Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Развитие логического мышления и воображения дошкольников
Развивающие занятия
Автор: Гуцул Вера Филимоновна   
20.07.2023 19:27

Развитие логического мышления и воображения дошкольниковРазвитие логического мышления и воображения дошкольников

Гуцул Вера Филимоновна, учитель начальных классов ГУ ТЛ им. П.Мовилэ, доктор педагогических наук, г. Кишинев, Молдова

Кончается дошкольное детство вашего ребенка. Родители все чаще думают о том, что пройдет еще немного времени и их ребенку пора идти в школу. Конечно, хочется как можно лучше подготовить ребенка к этому серьезному событию. Не нужно стремиться раньше времени «втискивать» в ребенка школьную премудрость, ведь перед ним – вся жизнь. А она будет многоплановой, сложной, в ней встретятся неожиданные ситуации и крутые повороты. Поэтому главное для ребенка – быть активным, сообразительным. Успешно учиться в школе он сможет, если будет управлять своим поведением, подчинять сиюминутные желания тому, что необходимо сделать. Очень важно умение целенаправленно и последовательно двигаться к поставленной цели.

 

Любознательность, развитое мышление, воображение и речь – эти качества не менее важны, чем умение читать и писать, их и надо развивать в ребенке в первую очередь. Всего этого трудно, а может быть даже и невозможно, достичь скучными для ребенка занятиями школьного типа. Намного лучше организовать игры-занятия, которые увлекут малыша, будут для него интересными. Они могут быть достаточно сложными и длительными, но не утомительными. Задания должны быть направлены на развитие восприятия, внимания, памяти, мышления и воображения ребенка, но акцент должен быть сделан на обучение плановому и последовательному выполнению намеченного, на развитие целенаправленных и произвольных форм поведения. В развитии мышления старшего дошкольника все большую роль начинает играть речь, поэтому среди игр, адресованных детям этого возраста, должно быть много словесных. Дать ребенку возможность проявлять в игре выдумку и инициативу, быть самостоятельным и активным, и тогда у него появится уверенность в себе, которая в дальнейшем поможет многого добиться в жизни. Самое главное – во время игры отмечать все достижения малыша, хвалить за успехи и не ругать за ошибки.

Задания и игры для развития логического

мышления и воображения.

1. Игра «Классификация»

Эта методика выявляет умение обобщать, строить обобщение на отвлеченном материале.

Инструкция: Даны пять слов. Четыре из них объединены общим признаком; пятое слово к ним не подходит. Найдите это слово.

  1. дождь, снег, осадки, град, иней (осадки)
  2. дуб, ольха, береза, дерево, тополь (дерево)
  3. молоко, сыр, простокваша, мясо, сметана (мясо)
  4. горький, горячий, кислый, сладкий, соленый (горячий)
  5. футбол, волейбол, хоккей, плавание, баскетбол (плавание)
  6. темный, светлый, красный, тусклый, яркий (красный)
  7. самолет, техника, пароход, поезд, вертолет (техника)
  8. храбрый, смелый, отважный, злой, решительный (злой).
  9. Метод построения аналогий.

Даны три слова, первые два находятся в определенной связи. Между третьим и одним из предложенных пяти слов существуют такие же отношения. Найди это четвертое слово.

Например: песня: композитор = самолет: конструктор.

Задания:

1) школа: обучение = больница:?

а) доктор

б) ученик

в) лечение

г) учреждение

д) больной.

2) лес: деревья = библиотека:?

а) здание

б) библиотекарь

в) театр

г) книги

д) город.

3) бежать: стоять = кричать:?

а) ползать

б) шуметь

в) звать

г)молчать

д) плакать

4) волк: пасть = птица:?

а) воздух

б) клюв

в) пение

г) яйцо

д) соловей.

3. Игра «Узнай предмет по заданным признакам».

1) Назови предмет, про который можно сказать:

а) белый, сладкий, твердый;

б) желтый, кислый, продолговатый;

в) гладкое, стеклянное, в него смотрятся.

2) Кто или что может быть:

а) высоким или низким;

б) холодным или горячим;

в) коротким или длинным;

г) твердым или жидким.

3) Для знакомства со свойствами или признаками предметов можно использовать загадки. Приведу примеры лишь некоторых из них:

а) Сам алый, сахарный, кафтан зеленый, бархатный. (Арбуз)

б) Без рук, без ног, а ворота открывает. (Ветер)

в) Не лает, не кусает, а в дом не пускает. (Замок)

4) Какому времени года соответствует следующее описание?

а) Жарко, печет солнце. Вода в реке теплая. Дети купаются. На деревьях зеленая листва, на лугу много цветов, летают бабочки и пчелы.

б) Холодно. Выпал снег. Дети катаются на коньках и лыжах, играют в хоккей. День стал коротким, очень быстро темнеет.

4. Игра «Раздели на группы».

Цель игры: формировать умение делить объекты на классы по заданному признаку.

1) Апельсин, лимон, груша, малина, яблоко, земляника, слива, смородина.

– Назови ягоды.

– Назови фрукты.

2) Название мебели. Название посуды.

Стол, стул, чашка, чайник, тарелка, шкаф, диван, вилка, кресло, ложка, кастрюля.

