Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Статья: «ИГРОВОЕ МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНОЕ ПОСОБИЕ «ЧУДО-ПАРАШЮТ» КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ВОЗРАСТА»
Развивающие занятия
Автор: Подгорнова Нина Николаевна   
17.01.2022 11:45

Статья: «ИГРОВОЕ МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНОЕ ПОСОБИЕ «ЧУДО-ПАРАШЮТ» КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ВОЗРАСТА»Статья: «ИГРОВОЕ МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНОЕ ПОСОБИЕ «ЧУДО-ПАРАШЮТ» КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ВОЗРАСТА»

Подготовила: Подгорнова Нина Николаевна, воспитатель первой категории МБДОУ ЗАТО г.Североморск д/с №51, Мурманская область.

Как известно, именно в дошкольном детстве закладываются основы крепкого здоровья, правильного физического развития и хорошей работоспособности. В эти годы происходит становление двигательной активности и развитие физических качеств детей.

Исследования показывают, что уровень физического развития детей в последние годы значительно снизился. Это связано с тем, что современные дети ведут малоподвижный образ жизни, предпочитая проводить свободное время перед экранами планшетов, телефонов и телевизоров, а не играя в подвижные и малоподвижные игры.

 

Исходя из актуальности данной проблемы, я в своей работе особое внимание уделяю формированию физических качеств детей через игровую деятельность, широко используя творческий подход. Это заключается и в планировании подвижных и малоподвижных игр, и в подборе нестандартного оборудования для их проведения.

Игра, как известно, ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте. Именно в игре развивается личность ребенка, его умственные и физические качества, в игре он впервые вступает в общение со сверстниками. В игровой деятельности детей объединяет единая цель, совместные усилия по её достижению, общие интересы и переживания, ребёнок начинает чувствовать себя членом коллектива, справедливо оценивать свои действия и действия и поступки своих товарищей.

Вовлечь детей в совместную игровую деятельность мне помогает пособие «Чудо-парашют». (Рис. 1)

Чудо-парашют – это многофункциональное, яркое игровое пособие, в виде круга диаметром от 2 до 8 метров, сшитого из клиньев (секторов) прочной легкой ткани разного цвета. По длине окружности парашюта пришиты петли, за которые в ходе игры держатся игроки. Благодаря особенности строения данного пособия, все участники игры расположены лицом друг к другу, что создает возможность открытого общения, облегчает взаимодействие и развивает коммуникативные навыки детей.

Уникальность этого пособия в его простоте и яркости. Благодаря этому чудо-парашют всегда оказывается в центре внимания детей любого возраста.

В младшем дошкольном возрасте у детей начинает развиваться воображение, которое особенно наглядно проявляется в игре, когда одни объекты выступают в качестве заместителей других. Игры с чудо-парашютом прекрасный тому пример: в ходе игры разноцветный купол чудо-парашюта превращается то в бушующий океан, то в карусель, то в теремок, то в палатку. При организации и проведения игр с чудо-парашютом я также использую различные предметы и спортивный инвентарь: мячи, игрушки, кегли и т.д.

Начинать знакомство с парашютом можно с младшей группы, так как игры достаточно просты, а у детей данной возрастной группы только к 4 годам начинается формирование игры по правилам. Дети 3-4 лет скорее играют рядом друг с другом, нежели активно вступают во взаимодействие.

Игры с использованием чудо-парашюта – это веселые не соревновательные командные игры, которые учат согласовывать действия, учат уметь чувствовать движения других игроков, воспитывают дух сотрудничества, учат работе в команде, последовательным действиям. Это игры, в которых результат достигается только совместными усилиями. Такие забавы очень захватывают детей, помогают им ощутить свою значимость и свой вклад в общее дело. Для детей очень важно почувствовать, что они – часть одной команды.

В то время как большинство подвижных и малоподвижных игр для детей развивают мышцы нижней части тела, игры с чудо-парашютом укрепляют, главным образом, мышцы плеч, предплечий и кистей рук. Также, используя чудо-парашют, можно проводить мимическую гимнастику, дыхательные упражнения и упражнения на мышечную релаксацию, которые способствуют снижению напряжения.

