Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
 

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

«Сенсорное развитие детей дошкольного возраста» (рекомендации для родителей и педагогов).
Развивающие занятия
Автор: Холопова Елена Владимировна   
09.09.2023 21:01

«Сенсорное развитие детей дошкольного возраста» (рекомендации для родителей и педагогов).«Сенсорное развитие детей дошкольного возраста» (рекомендации для родителей и педагогов).

АВТОР: ХОЛОПОВА ЕЛЕНА ВЛАДИМИРОВНА УЧИТЕЛЬ-ДЕФЕКТОЛОГ МАДОУ «ДЕТСКИЙ САД №42», Г. ВЕЛИКИЙ НОВГОРОД.

Сенсорное развитие ребенка — это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. п.

Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.

Готовность ребенка к школьному обучению в значительной мере зависит от его сенсорного развития. Исследования, проведенные детскими психологами, показали, что значительная часть трудностей, возникающих перед детьми в ходе начального обучения, связана с недостаточной точностью и гибкостью восприятия.

 

В развитии сенсорных способностей важную роль играет освоение сенсорных эталонов – общепринятых образцов свойств предметов. Например, 7 цветов радуги и их оттенки, геометрические фигуры, метрическая система мер и пр.

Сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребенка, с другой стороны, имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо и для успешного обучения ребенка в детском саду, в школе, и для многих видов трудовой деятельности.

В детском саду ребенок обучается рисованию, лепке, конструированию, знакомится с явлениями природы, начинает осваивать основы математики и грамоты. Овладение знаниями и умениями во всех этих областях требует постоянного внимания к внешним и внутренним свойствам предметов. Так, для того чтобы получить в рисунке сходство с изображаемым предметом, ребенок должен достаточно точно уловить особенности его формы, цвета, материала. Конструирование требует тщательного исследования формы предмета (образца), его структуры и строения. Ребенок выясняет взаимоотношение частей в пространстве и соотносит свойства образца со свойствами имеющегося материала. Без постоянной ориентировки во внешних свойствах предметов невозможно получить объективные представления о явлениях живой и неживой природы, в частности об их сезонных изменениях. Формирование элементарных математических представлений предполагает знакомство с геометрическими формами и их разновидностями, сравнение объектов по величине. При усвоении грамоты огромную роль играет фонематический слух — точное дифференцирование речевых звуков — и зрительное восприятие начертания букв.

Усвоение сенсорных эталонов — длительный и сложный процесс, не ограничивающийся рамками дошкольного детства и имеющий свою предысторию. Усвоить сенсорный эталон — это вовсе не значит научиться правильно называть то или иное свойство объекта. Необходимо иметь четкие представления о разновидностях каждого свойства и, главное, уметь пользоваться такими представлениями для анализа и выделения свойств самых разнообразных предметов в самых различных ситуациях. Иначе говоря, усвоение сенсорных эталонов — это адекватное использование их в качестве “единиц измерения” при оценке свойств веществ.

Каждое начало учебного года мною проводится диагностическое обследование детей, с целью определения и последующей коррекции возможных трудностей развития каждого ребенка группы. Анализ результатов показывает, что большой процент детей имеет недостаточный уровень сформированности сенсорных эталонов.

В связи с этим мною были подобраны различные игры и задания, которые помогут стимулировать вам сенсорное развитие ребенка. Данные игры активно используются в моей практике, и доказали свою эффективность.

Развитие моторной и сенсорной сфер является базой в развитии любого малыша.

Игры подобраны таким образом, чтобы дать вам толчок к самостоятельному придумыванию аналогичных игр. Использование игр зависит от возможностей ребенка, и вы должны научиться использовать их по степени усложнения.

В беседах родители часто задают нам вопрос: зачем все это надо? Много раз делать одно и тоже, искать, подбирать методы и приемы, создавать специальные условия и часто не получать результата или получать его минимальным. В начале моей практики и мне было сложно ответить на этот вопрос. Теперь мы его знаем ответ и не раз обсуждали его с родителями. Это нужно:

- Для того, чтобы сделать все возможное, чтобы в будущем обезопасить жизнь вашего ребенка, сделать его более самостоятельным. Для того, чтобы он мог попросить пить, если захочет, дать знать, если у него что-то заболит, и чтобы не только вы, но и все остальные, поняли его просьбы и желания.

- А, главное, это надо для того, чтобы научить ребенка радоваться.