3) Продолжить начатое перечисление. Назвать каждую группу слов:

а) грабли, лопата – это…

б) стол, диван – это…

в) кукла, кубики – это…

г) корова, коза – это…

д) волк, лиса – это…

е) картофель, свекла – это…

ж) куртка, пальто – это…

з) зима, осень – это…

и) туфли, сапоги – это …

к) апельсин, лимон – это …

4) Детям дать задание, в котором предлагается самостоятельно заполнить пропуски в следующих предложениях:

а) Чашка – это посуда для …

б) Масленка – это посуда для …

в) Конура – это дом для …

г) Берлога – это дом для …

д) Яблоня – это дерево …

е) Пылесос – это … для …

ж) … – это дом для пчел

з) … – это посуда для хлеба

и) Ручка – это предмет, которым …

к) … – это человек, который водит машину.

В данном упражнении закрепляются навыки и умения по составлению определений.

5. Что плавает, что тонет?

Игра на развитие любознательности, наблюдательности, логического мышления. Вряд ли ваш ребенок задумывался над тем почему одни предметы удерживаются на поверхности воды, а другие тонут. Помогите ему провести эксперимент и самому догадаться о существующей закономерности. Для этого подберите предметы из металла и дерева: линейки, ложки, пуговицы, карандаши, гвозди и другие пещи из этих материалов, какие найдутся в доме. Предложите ребенку угадывать, что из них утонет, а что поплывет. (Предметы нужно предлагать в случайном порядке.) Свои предположения малыш проверит, бросая предметы в ванну или в таз с водой. Плавающие пещи пусть ребенок складывает на один табурет, тонущие – на другой. Когда все предметы будут опробованы (а может быть и раньше), малыш, наверное, догадается, что плавают деревянные, а тонут металлические вещи. Если ему это сразу не удастся, «натолкните» его па правильный вывод.

6. Чудесные превращения.

Игра развивает творческое мышление и воображение. Для нее нужны 1–2 небольшие карточки, на которых изображены условные обозначения предметов: 2–3 полоски разной длины или 2–3 цветных кружка. Кроме того, вам с ребенком потребуются листы бумаги и цветные карандаши.

Вы показываете малышу карточку, предлагаете придумать, что это такое и нарисовать на своем листе картину. Хорошо, если к каждой карточке будут нарисованы не одна, а несколько картин. Например, о 2 полосках разной длины можно сказать, что это мальчик с мамой, или девочка с кошкой, или дядя с собакой и т.д.

Готовые картинки рассматриваются, обсуждаются и оцениваются; учитывается их соответствие карточке, наличие сюжета, полнота, эмоциональная выразительность и оригинальность.

7. Бывает – не бывает.

Эта словесная игра требует как богатого воображения, так и здравого смысла. Ребенку надо представить себе ситуацию, которую вы описываете, и сказать, бывает ли то, о чем идет речь. Если он ответит правильно, его очередь загадывать вам загадку (фразу) а неправильно – очередь пропускается. Обязательно чередуйте реальные и нереальные варианты, например: «Волк бродит по лесу» «Волк на дереве сидит», «В кастрюле чашка варится», «Кошка по крыше гуляет», «Собака по крыше гуляет», «Лодка по небу плывет», «Девочка рисует домик», «Домик рисует девочку» и т. п. Можно использовать в игре мяч: игрок бросает мяч, произнеся фразу, а второй игрок ловит его, если то, о чем сказано, действительно бывает, и не ловит, если этого не бывает. Игра пройдет веселее и интереснее, если ваши фразы и фразы ребенка будут разнообразными и, может быть, неожиданными. Ошибайтесь иногда – это только сделает игру веселее.

В начальной школе учителю необходимо будет не только закладывать основу знаний учащихся, но и формировать отношение к окружающему миру, а также учить детей самостоятельно мыслить и творчески работать. К развитию этих качеств необходимо приступать как можно раньше, вот здесь-то и нужна помощь родителей.

Список литературы:

  1. Гуцул В.Ф. Отдавать или не отдавать? Тест определения уровня готовности ребенка к школе // Новое время, № 5 (405) 17 февраля 2006 г., с. 6.
  2. Гуцул В.Ф. Пальчиковая гимнастика. Ее роль в освоении техники письма. Вкн.: Probleme actuale ale ştiinţilor umanitare. Volumul VI, UPS „I. Creangă„, 2007, с. 214-220.
  3. Гуцул В.Ф. Помогите стать самостоятельным! // Новое время, № 20 (420) 2 июня 2000 г., с. 5.
  4. Гуцул В.Ф. Психолого-педагогические особенности первоклассников на этапе обучения грамоте. В кн.: Психолого-педагогические проблемы преподавания основ наук в современной школе: Материалы международной научно-практической конференции. Август 2007 г. Воронеж, ВОИПК и ПРО, 2007, 98 с., с. 13-14.
  5. Гуцул В.Ф. Развитие логического мышления и воображения будущих первоклассников. Вкн.: Probleme actuale ale ştiinţilor umanistice. Volumul VII, Partea I, 2008, с. 158-168.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 45 (361) выйдет
15 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год
Скачать Номер 32 (348) за 2024 год
Скачать Номер 31 (347) за 2024 год