Использование игрового пособия «Чудо-парашют» в работе с детьми младшего дошкольного возраста решает следующие задачи:

  • развитие мышечной силы плеч, предплечий и кистей рук;
  • вырабатывание согласованности движений;
  • формирование навыков соблюдения в игре элементарных правил поведения (не толкать сверстников, не забирать игрушки, ждать своей очереди и т.д.);
  • развитие координации движений и чувства ритма;
  • развитие ориентирования в пространстве;
  • развитие внимания, памяти, сенсорных эталонов;
  • развитие навыков сотрудничества, межличностного взаимодействия;
  • снятие нервно-психического напряжения, раскрепощение детей, поднятие настроения;
  • обогащение эмоционального опыта детей.

Подбирая игры с чудо-парашютом для работы с детьми младшего дошкольного возраста, я учитываю возрастные особенности детей, поэтому все игры, которые я использую, подобраны по принципу «от простого к сложному». Кроме того, лучше, если в играх с парашютом будут принимать участие 2-3 взрослых человека, которые будут помогать детям и направлять игру в нужное русло.

Знакомство детей младшего дошкольного возраста с данным игровым пособием необходимо начинать с простых непродолжительных по времени игр, которые постепенно усложняются.

В ходе таких игр, как, например, «Ветер», «Всем привет!», «Летает – не летает» или «Дует, дует ветерок…» (Рис. 2) дети младшего дошкольного возраста учатся согласованности действий, тренируют слуховое восприятие, отрабатывают ритмичные и синхронные подъем и опускание купола чудо-парашюта по команде педагога.

Когда дети освоят простые игровые упражнения игру можно усложнить, положив сверху на купол парашюта какие-либо предметы. Эти предметы подбираются по принципу «от легкого к более тяжелому»: сначала это могут быть разноцветные перышки, воздушные шарики, затем шарики для сухого бассейна, легкие игрушки, затем мешочки с песком и т.д. (например, как в играх «Воздушные шарики» (Рис. 3), «Салют» (Рис. 4), «Попкорн», «Не урони мяч» и т.д.)

Используя чудо-парашют можно проводить игры, направленные на развитие внимания и закрепление сенсорных эталонов детей, например, игры «Путаница» и «Будь внимателен!» (Рис. 5).

Также с разноцветным куполом можно играть во многие хороводные игры с движением по кругу, с замедлением и ускорением, например, игры «Самолеты», «Кто позвал?», в игры с музыкальным сопровождением (например, игры «Карусель» и «Солнышко и дождик») и в игры-театрализации (например, «Теремок», «Под грибом» и т.д.). (Рис. 6).

Регулярное применение в работе с детьми младшего дошкольного возраста разноцветного купола позитивно сказывается на развитии умственных, физических качеств дошкольников, координации, скорости реакции и согласованности действий.

Предлагаю вашему вниманию подборку игр с использованием чудо-парашюта для формирования физических качеств детей младшего дошкольного возраста, подобранных по принципу «от простого к сложному» (Приложение 1).

Приложение 1

КАРТОТЕКА ИГР С ЧУДО-ПАРАШЮТОМ

ДЛЯ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ 3-4 ЛЕТ

(от простого к сложному)

Задачи игр:

  • выработать согласованность движений;
  • развивать координацию движений;
  • развивать слуховое восприятие, внимание;
  • активизировать двигательные навыки;
  • развивать скорость и реакцию на заданный сигнал;
  • вызывать положительные эмоции.
  • снятие нервно-психического напряжения.

Игра №1 — «Всем привет!»

Ход игры: дети держатся за петли парашюта. По сигналу ведущего «Привет!» все игроки поднимают парашют высоко над головой и кричат: «Привет!». Игра повторяется 3–5 раз.

Игра №2 — «Ветер. Тихо. Ураган»

Ход игры: дети держатся за петли парашюта. По сигналу педагога «Ветер!» дети начинают раскачивать парашют, образуя небольшие «волны». По сигналу «Тихо!» – опускают руки, парашют находится в состоянии покоя. По сигналу педагога «Ураган!» дети начинают сильно раскачивать парашют, образуя большие «волны».

Игра №3 — «Летает – не летает»

Ход игры: все игроки держатся за край парашюта. Педагог называет летающие предметы, такие как, самолет, птица, бабочка, жук и т.д., играющие поднимают руки вверх, раздувая парашют над головой. В других случаях поднимать руки не следует.