В начале каждой игры выделены реализуемые в ней цели. Важно понимать, что данные цели решаются не только в процессе специально организованных игр, но и в процессе обычных бытовых моментов. Сочетание правильно простроенных режимных моментов и специальных игр позволит вам сделать процесс развития ребенка более интересным для вас и вашего малыша.

Лото «парные картинки»

Цель: Стимуляция познавательной активности ребенка; развитие зрительного восприятия и зрительного соотнесения; развитие оптико-моторной координации; стимуляция речевой активности ребенка.

Подобные пособия различные по сложности родитель может приготовить самостоятельно. Для этого необходимо нарисовать (или вырезать) по две одинаковые картинки.

В самом начале предлагаются картинки, на которых изображен знакомый ребенку предмет или зверюшка. Если у ребенка практически отсутствует речь, то желательно, чтобы на картинке был подобран предмет, способствующий стимуляции у ребенка звукоподражания ( «би-би», «ав-ав», «мяу», «тик-так» и т.п.). На данной картинке представлен более сложный вариант задания, где, одновременно с развитием представлений об окружающем, ребенка можно учить отвечать на вопрос «где?», используя различные предлоги.

Игра «дорога»

Цель: Развитие зрительно-моторной координации и речи.

Ребенку предлагается картина, на которой изображена дорога, горы, едущая машина. Ребенок берет жетон и показывает, как он может катиться по дороге: вверх, вниз, вправо, влево.

Игра «домик с дорожками»

Цель: Стимуляция зрительно-моторной координации.

В данную игру очень любят играть дети различных возрастов и с различными проблемами, в том числе и

с трудностями в коммуникации. Ребенку предлагается бросить шарик в отверстие. Шарик прокатывается по всем дорожкам, издавая звук, а ребенок прослеживает за движениями шарика

Игра «столик с молоточком»

Цель: Развитие грубой моторики и зрительно-моторной координации.

Ребенку предлагается стукнуть молоточком и «забить брусочек». Можно стимулировать произнесение у ребенка слова «бам», или «тук». Различные модификации данной игры на сегодняшний день имеются в продаже. Дети очень любят игру с пластмассовым молоточком, который при «забивании гвоздиков» сам издает звук.

Игры под музыку с использованием

различных музыкальных игрушек

(дудочки, маракас, бубен, барабан)

Цель: Развитие слухового восприятия у детей, стимуляция двигательной активности ребенка.

  1. Ребенку можно предложить угадать: где звучит или что звучит.
  2. Можно стимулировать ребенка издавать звуки под музыку. Более сложный вариант задания: ожидать определенного момента, чтобы издать звук.
  3. Ребенку можно предложить одновременно с издаванием звука производить определенные движения.

Данные игры могут использоваться на занятии в качестве своеобразной «музыкальной паузы». Это поможет переключить ребенка с одного задания на другое. Повысит его общий психический тонус.

Также данные задания позволят объединить в одну игру несколько различных детей, причем в зависимости от уровня развития детей, им можно предложить различные по сложности музыкальные инструменты.

Игра «липучка»

Цель: Развитие зрительно-моторной координации.

Ребенку предлагается отрывать и приклеивать кусочки липучки.

Игры с разрезными картинками

Цель: Развитие зрительного восприятия, зрительно-моторных координаций и пространственного мышления.

Родитель самостоятельно может изготовить подобные игры. Картинки разрезаются по вертикали (горизонтали, диагонали) на различное количество частей. Задание можно предлагать с образцом (т. е. перед глазами у ребенка имеется готовая картинка) и без образца.

Задание «обводка»

Цель: Развитие мелкой моторики и зрительно-моторной координации.

Ребенку предлагаются различные шаблоны, которые может приготовить родитель или старший ребенок. После обведения шаблонов у ребенка получается соответствующий рисунок (дорожка с домиком; геометрические фигуры и т.п.).

Задание с картинками «распорядок дня»

Цель: Развивать у ребенка способность к пониманию последовательности происходящих событий и структурированию режимных моментов.

Ребенку предлагается расположить картинки в определенной последовательности соответственно распорядку дня. Родитель может использовать эти картинки, чтобы приучить ребенка к определенному распорядку.

Вместо картинок могут использоваться фотографии.

Игра «нанизывание колец»

Цель: Развитие зрительно-моторной координации; формирование соотнесения числа и количества, формирование состава числа.

Ребенку предлагается нанизывать на штырь соответствующе количество кружков.

«Монетки»

Цель: познакомить детей с предметами круглой формы, но разной величины. Соотносить их в соответствующие отверстия.

