Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
 

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

ПЕСКОТЕРАПИЯ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ОВЗ
Развивающие занятия
Автор: Реботунова Анна Александровна   
02.06.2022 12:11

ПЕСКОТЕРАПИЯ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ОВЗПЕСКОТЕРАПИЯ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ОВЗ

Карл Густав Юнг «Часто руки знают, как распутать, то, над чем тщетно бьется разум»

Метод sandplay (дословно — песочная игра) возникла в рамках юнгианского аналитического подхода и во многом базируется на работе с символическим содержанием бессознательного как источником внутреннего роста и развития.

Юнг утверждал, что процесс «игры в песок» высвобождает заблокированную энергию и активизирует возможности самоисцеления, заложенные в человеческой психике.»

Автор метода «Песочной терапии»

«Картина на песке – изображение душевного состояния... Неосознанная проблема разыгрывается в песочнице, конфликт переносится из внутреннего мира во внешний и делается зримым»

(Дора Калф).

Дора Калф увидела в этой методике не только возможность помочь детям выразить и отреагировать тяготящие их чувства, но и способ усилить связь с глубокими бессознательными слоями психики и помочь процессу индивидуации и развитию трансцендентной функции, которые она изучала у К.Г. Юнга.

 

Скачать конспект

Главным принципом, положенным Дорой Калф в основу работы, является “создание свободного и защищенного пространства”, в котором пациент – ребенок или взрослый — может выражать и исследовать свой мир, превращая свой опыт и свои переживания, часто непонятные или тревожащие, в зримые и осязаемые образы.

Дора Калф увидела в этой методике не только возможность помочь детям выразить и отреагировать тяготящие их чувства, но и способ усилить связь с глубокими бессознательными слоями психики и помочь процессу индивидуации и развитию трансцендентной функции, которые она изучала у К.Г. Юнга.

Главным принципом, положенным Дорой Калф в основу работы, является “создание свободного и защищенного пространства”, в котором пациент – ребенок или взрослый — может выражать и исследовать свой мир, превращая свой опыт и свои переживания, часто непонятные или тревожащие, в зримые и осязаемые образы.

Цели песочной терапии — не менять и переделывать ребенка, а дать ему возможность быть самим собой и развиваться.

Песок является непосредственным языком для детей. Нет детей равнодушного к песку. Даже самых активных, не усидчивых песок притягивает, как магнит и делает внимательными, заинтересованными, сосредоточенными.

Задачи:

  • Раскрытие индивидуальности.
  • Активизация творческих способностей и фантазии.
  • Решение психологических проблем.
  • Лишение комплексов и страхов.
  • Снятие внутреннего напряжения и получения эмоционального удовлетворения.
  • Развитие координации движений, мелкой моторики, ориентации в пространстве.
  • Формирование навыков позитивной коммуникации.
  • Улучшение памяти, внимания и пространственного воображения.

Какие дети нуждаются в песочной терапии?

Песочница – это трехмерное пространство, где дети могут проиграть все свои сложности.

  • С повышенным уровнем тревожности;
  • Гиперактивные;
  • С проявлением агрессивного поведения;
  • С трудностями в общении;
  • С задержкой психического развития;
  • И многие другие.

Возможности и преимущества игры с песком.

  • дает больший воспитательный и образовательный эффект, нежели стандартные формы обучения.;
  • существенно усиливается желание ребенка узнавать что-то новое;
  • мощно развивается «тактильная» чувствительность как основа развития «ручного интеллекта»;
  • более гармонично и интенсивно развиваются все познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление), а также речь и моторика.;
  • песок способен «заземлять» отрицательную энергию, что наиболее актуально в работе с «особыми» детьми;
  • в игре с песком ребенок учится концентрации внимания, умению релаксации, становится более любознательным.

Что необходимо для песочной терапии?

1. Песочница — это уменьшенная модель окружающего мира, где дети могут свободно творить, не боясь что-то сломать или испортить. Обычно изготавливается из дерева.

Песочницу можно сделать самому или приобрести и пользоваться ею в домашних условиях.

Юнгианская песочница

Это деревянный ящик, который имеет четко установленные параметры — 50/70/8 см. Именно такой размер является комфортным для восприятия.

Дно и борта окрашены голубым цветом, символизирующим небо и водоемы.

Песочницу можно разделить горизонтально на две зоны (женская и мужская) или на три (прошлое, настоящее и будущее). Или вертикально на три части — мысли, эмоции, действия.

По возможности используют 2 песочницы — для сухого и мокрого песка. Столы стоит размещать в центре комнаты, чтобы к ним был обеспечен свободный доступ со всех сторон.