Игра №4 — «Кто позвал?»

Ход игры: дети идут по кругу, произнося слова, ребенок-ведущий в центре, под парашютом, узнает того, кто позвал его по имени.

« (имя ребенка-ведущего), ты сейчас в лесу, мы зовем тебя – АУ!

… не зевай, кто позвал тебя узнай!»

Игра №5 — «Дует, дует ветерок...»

Ход игры: игру можно проводить для одного ребенка или для подгруппы детей. Воспитатель называет имя (имена) ребенка (детей), который размещается в центре на парашюте или под парашютом, сидя, лежа, как ему нравится. Дети поднимают и опускают парашют, создавая потоки воздуха, «дуют на него».

Игра №6 — «Ветер»

Ход игры: дети берутся за ручки парашюта, одновременно плавно его поднимают и опускают, и наслаждаются ветром, который вылетает из-под парашюта. При этом для синхронизации движений хорошо приговаривать:

Высоко-высоко подняли,

А теперь низко-низко опустили!

А теперь снова высоко-высоко подняли,

И снова низко-низко опустили!

Игра №7 — «Воздушные шарики» ( «Летающие пёрышки»)

Ход игры: дети стоят по кругу, держась за ручки или ткань парашюта. На парашюте лежат воздушные шарики (перышки). Цель игры — плавно поднимать и опускать парашют, не давая воздушным шарикам (перышкам) вылететь из парашюта.

Игра №8 — «Салют»

Ход игры: дети стоят по кругу, держась за ручки или за ткань парашюта. На парашюте лежат маленькие разноцветные шарики. Цель — подбрасывать мячики на куполе парашюта, не давая им упасть на пол.

Игра №9 — «Попкорн»

Ход игры: дети стоят по кругу, держась за ручки или за ткань парашюта. На парашюте лежат маленькие мешочки с песком. Цель — подбрасывать мешочки с песком на куполе парашюта, не давая им упасть на пол.

Игра №10 — «Не урони мяч»

Ход игры: дети стоят по кругу, держась за ручки или ткань парашюта. На парашюте лежит легкий мяч. Цель игры — прокатить мяч по парашюту, не уронив вниз.

Игры на сенсорное ориентирование

Задачи:

  • развивать слуховое восприятие;
  • развивать внимание, память и мышление;
  • развивать согласованность движений;
  • развивать скорость и реакцию на заданный сигнал;
  • закреплять знания основных цветов;
  • воспитывать терпение и уважение к другим игрокам.

Игра №11 — «Будь внимателен!»

Ход игры: дети стоят по кругу, держась за петли или за ткань парашюта. Воспитатель называет (показывает) цвет сектора – дети, держащие парашют за сектор заданного цвета поднимают наверх руки с парашютом.

Игра №12 — «Путаница»

Задачи:

  • развивать слуховое восприятие;
  • развивать двигательную реакцию на заданный сигнал;
  • развивать внимание, память и мышление;
  • закреплять знание основных цветов.

Ход игры: парашют лежит на полу (земле), на нем рассыпаны кегли 4 основных цветов. По сигналу воспитателя дети по одному подходят, берут 1 кеглю и ставят ее на сектор соответствующего кегле цвета.

Игру можно усложнить. Воспитатель вызывает детей по одному и дает задание, например, «Поставь зеленую кеглю на желтый сектор» и т.д.

Игры с бегом по кругу с использованием чудо-парашюта

Задачи:

  • выработать согласованность движений;
  • развивать координацию движений;
  • развивать слуховое восприятие, внимание;
  • активизировать двигательные навыки;
  • развивать скорость и реакцию на заданный сигнал;
  • вызывать положительные эмоции.

Игра №13 — «Карусель»

Ход игры: дети стоят по кругу, держась за петли или за ткань парашюта. По сигналу воспитателя (по музыкальному сигналу) дети начинают быстрый шаг (бег) в одну сторону. По сигналу воспитателя (по музыкальному сигналу) меняют направление движения.

«Еле-еле, еле-еле

Завертелись карусели.

А потом, потом, потом

Всё бегом-бегом-бегом!

Тише, тише, не спешите,

Карусель остановите!»

