Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

РАЗВИТИЕ ВОСПРИЯТИЯ У ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ
Развивающие занятия
Автор: Шенчукова Екатерина Михайловна   
28.03.2022 11:05

РАЗВИТИЕ ВОСПРИЯТИЯ У ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИРАЗВИТИЕ ВОСПРИЯТИЯ У ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ

Шенчукова Екатерина Михайловна Воспитатель МБДОУ «Детский сад №130 «Улап» г. Чебоксары

Проблема развития восприятия была и остается одной из значимых в психологии. Восприятие — очень сложный, системный, многоуровневый процесс, выполняющий отражательную, регулятивную функции в поведении ребенка. Восприятие, рассматривающееся и как процесс формирования субъективного образа предмета или явления, непосредственно воздействующего на органы чувств. В старшем дошкольном периоде под влиянием воспитания и обучения происходит интенсивное развитие у детей всех познавательных процессов, в том числе и восприятия.

 

Психологи Е.В. Архипова, З.Е. Агранович, З.М. Богуславская, В.А. Барабанщиков, Л.А. Венгер, С.Ф. Левяш и др. внесли существенный вклад в понимание природы и функции восприятия человека. Ребенок овладевает восприятием формы, цвета, картинки, пространства, сказки, человека.

Все это и обусловило актуальность темы исследования.

Цель исследования – выявить психолого-педагогические условия развития восприятия у детей 5-6 лет с нарушениями речи.

Гипотеза исследования – развитие восприятия у детей 5-6 лет с нарушениями речи будет успешным при следующих условиях:

  • активизации сенсорно-перцептивной, слухоречевой, умственной сферы, а также чередовании восприятия с воспроизведением информации
  • развитие восприятия, направленного на повышение продуктивности, в максимально комфортной обстановке для занятий с ребенком, реализации педагогических и логопедических приемов работы.

Педагогический эксперимент проводился на базе МБДОУ «Детский сад №130» г. Чебоксары. В эксперименте приняло участие 20 детей 5-6 лет.

Был проведен констатирующий этап исследования с помощью методики на исследование зрительного восприятия ребенка, «Какие предметы спрятаны в рисунках?» (модифицированный материал методики автора Р.С. Немова) [4]. У детей из экспериментальной группы преобладает низкий уровень 6 чел. (30%), у контрольной группы этот показатель составил 2 чел. (10%). Высокий уровень в экспериментальной группе показал 1 чел. (5%), в контрольной группе 3 чел. (15%). Средний уровень развития зрительного восприятия у 3 чел. (15%) и 5 чел. (25%) экспериментальной группы и контрольной группы соответственно.

Второй стала методика на исследование слухового восприятия «Узнавание неречевых звуков» (модифицированный вариант методики развития фонематического восприятия автора Т.А. Ткаченко) [5]. В результате проведенной работы на констатирующем этапе эксперимента было установлено, что в экспериментальной группе высокий уровень составил 15% детей (3 чел.), средний уровень был выявлен у 15% детей (3 чел.), с низким уровнем оказалось больше всего детей 20% (4 чел.). Исходя из результатов обследования, следует отметить, что 15% обследуемых из экспериментальной группы и 25% контрольной группы справились с заданием в соответствии с высоким уровнем.

Третьей стала методика на исследования тактильного восприятия «Чудесный мешочек» (модифицированный вариант методики автора М. Монтессори) [3]. В результате проведенной работы на констатирующем этапе эксперимента было установлено, что в экспериментальной группе высокий уровень составил 10% детей (2 чел.), средний уровень был выявлен у 15% детей (3 чел.), с низким уровнем оказалось больше всего детей 25% (5 чел.).

Целью формирующего этапа эксперимента являлась разработка системы мероприятий, направленной на развитие восприятия у детей 5-6 лет с нарушениями речи. На подготовительном этапе работа шла по нескольким направлениям:

  1. подготовительный, цель которого развитие восприятия и формирования представлений о сенсорных эталонах, как базы для развития целостного восприятия, обогащать чувственный опыт детей, настроить ребенка на работу.
  2. основной, направленный на развитие и компенсацию нарушений сенсорного, зрительного, слухового восприятия в единстве с развитием познавательных процессов.
  3. заключительный, в ходе, которого осуществлялось закрепление у детей полученных знаний.

Программа включала 15 занятий, которые были сгруппированы в 3 блока: 1 блок — ознакомительный; 2 блок – развивающий блок занятий; 3 блок — блок оценки эффективности развивающих воздействий.

С целью проверки эффективности системы мероприятий, направленной на развитие восприятия у детей 5-6 лет с нарушениями речи, нами был проведен контрольный этап исследования. Опираясь на результаты, была выявлена положительная динамика развития восприятия у детей 5-6 лет с нарушениями речи в обеих группах. Занятия, которые мы проводили в ходе нашего экспериментального исследования, помогли нам значительно повысить уровень развития восприятия у детей. По данным контрольного этапа исследовательской работы мы можем с уверенностью говорить, что наше предположение, выдвинутое в качестве гипотезы, подтвердилось.

Литература

  1. Архипова, Е. В. Основы развития восприятия у детей с нарушениями речи: учебник / Е.В. Архипова. – Москва: АРС, 2018. – 126 с.
  2. Агранович, З. Е. Развитие зрительного восприятия и узнавания у детей с общим недоразвитием речи: учебное пособие / З. Е. Агранович. – Санкт Петербург: Детство-пресс, 2013. – 130 с.
  3. Методика раннего развития Марии Монтессори. От 6 месяцев до 6 лет: учебник / М. Монтессори. – Москва: Эксмо, 2014. – 474 с.
  4. Немов, Р. С. Общая психология. Ощущения и восприятие: учебник для вузов / Р.С. Немов. – Москва: Юрайт, 2016. – 631 с.
  5. Ткаченко, Т. А. Развитие фонематического восприятия навыков звукового анализа: учебник / Т. А. Ткаченко. – Санкт Петербург, 2017. – 269 с.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 14 (330) выйдет
19 апреля 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 13 (329) за 2024 год
Скачать Номер 12 (328) за 2024 год
Скачать Номер 11 (327) за 2024 год
Скачать Номер 10 (326) за 2024 год
Скачать Номер 9 (325) за 2024 год
Скачать Номер 8 (324) за 2024 год
Скачать Номер 7 (323) за 2024 год
Скачать Номер 6 (322) за 2024 год
Скачать Номер 5 (321) за 2024 год
Скачать Номер 4 (320) за 2024 год
Скачать Номер 3 (319) за 2024 год
Скачать Номер 2 (318) за 2024 год
Скачать Номер 1 (317) за 2024 год