Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

ПЕСКОТЕРАПИЯ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ОВЗ
Развивающие занятия
Автор: Реботунова Анна Александровна   
02.06.2022 12:11

ПЕСКОТЕРАПИЯ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ОВЗПЕСКОТЕРАПИЯ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ОВЗ

Карл Густав Юнг «Часто руки знают, как распутать, то, над чем тщетно бьется разум»

Метод sandplay (дословно — песочная игра) возникла в рамках юнгианского аналитического подхода и во многом базируется на работе с символическим содержанием бессознательного как источником внутреннего роста и развития.

Юнг утверждал, что процесс «игры в песок» высвобождает заблокированную энергию и активизирует возможности самоисцеления, заложенные в человеческой психике.»

Автор метода «Песочной терапии»

«Картина на песке – изображение душевного состояния... Неосознанная проблема разыгрывается в песочнице, конфликт переносится из внутреннего мира во внешний и делается зримым»

(Дора Калф).

Дора Калф увидела в этой методике не только возможность помочь детям выразить и отреагировать тяготящие их чувства, но и способ усилить связь с глубокими бессознательными слоями психики и помочь процессу индивидуации и развитию трансцендентной функции, которые она изучала у К.Г. Юнга.

 

Скачать конспект

Главным принципом, положенным Дорой Калф в основу работы, является “создание свободного и защищенного пространства”, в котором пациент – ребенок или взрослый — может выражать и исследовать свой мир, превращая свой опыт и свои переживания, часто непонятные или тревожащие, в зримые и осязаемые образы.

Дора Калф увидела в этой методике не только возможность помочь детям выразить и отреагировать тяготящие их чувства, но и способ усилить связь с глубокими бессознательными слоями психики и помочь процессу индивидуации и развитию трансцендентной функции, которые она изучала у К.Г. Юнга.

Главным принципом, положенным Дорой Калф в основу работы, является “создание свободного и защищенного пространства”, в котором пациент – ребенок или взрослый — может выражать и исследовать свой мир, превращая свой опыт и свои переживания, часто непонятные или тревожащие, в зримые и осязаемые образы.

Цели песочной терапии — не менять и переделывать ребенка, а дать ему возможность быть самим собой и развиваться.

Песок является непосредственным языком для детей. Нет детей равнодушного к песку. Даже самых активных, не усидчивых песок притягивает, как магнит и делает внимательными, заинтересованными, сосредоточенными.

Задачи:

  • Раскрытие индивидуальности.
  • Активизация творческих способностей и фантазии.
  • Решение психологических проблем.
  • Лишение комплексов и страхов.
  • Снятие внутреннего напряжения и получения эмоционального удовлетворения.
  • Развитие координации движений, мелкой моторики, ориентации в пространстве.
  • Формирование навыков позитивной коммуникации.
  • Улучшение памяти, внимания и пространственного воображения.

Какие дети нуждаются в песочной терапии?

Песочница – это трехмерное пространство, где дети могут проиграть все свои сложности.

  • С повышенным уровнем тревожности;
  • Гиперактивные;
  • С проявлением агрессивного поведения;
  • С трудностями в общении;
  • С задержкой психического развития;
  • И многие другие.

Возможности и преимущества игры с песком.

  • дает больший воспитательный и образовательный эффект, нежели стандартные формы обучения.;
  • существенно усиливается желание ребенка узнавать что-то новое;
  • мощно развивается «тактильная» чувствительность как основа развития «ручного интеллекта»;
  • более гармонично и интенсивно развиваются все познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление), а также речь и моторика.;
  • песок способен «заземлять» отрицательную энергию, что наиболее актуально в работе с «особыми» детьми;
  • в игре с песком ребенок учится концентрации внимания, умению релаксации, становится более любознательным.

Что необходимо для песочной терапии?

1. Песочница — это уменьшенная модель окружающего мира, где дети могут свободно творить, не боясь что-то сломать или испортить. Обычно изготавливается из дерева.

Песочницу можно сделать самому или приобрести и пользоваться ею в домашних условиях.

Юнгианская песочница

Это деревянный ящик, который имеет четко установленные параметры — 50/70/8 см. Именно такой размер является комфортным для восприятия.

Дно и борта окрашены голубым цветом, символизирующим небо и водоемы.

