Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

«Развитие саморегуляции детей дошкольного возраста с помощью технологии «Рефлексивный круг»
Развивающие занятия
Автор: Рефлексивный Круг   
27.12.2023 14:31

«Развитие саморегуляции детей дошкольного возраста с помощью технологии «Рефлексивный круг»»«Развитие саморегуляции детей дошкольного возраста с помощью технологии «Рефлексивный круг»

Развитие саморегуляции у детей одна из актуальных проблем современной педагогики. Эмоциональная сфера у детей формируется с самого рождения, и этап ее становления считается особенно важным. Приспособиться к какой-либо ситуации помогают ребенку эмоции, которые в будущем способствуют социальному и нравственному развитию и влияют на его поведение. Поэтому необходимо научить ребенка самому регулировать, управлять своими чувствами и эмоциями. Развитие у ребенка старшего дошкольного возраста произвольности является одним из основных показателей готовности к школе. Если у ребенка недостаточно сформированасаморегуляция, он плохо включается в процесс обучения, что при нормальном уровне интеллектуального развития может привести к отставанию в освоении школьной программы.

Значение саморегуляции для достижения успехов в любой деятельности очевидно. Ее роль в развитии ребенка подчеркивали многие авторы, называя ее по-разному произвольное поведение, самоконтроль и т.д.

 

Ученые в своих исследованиях показали, как несформированностьсаморегуляции порождает неуспеваемость в плане неусвоения знаний в заданном темпе, недостаточную продуктивность интеллектуальной деятельности и т. д.

Именно эта проблема нас беспокоила больше всего. Так как большинство детей нашей группы не умели разрешать конфликты самостоятельно, не умели договорится, слушать и слышать взрослого и товарища, распределить обязанности, начинать и доводить до конца какое-то дело.

Решить данную проблему нам помоглатехнологии эффективной социализации Н.П. Гришаевой, цель которойразвитие у дошкольниковсаморегуляции.

Давайте разберемся, что же такое саморегуляция. В разных источниках такие толкования, но они очень похожи.

Саморегуляция – это самоорганизация различных видов психической активности человека.

Саморегуляция -это спланированное и разумное поведение, отслеживание и контроль собственных действий

Саморегуляция -это процесс управления человеком собственными психологическими и физиологическими состояниями, а также поступками.

Исследования таких ученых, как Д.Б. Эльконин, А.К. Маркова, В.В. Давыдов доказывают, что к концу дошкольного возраста у детей должны быть сформированы такие новообразования как произвольность и способность к саморегуляции.

А опираясь на ФГОС ДО, мы должны развивать у детей «становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий»

Как же создавать такие ситуации и формы активности, при которых развитие саморегуляции ребенка старшего дошкольного возраста, протекало бы в максимально адекватных для ребенка условиях? Каким образом решить проблему развития саморегуляции детском саду, не прибегая к перестройке всей жизнедеятельности детей?

В этом нам помогла технология ЕРК (Гришаева Н.П ежедневный рефлексивный круг).

Всю работу мы разбили на этапы.

На первом, подготовительном этапе мы через вебинары и методические пособия изучили данную технологию.

Основная целькоторой – развитие у дошкольников навыков саморегуляции поведения, освоение ими социальных ролей и нравственных позиций.

Провели мониторинг сформированностисаморегуляции у детей нашей группычерез наблюдение в ходе ЕРК.

Результаты получились следующие:

  • Детей заинтересовала новая форма бесед, её атрибутика;
  • Большинство детей активно включались в беседу, но часто перебивали, много говорили;
  • Вместе с тем, большое количество детей не могли поддержать беседу в круге, они кривлялись, падали, толкали друг друга, или молчали, а также закрывали лицо руками, стеснялись;
  • Не до конца выслушивали товарищей, перебивали, выкрикивали, смеялись;
  • Не умели договориться, прислушиваться друг к другу и т.д.

В методической литературе для себя я вычленила, что саморегуляция дошкольника состоит из нескольких сфер, которые необходимо ежедневно тренировать в ребенке:

  • Двигательная сфера, которая контролирует движения ребенка. Поэтому в ЕРК мы учились сидеть сначала на стульях, потом на ковре, на корточках, не толкая товарищей, не падая и не принимая не естественные позы. Учились выслушивать ответ товарища до конца, не перебивая его, учились не уходить из круга, пока не закончится беседа. Учились вовремя передавать мяч или клубочек, чтобы начал говорить другой ребенок. Контролирование двигательной сферы, очень трудная для дошкольников задача в силу возрастных особенностей, поэтому мы предлагали детям расслабиться, проводя разнообразные дыхательные гимнастики и тренинги.
  • Эмоциональная сфера, её также трудно контролировать. Дети не умеют скрывать радость, огорчение, досаду, вину, страх. Поэтому в ходе ЕРК учили детей действовать по образцу, заданному воспитателем, то есть учили детей произвольно направлять свое внимание на ощущения и определять их характер (приятно-неприятно, спокойно-беспокойно, вкскло-грустно, радостно-обидно и т.д.),
  • Сфера общения. В ходе РК дети учились управлять своим состоянием –сопереживать, сочувствовать, чувствовать эмоциональное состояние товарища.
  • Сфера поведения. Эта самая сложная сфера, которую дети старались осваивать путем собственных проб и ошибок. Мы, взрослые, также учились вместе с детьми адекватно реагировать на истерики ребенка, кривляния, отрицания и т.д. Скажу честно, это очень трудно. У меня это часто не получалось. На помощь приходил старший воспитатель, показывал свои примером, пути выхода из сложившейся ситуации.

