Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

«Эйдетика как метод развития памяти у детей младшего дошкольного возраста»
Развивающие занятия
Автор: Антипова Юлия Александровна   
17.10.2023 14:01

«Эйдетика как метод развития памяти у детей младшего дошкольного возраста»«Эйдетика как метод развития памяти у детей младшего дошкольного возраста»

«Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам — он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету»

К.Д. Ушинский.

Актуальность:

Наблюдая за детьми в группе, я отметила для себя, что всё чаще наблюдается ограниченное запоминание у детей. Т.е. образная, богатая описаниями запоминание у детей – встречается редко. Дети не могут сами сосредоточить своё внимание на каком-то значительном для них событии или художественном произведении, не могут одновременно заметить не только предметы, явления, но и главное: связь между ними. Таким образом, можно сделать вывод, что у воспитанников недостаточное устойчивое внимание, сниженная память, слабая продуктивность запоминания. Передо мной стояла задача, выбрать новые инновационные методы и приемы дляразвитие памяти детей младшего дошкольного возраста. И, конечно же, я обратилась к интернету, перечитав много литературы и пересмотрев многие вебинары, я познакомилась и подружилась с эйдетикой.

 

Эйдетика ( «эйдос» в переводе с греческого – «образ, фотографическая память») — особый характер памяти преимущественно на зрительные впечатления, позволяющий удерживать и воспроизводить живой образ воспринятого ранее предмета или явления. В этот образ также входят образы восприятия (слуховые, тактильные, двигательные, вкусовые, обонятельные).

Метод эйдетики строится на принципе образных ассоциаций, благодаря которым ребенок может быстрее, качественнее запоминать материал, сохранить его и легко воспроизвести. Эйдетика лучший помощник в обучении детей. Дети мыслят «формами, звуками, красками и ощущениями». Эта возрастная закономерность требует, чтобы мышление маленького ребенка развивалось среди природы, чтобы он одновременно видел, слышал, переживал и думал. В основе всех методов в эйдетике лежат ассоциации. Любой предмет представляется, сравнивается. Когда ребенок еще не говорит, родители с ним разговаривают и показывают ему все. Ребенок запоминает сказанное слово, также быстро, как он запоминает картинки и образы, если говорить это слово много раз, произнося его и указывая на предмет, который это слово обозначает, то ребенок, когда начнет говорить, он не просто говорит слова, он четко понимает, о чем идет речь. В мозге ребенка складывается следующая логическая схема: звук смысл графический образ. Следовательно, если дети мыслят образно, нам необходимо этим пользоваться в их обучении. Эйдетика метод, развивающая внимательность, мышление, она придает эмоциональную окраску познанию. Благодаря одновременности видения, слухового восприятия, переживания и мышления в сознании ребенка формируется то, что в психологии называется эмоциональной памятью. По возможности надо стараться учить детей мыслить у первоисточника мышления, среди природы и труда.

Принцип Эйдотехники заключается в следующем: любую информацию можно представить в виде ассоциативных образов, которые очень быстро запоминаются и с такой же легкостью могут потом воспроизводиться.

Методика запоминания на основе эйдетики изменяет весь подход к запоминанию информации. Эффективность приемов эйдотехники основан на том факте, что дети познают окружающий их мир с помощью наглядно-образного мышления. Этот способ заучивания можно спутать с демонстрацией обычных иллюстраций, но это совершенно не верно. Картинный фон, который наблюдает ребёнок, одновременно с чтением стиха, помогает воспринять стихотворение по двум органам чувств – зрительному и слуховому, а значит, лучше его понять и запомнить.

Вся работа велась в трех направлениях:

  1. Изучение методической литературы.
  2. Работа с детьми.

Использование эйдетики как метода развития памяти у детей, открыл для меня огромные возможности для творчества и в образовательной деятельности, и в совместной деятельности взрослого и ребёнка. Даёт возможность детям усваивать сложный материал легко и быстро. Занятия с использованием эйдетики всегда проходили интересно не только для детей, но и для меня. Дети обучались в интересной игровой форме, без умственных и эмоциональных перегрузок.