Песочницу можно разделить горизонтально на две зоны (женская и мужская) или на три (прошлое, настоящее и будущее). Или вертикально на три части — мысли, эмоции, действия.

По возможности используют 2 песочницы — для сухого и мокрого песка. Столы стоит размещать в центре комнаты, чтобы к ним был обеспечен свободный доступ со всех сторон.

Отдельно на стеллажах размещаются миниатюрные фигурки, которые необходимы в песочной терапии.

Их должно быть достаточное количество и очень важно позволить ребенку самостоятельно выбирать предметы для работы.

Смотря на выбор ребенка, можно понять причину возникновения проблемы. Особенностью во время занятий с песком является то, что психолог внимательно наблюдает, а не руководит.

Это позволяет лучше понять чувства и эмоции ребенка.

Световая песочница

Идеальный дидактический материал в игровой терапии. Подходит для школ, инклюзивных ресурсных центров, сенсорных комнат.

Именно эта песочница идеально подходит для песочной анимации, которая является одним из самых эффективных методов в развитии детей.

Этот удивительный процесс не оставляет никого равнодушным, улучшает эмоциональное состояние. Подходит для детей с разными темпераментами.

Занимаясь данным видом творчества, гиперактивные дети становятся уравновешенными, скованные расслабляются, агрессивные успокаиваются.

Ребенок, который занимается рисованием на песке чувствует себя настоящим художником.

Интерактивная песочница

Это современное и революционное оборудование, которое подходит для песочной, сенсорной и игровой терапии.

Эта песочница позволяет создать собственный мир, который без труда меняется или дополняется.

С помощью программного обеспечения можно воспроизвести природные явления соответствии с законами физики.

Использование интерактивной песочнице способствует развитию речи, коммуникативных навыков, стимулирует зрительную, тактильную системы,

а также развивает общую моторику и координацию движений.

Что необходимо для песочной терапии?

2. Песок для наполнения песочниц может быть различным. Основное чтобы он был качественным: экологическим и чистым. Можно использовать песок с берега реки, озера или моря. Но перед работой его нужно очистить и кварцевать. Для песочной анимации лучше всего подойдет очень мелкий и сухой песок. Мокрый пригодится, когда захочется слепить объемные фигуры или здания. Также в этом случае можно использовать кинетический песок.

Особенность кинетического песка в том, что он очень приятный на ощупь, не липнет к рукам и одежде, легко вычищается с любых поверхностей и не оставляет следов.

А чтобы занятия стали еще более интересными и захватывающими можно работать с цветным песком.

Набор игрушек и предметов для песочной терапии:

  • Люди
  • Животные
  • Птицы
  • Насекомые
  • Морские обитатели
  • Здания
  • Транспорт
  • Растения
  • и многое другое.

Знакомство с правилами игр на песке.

Можно выучить с детьми стих:

Правила моей страны
Очень все они просты!
Вредных нет детей в стране
Ведь не место им в песке

Здесь нельзя кусаться, драться
И песком в глаза кидаться.
Можно строить и творить
Горы, реки и моря,

Чтобы жизнь вокруг была.
Песок – мирная страна,
Здесь добро и красота!

Вывод

У детей с ОВЗ недостаточные устойчивость и объем внимания, ограниченные возможности его распределения. При относительно сохранной смысловой, логической памяти у детей может быть снижена вербальная память, страдает продуктивность запоминания.

Они забывают сложные инструкции, элементы и последовательность заданий. Исследование функции внимания показывает, что дети с ОВЗ быстро устают, нуждаются в побуждении со стороны педагога, затрудняются в выборе продуктивной тактики, ошибаются на протяжении всей работы. То есть у детей с ОВЗ значительно хуже, чем у сверстников с нормальной речью, сформированы зрительное восприятие, пространственные представления, внимание и память.

Именно благодаря занятиям на песке, ребёнок быстрее осваивает буквы и цифры, усваивает понятия «право» и «лево», временные понятия дня и ночи, времён года. С помощью построений на песке можно развивать нагляднообразное мышление, восприятие и память. Таким образом, занятия, проводимые в песочнице, позволяют сделать коррекционно-развивающий процесс творческим, интересным, приносящим радость открытий и удовольствие детям.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год