Тренировка данных сфер требует от педагога также навыков саморегуляции, т.е. не уходить от сложившихся проблем, а помочь ребенку справиться с ними, оказать ему должную помощь и поддержку. Также педагогам важно уважительно относиться к просьбам ребенка, не осуждать его, а понять его поведение, почему именно так он поступил в данной ситуации.

Чтобы данная работа принесла результаты я поставила перед собой следующие задачи:

  • научить детей взаимодействовать в коллективе, выстраивая дружеские отношения;
  • развивать умения контролировать свое поведение;
  • способствовать развитию умения выражать свои чувства и переживания публично;
  • учить детей слушать и понимать друг друга;
  • сплотить детский коллектив;
  • активно вовлекать родителей к жизни детей вДОУ.

На втором, внедренческом этапе, мы начали активное ежедневное проведение ЕРК. Заранее были подобраны атрибуты круга (колокольчик, клубок, свечу), а также музыка для рефлексии. С помощью колокольчика я собирала детей на круг, это был условный сигнал. Свечу ставили в центр круга. Дети располагались на ковре, сидя на корточках. Клубок, предавался тому, кто говорит.

Затем совместно с детьми приняли правила круга, которые нельзя нарушать:

  • Говорит только тот, кто у кого в руках мячик;
  • Если не хочешь говорить, можешь пропустить свою очередь;
  • Не повторять то, что кто-то уже сказал;
  • Не уходить из круга, пока он не закончится;
  • Если правила нарушаются – нужно поднять руку.
  • Если поднята рука – все участники круга замолкают.
  • Задавать вопросы своим родителям по теме прошедшего круга.

Ежедневный рефлексивный круг (ЕРК) мы начинали каждый день перед завтраком со всеми детьми, присутствующими в группе. Обсуждение занимало от 5 до 15 минут. Утренний круг начинали с приветствия, создавая контакт между детьми. Для этого я использовала клубочек, который дети передавали по кругу с ласковыми словами для каждого ребенка, так же использовали тактильный контакт. Тем самым, устанавливая дружескую атмосферу на целый день. В утренний отрезок времени обсуждали планы на день. И каждый день маленькими шажками учили детей важным способам саморегуляции.

Темы для бесед, планировали в соответствии с темой недели, или «Ситуацией месяца». Если же в группе возникал конфликт, то организовывался «экстренный круг», где обсуждали сложившуюся ситуацию. Что случилось? Почему так произошло? Как решить ситуацию? Для примирения мы использовали подушку «дружбы».

Мы стремились, чтобы круг, образованный детьми, находился всегда в одном и том же месте, так как далее, дети привыкают и могут обсуждать свои проблемы в кругу и сами без присутствия воспитателя.

Каждый круг мы заканчивали технологией «К родителям через детей». Дети должны были дома задавать своим родителям вопросы по теме прошедшего «круга» или по ситуации месяца, например, «Мальчики и девочки»: «Мама, а был ли у тебя мальчик, который тебе нравился? Как вы с ним дружили»? Но в силу своих возрастных возможностей многие дети забывали спросить родителей, поэтому мы немного зашли в тупик, и работа «как бы встала». Тогда мы решили проводить рефлексивный круг еще и в вечерний отрезок времени, подводя на нем итогипрошедшего дня, все ли у нас получилось, что мы запланировали, что не забыть спросить дома у папы с мамой.

С уверенностью можно отметить, что внедрение данной технологии далоположительный результат, у половины детей группы саморегуляциясформирована или находится в стадии формирования:

  • Дети сохраняют круг в течение беседы, достаточно времени умеют сдерживать себя и сидеть, не мешая другим
  • Дети усвоили социальные нормы, характерные для их возраста.
  • Они не остаются равнодушными к происходящему вокруг, активно принимают участие в жизни группы, стараются вежливо общаться друг с другом и с окружающими взрослыми,

Однако нам необходимо продолжить данную работу, так как остаются на контроле такие навыки, как

  • сразу включаться в беседу,
  • бесконфликтно решать возникшие споры,
  • вести диалог, внимательно слушать и понимать друг друга и взрослых,
  • контролировать эмоциональную сферу
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 15 (331) выйдет
22 апреля 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 14 (330) за 2024 год
Скачать Номер 13 (329) за 2024 год
Скачать Номер 12 (328) за 2024 год
Скачать Номер 11 (327) за 2024 год
Скачать Номер 10 (326) за 2024 год
Скачать Номер 9 (325) за 2024 год
Скачать Номер 8 (324) за 2024 год
Скачать Номер 7 (323) за 2024 год
Скачать Номер 6 (322) за 2024 год
Скачать Номер 5 (321) за 2024 год
Скачать Номер 4 (320) за 2024 год
Скачать Номер 3 (319) за 2024 год