Дидактический материал: прозрачная упаковка из-под крема, в крышке которой вырезаны отверстия разной величины. Монетки разной величины.

«Матрешка»

Цель: научить детей различать предметы по величине. Учить простым действиям (вкладывать и вынимать предметы, открывать и закрывать коробочку). Обогащать сенсорный опыт при знакомстве с величиной.

Дидактический материал: упаковки из-под мороженного разной величины, но одной формы.

«Квадраты»

Цель: размещение вкладышей однородной формы, но разного цвета в соответствующие отверстия. Познакомить с фигурой «квадрат». Закреплять основные цвета.

Дидактический материал: упаковка из-под торта прямоугольной формы в ней вырезаны отверстия однородной формы, но отмеченные основными цветами. Вкладыши квадратной формы разного цвета.

«Веселый паровозик»

Цель: научить детей различать цвета и усвоить элементарные навыки счёта.

Дидактический материал: упаковка из-под конфет, шпульки от ниток разного цвета.

«Съедобное — несъедобное»

Цель: научить различать цвета по названию. Называть знакомые детям предметы, отличать съедобное от несъедобного.

Дидактический материал: прозрачная упаковка круглой формы, предметные картинки.

«Пирамидка»

Цель: учить детей различать предметы по величине и цвету, учить проталкивать предметы в соответствующие отверстия.

Дидактический материал: прозрачная упаковка удлиненной формы. Крышечки от фломастеров разной величины и цвета.

«Вот какие палочки»

Цель: учить различать и называть цвета палочек проталкивать их в соответствующие по цвету отверстия. Развивать мелкую моторику рук.

Дидактический материал: прозрачная упаковка, цветные палочки.

«Змейка»

Цель: учить детей различать и называть цвета, развивать мелкую моторику рук, проталкивая пальчиком бусинки.

«Мельница»

Цель: учить детей различать и называть цвета, развивать мелкую моторику рук, проталкивая пальчиком бусинки.

«Забавные прищепочки»

Цель: учить детей различать и называть цвета, развивать мелкую моторику рук, выполнять действия с прищепками по образцу и словесному указанию.

«Разноцветные вагончики»

Цель: Развивать мелкую моторику рук, познакомить детей с основными цветами, соединять вагончики по образцу.

Уважаемые родители и педагоги!

в процессе выполнения заданий не забывайте:

  1. Хвалить ребенка за сотрудничество и внимание, даже если задание ему не удалось.
  2. Разъяснять ребенку дополнительно с помощью показа, жестами, изображая руками.
  3. Следить, чтобы на рабочем месте не было беспорядка и шума.
  4. По возможности привлекать ребенка к подготовке к занятию, уборке рабочего места после занятия. (В дальнейшем вашей задачей будет приучить ребенка к этому.)

Список литературы:

  1. Стимуляция сенсорной сферы малыша. Рекомендации для родителей. / Сост. Н. В. Кастюк, В.Л. Тучковская. – Мн., 2005.
  2. Бейлина, А. Игры и игровые средства. // Дошкольное воспитание, 1995. — №3. — С. 16 — 19.
  3. Белкина, В.Л. Психология раннего и дошкольного детства / В.Л. Белкина — М.: Академический Проект: Гаудеамус, 2005. — 256 с.
  4. Богусловская, З.М. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста / З.М. Богусловская, Е.О. Смирнова — М.: Просвещение, 1991. — 207 с.
  5. Бондаренко, А.К. Дидактическая игра в детском саду / А.К. Бондаренко — М.: Просвещение, 1991. — 197с.
  6. Венгер, Л.А. Воспитание сенсорной культуры ребенка / Л.А. Венгер, Э.Г Пилюгина, Н.Б. Венгер — М.: Просвещение, 1998. — 143с.
  7. Венгер, Л.А. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет. Кн. для воспитателя детского сада /Л. А. Венгер, Э.Г. Пилюгина — М.: Просвещение, 2000. — 267с.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 9 (371) выйдет
16 марта 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 8 (370) за 2025 год
Скачать Номер 7 (369) за 2025 год
Скачать Номер 6 (368) за 2025 год
Скачать Номер 5 (367) за 2025 год
Скачать Номер 4 (366) за 2025 год
Скачать Номер 3 (365) за 2025 год
Скачать Номер 2 (364) за 2025 год
Скачать Номер 1 (363) за 2025 год
Скачать Номер 46 (362) за 2024 год
Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год