Отдельно на стеллажах размещаются миниатюрные фигурки, которые необходимы в песочной терапии.

Их должно быть достаточное количество и очень важно позволить ребенку самостоятельно выбирать предметы для работы.

Смотря на выбор ребенка, можно понять причину возникновения проблемы. Особенностью во время занятий с песком является то, что психолог внимательно наблюдает, а не руководит.

Это позволяет лучше понять чувства и эмоции ребенка.

Световая песочница

Идеальный дидактический материал в игровой терапии. Подходит для школ, инклюзивных ресурсных центров, сенсорных комнат.

Именно эта песочница идеально подходит для песочной анимации, которая является одним из самых эффективных методов в развитии детей.

Этот удивительный процесс не оставляет никого равнодушным, улучшает эмоциональное состояние. Подходит для детей с разными темпераментами.

Занимаясь данным видом творчества, гиперактивные дети становятся уравновешенными, скованные расслабляются, агрессивные успокаиваются.

Ребенок, который занимается рисованием на песке чувствует себя настоящим художником.

Интерактивная песочница

Это современное и революционное оборудование, которое подходит для песочной, сенсорной и игровой терапии.

Эта песочница позволяет создать собственный мир, который без труда меняется или дополняется.

С помощью программного обеспечения можно воспроизвести природные явления соответствии с законами физики.

Использование интерактивной песочнице способствует развитию речи, коммуникативных навыков, стимулирует зрительную, тактильную системы,

а также развивает общую моторику и координацию движений.

Что необходимо для песочной терапии?

2. Песок для наполнения песочниц может быть различным. Основное чтобы он был качественным: экологическим и чистым. Можно использовать песок с берега реки, озера или моря. Но перед работой его нужно очистить и кварцевать. Для песочной анимации лучше всего подойдет очень мелкий и сухой песок. Мокрый пригодится, когда захочется слепить объемные фигуры или здания. Также в этом случае можно использовать кинетический песок.

Особенность кинетического песка в том, что он очень приятный на ощупь, не липнет к рукам и одежде, легко вычищается с любых поверхностей и не оставляет следов.

А чтобы занятия стали еще более интересными и захватывающими можно работать с цветным песком.

Набор игрушек и предметов для песочной терапии:

  • Люди
  • Животные
  • Птицы
  • Насекомые
  • Морские обитатели
  • Здания
  • Транспорт
  • Растения
  • и многое другое.

Знакомство с правилами игр на песке.

Можно выучить с детьми стих:

Правила моей страны
Очень все они просты!
Вредных нет детей в стране
Ведь не место им в песке

Здесь нельзя кусаться, драться
И песком в глаза кидаться.
Можно строить и творить
Горы, реки и моря,

Чтобы жизнь вокруг была.
Песок – мирная страна,
Здесь добро и красота!

Вывод

У детей с ОВЗ недостаточные устойчивость и объем внимания, ограниченные возможности его распределения. При относительно сохранной смысловой, логической памяти у детей может быть снижена вербальная память, страдает продуктивность запоминания.

Они забывают сложные инструкции, элементы и последовательность заданий. Исследование функции внимания показывает, что дети с ОВЗ быстро устают, нуждаются в побуждении со стороны педагога, затрудняются в выборе продуктивной тактики, ошибаются на протяжении всей работы. То есть у детей с ОВЗ значительно хуже, чем у сверстников с нормальной речью, сформированы зрительное восприятие, пространственные представления, внимание и память.

Именно благодаря занятиям на песке, ребёнок быстрее осваивает буквы и цифры, усваивает понятия «право» и «лево», временные понятия дня и ночи, времён года. С помощью построений на песке можно развивать нагляднообразное мышление, восприятие и память. Таким образом, занятия, проводимые в песочнице, позволяют сделать коррекционно-развивающий процесс творческим, интересным, приносящим радость открытий и удовольствие детям.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 11 (373) выйдет
31 марта 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 10 (372) за 2025 год
Скачать Номер 9 (371) за 2025 год
Скачать Номер 8 (370) за 2025 год
Скачать Номер 7 (369) за 2025 год
Скачать Номер 6 (368) за 2025 год
Скачать Номер 5 (367) за 2025 год
Скачать Номер 4 (366) за 2025 год
Скачать Номер 3 (365) за 2025 год
Скачать Номер 2 (364) за 2025 год
Скачать Номер 1 (363) за 2025 год
Скачать Номер 46 (362) за 2024 год
Скачать Номер 45 (361) за 2024 год