- это «Лото ассоциации». Здесь дети работали над ассоциативными картинками или игрушками-героев сказок. Давала детям задание по ассоциации составить рассказ или сказку. Дети работали в группе, а также индивидуально.

- «Запомни движение» Детям показывался на экране различные движения в сопровождении музыки. Дети должны были запомнить движение и повторить далее самостоятельно.

- «Запомни слова». В данном занятии создавала картотеку с картинками Дети хорошо запоминают то, что нарисовано. Ведь это не придуманный, а реальный (пусть и на бумаге) образ. Поэтому так часто метод ассоциативного рисунка применяется в заучивании стихотворений и скороговорок.

- «Что изменилось» В данном занятии поставила на стол несколько предметов, среди которых будут шарики, кубики. Попросила ребенка назвать каждую фигуру и постараться запомнить их расположение. После этого переставила фигуры. Задача малыша — угадать, где какая фигура находится, как изменился расположение фигур.

- «Что исчезло»

- «Что так звучит» Игра проводилась с применением музыкальных инструментов и аудио записей голосов животных. Дети должны угадать что так звучит и это чей голос.

Стимулировала детей к использованию разнообразных способов выполнения заданий на занятии без боязни ошибиться, получить неправильный ответ. Применяла задания, позволяющие ребенку самому выбирать тип, вид и форму материала. Создавала педагогические ситуации общения, позволяющие каждому ребенку проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность к способам работы. Проводила с детьми рефлексию занятия (обсуждать с детьми в конце занятия не только того, что мы узнали, но и того, что понравилось (не понравилось) и почему; чтобы хотелось выполнить еще раз, а что сделать по-другому.)

3. Работа с родителями

  1. Выступила докладом на тему: «Применение средств эйдетики на занятиях по развитию речи» в методическом объединении воспитателей в младшей группе.
  2. Проводила родительское собрание по теме «Применение метода Эйдетики по развитию речи детей». Провела мастер-классы:

- по составлению таблиц, схем.

- по заучиванию стихотворений, текстов.

- использование метода эйдетики в доме, составление мнемотаблиц.

3. Консультации для родителей:

- «Эйдетики – понятие и особенности метода эйдетики»

- «Необходимость применение эйдетики»

Подведение итогов самообразования

1. Углублен уровень теоретических и практических знаний;

У детей:

  1. развит интерес, мотивация к изучению нового и неизвестного в окружающем мире; значительно расширился кругозор;
  2. сформировано целостное восприятие окружающего мира в соответствии с возрастом;
  3. некоторые дети проявляют самостоятельность при использовании схем, мнемотаблиц;
  4. значительно обогатился словарный запас; повысился уровень запоминания; сформированы навыки связной речи, адекватные возрасту;
  5. повысился уровень в области развития у детей основных психических процессов: памяти, внимания, восприятия и мышления.

Таким образом, за этот год был заложен фундамент моей дальнейшей педагогической деятельности. Я продолжу работу по данной теме и надеюсь, что это поможет детям в дальнейшем (например, в школе).

Антипова Юлия Александровна

Воспитатель 1 квалификационной категории

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 16 (332) выйдет
5 мая 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 15 (331) за 2024 год
Скачать Номер 14 (330) за 2024 год
Скачать Номер 13 (329) за 2024 год
Скачать Номер 12 (328) за 2024 год
Скачать Номер 11 (327) за 2024 год
Скачать Номер 10 (326) за 2024 год
Скачать Номер 9 (325) за 2024 год
Скачать Номер 8 (324) за 2024 год
Скачать Номер 7 (323) за 2024 год
Скачать Номер 6 (322) за 2024 год
Скачать Номер 5 (321) за 2024 год
Скачать Номер 4 (320) за 2024 год