны, конфликтные ситуации научились решать спокойно, иногда для решения проблемной ситуации дети стали опираться на примеры поступков положительных сказочных героев.

Мной было разработано методическое пособие для воспитателей и детей младшего дошкольного возраста: «Путешествие по сказочной стране».

Я создавала мини книжки – раскладушки: «Водичка. Водичка…умой моё личико!», сказка в стихах «Три поросёнка», «В гостях у сказки».

С детьми и их родителями регулярно провожу литературные викторины, развлечения, чайные гостиные по различным темам, а так же консультирование по волнующим их вопросам, вообщем, активно с ними сотрудничаю.

3. Технология опыта.

Реализация моего опыта осуществлялась в несколько этапов.

НаI этапе (подготовительный) мной производились следующие действия:

  • Обдумывание опыта работы
  • Сбор информации и материала

II этап был (организационный) который заключался в следующей работе:

  • Составление сценария семинара – практикумома для педагогов
  • Подготовка сценариев круглых столов, чайных гостевых для родителей
  • Написание сценариев литературных викторин для детей и родителей
  • Составление папки «Консультации для родителей»
  • Подготовка родительских собраний
  • Написание конспектов занятий, сценариев

На III этапе (формирующий) мной осуществлялась такая работа как:

  • Совместная работа с детьми и родителями в различных формах
  • Проведение конкурсов, выставок продуктивной деятельности детей по тематике опыта работы
  • Проведение занятий с детьми по разным областям программы с использованием литературных героев и тематик.
  • Реализация опыта работы с детьми в различных видах деятельности

IVэтап (итоговый) заключался в:

  • Награждение победителей конкурсов, благодарственные письма родителям
  • Анализ результативности опыта работы

4. Результативность опыта.

С целью выявления динамики развития детей во 2 младшей группе и средней группе мной проводился промежуточный мониторинг по области «Социализация».

Круговая система мониторинга позволила оперативно выделить детей с проблемами в развитии по области «Социализация», а также определить трудности в усвоении детьми программы по данной области.

В результате целенаправленной работы выявлена положительная динамика в освоении детьми области «Социализация», произошли положительные изменения уровня сформированной компетенции в образовательной области «Социализация».

Результаты промежуточного мониторинга по области «Социализация» во 2 младшей группе.

Умение принять на себя роль, объединить несколько игровых действий в единую сюжетную линию – сентябрь 81% — май 91, 8 %, с низким уровнем уменьшилось с 18, 9% до 8,1%.

Умение разыгрывать самостоятельно и по просьбе взрослого отрывки из знакомых сказок – сентябрь 70, 2% — май 91, 8%, с низким уровнем уменьшилось с 29, 7% до 8,1%.

Умение имитировать мимику, движения, интонацию героев литературных произведений – сентябрь 83, 7% — май 94, 5%, с низким уровнем уменьшилось с 16, 2% до 5,4%.

Способность придерживаться игровых правил в дидактических играх литературного содержания – сентябрь 78, 3% — май 94, 5%, с низким уровнем уменьшилось с 21, 6% до4, 4%.

Результаты промежуточного мониторинга по области «Социализация» в средней группе:

Умение принять на себя роль, объединить несколько игровых действий в единую сюжетную линию – сентябрь 75, 6% — май 91, 8 %, с низким уровнем уменьшилось с 24, 3% до 8,1%.

Умение разыгрывать самостоятельно и по просьбе взрослого отрывки из знакомых сказок – сентябрь 83, 7% — май 94, 5%, с низким уровнем уменьшилось с 16, 2% до 5,4%.

Умение имитировать мимику, движения, интонацию героев литературных произведений – сентябрь 81, 1% — май 91, 8%, с низким уровнем уменьшилось с 18, 9% до 8,1%.

Способность придерживаться игровых правил в дидактических играх литературного содержания – сентябрь 70, 2% — май 91, 8%, с низким уровнем уменьшилось с 29, 7% до 8,1%.

Список используемой литературы

  1. Познавательные сказки для детей 4 – 7 лет. Методическое пособие/Сост. Л.Н. Вахрушева. – М.: ТЦ Сфера, 2011. – 80с. (Новый детский сад с любовью).
  2. Антипина Е.А. Театрализованная деятельность в детском саду: игры, упражнения. Сценарии. 2- е изд., перераб. – М: ТЦ Сфера 2009. – 128 с. (Библиотека журнала «Воспитатель ДОУ».
  3. Куликовская Т.А. Сказки – пересказки. Обучение дошкольников пересказу: Учебно – методическое пособие для педагогов и родителей. –СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2010. – 80.
  4. Пахомова О.Н. Добрые сказки. Этика для малышей. – М.: книголюб, 2006. – 88 с. (Развивающие сказки для детей).
  5. О.А. Занятия по развитию связной речи дошкольников и сказкотерапия. – М.: ТЦ Сфера, 2009, 2 – е изд. – 208 с. — (Детский сад с любовью).
  6. http: //www. bayushki. ru/tales_age. htm — «Сказки по возрасту».
  7. http: //ped-kopilka. ru – «Развитие интереса к народному творчеству через ознакомление с русскими народными сказками у детей младшего дошкольного возраста».
  8. http: //art-devivre. ru/skazkoterapiya — «Сказкотерапия дошкольникам».
  9. http: //live-and-learn. ru/Skazkoterapiya-kak-ona-est. html– «Игры со сказками: как развить воображение ребёнка с помощью сказкотерапии».
  10. http: //www. ivanok. ru– «Сказки в стихах».
  11. http: //refinst. ru — Литературная викторина для детей среднейна тему: «Наши любимые сказки».
  12. http: //xreferat. ru– «Роль сказки в развитии малыша».
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 15 (331) выйдет
22 апреля 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 14 (330) за 2024 год
Скачать Номер 13 (329) за 2024 год
Скачать Номер 12 (328) за 2024 год
Скачать Номер 11 (327) за 2024 год
Скачать Номер 10 (326) за 2024 год
Скачать Номер 9 (325) за 2024 год
Скачать Номер 8 (324) за 2024 год
Скачать Номер 7 (323) за 2024 год
Скачать Номер 6 (322) за 2024 год
Скачать Номер 5 (321) за 2024 год
Скачать Номер 4 (320) за 2024 год
Скачать Номер 3 (319) за 2024 год