Вариант игры «Снежная карусель»:

Началась метель,

Закружилась карусель.

Все быстрей летят снежинки –

Белокрылые пушинки.

Все быстрей, все быстрей

закружилась карусель.

Погодите, не спешите,

Карусель остановите!»

Игра №14 — «Самолеты»

Ход игры: дети стоят по кругу, держась за петли или за ткань парашюта одной рукой, вторая рука отставлена в сторону, как крыло самолета. По сигналу воспитателя (по музыкальному сигналу) дети начинают быстрый шаг (бег) в одну сторону. По сигналу воспитателя (по музыкальному сигналу) меняют направление движения.

Самолёты загудели,

Самолёты полетели.

На полянку тихо сели,

Да и снова полетели. У-у-у-у-у-у...

Игры-театрализации с использованием чудо-парашюта

Задачи:

  • выработать согласованность движений;
  • развивать координацию движений;
  • развивать слуховое восприятие, внимание;
  • активизировать двигательные навыки;
  • развивать скорость и реакцию на заданный сигнал;
  • развивать речь, проигрывая знакомых сказок, потешек;
  • вызывать положительные эмоции;
  • воспитывать терпение и уважение к другим игрокам.

Игра №15 — «Муравьиная зарядка»

Ход игры: все игроки держат парашют и выполняют движения по тексту:

Муравьи проснулись рано (дети сидят на корточках, держат парашют)

Потянулись (встают потягиваются, парашют вверх)

Встали прямо (опускают руки вниз)

Прыг да скок, прыг да скок (прыжки на двух ногах)

Новый начался денек! (шагают на месте)

Вместе весело живем-

Хорошо быть муравьем!

Музыкальная игра №16 — «Солнышко и дождик»

Ход игры: выполняется под музыкальное сопровождение. Воспитатель произносит команду «Солнышко» — дети медленно идут по кругу, «гуляют». Когда воспитатель произносит команду «Дождик» — все дети прячутся под парашютом. Игра повторяется несколько раз. Залезая под парашют, нельзя отпускать руки или ткань парашюта.

Игра №17 — «Три медведя»

Ход игры: все игроки держат парашют и выполняют движения по тексту:

3 медведя шли домой (дети идут с парашютом по кругу)

Папа был большой, большой (парашют поднят вверх)

Мама с ним – поменьше ростом (руки с парашютом на уровне груди)

А сынок – малютка просто (приседают, опуская парашют)

Очень маленький он был,

С погремушками ходил (парашют ритмично поднимают и опускают)

Дзинь – дзинь!

Игра №18 — «Под грибом»

Ход игры: все игроки держатся за ручки парашюта и плавно поднимают его три раза. На третий раз все, отпуская руки, заходят внутрь парашюта, и он плавно опускается на игроков.

Скок — скок — скок,

Спрячемся все под грибок!

Или: Дует-дует ветерок,

Заходите под грибок!

Игра-театрализация №19 — «Теремок»

Ход игры: воспитатель вместе с детьми держит парашют и рассказывает сказку «Теремок». Часть детей – актеры в масках персонажей сказки, другие дети помогают держать парашют. По ходу сказки называется один из персонажей. Когда ребенок-персонаж слышит, что в сказке говорят о нем, он отпускает парашют и говорит по тексту свои слова «Тук-тук, кто в теремочке живет?...» После ребенок заходит под купол парашюта и ждет прихода следующего персонажа. Игра продолжается до конца сказки, пока все персонажи не попадут в теремок (под парашют).

Список использованной литературы:

  1. Аверина И.Е. Физкультурные минутки и динамические паузы в ДОУ: Практическое пособие. – М.: АЙРИС-ПРЕСС, 2008.
  2. Вавилова Е.Н. Учите бегать, прыгать, лазать, метать. Пособие для воспитателя детского сада. — М.: Просвещение, 1983
  3. Волкова Г.А. Игровая деятельность в устранении заикания у дошкольников. — М.: Просвещение, 1983
  4. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Инновационная программа дошкольного образования. / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, Э. М. Дорофеевой. — Издание пятое (инновационное), испр. и доп. — М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2019. — c. 336
  5. Игры с парашютом. – Режим доступа: http://janemouse. livejournal. com/698400. html
  6. Русских Е.С. Игровой парашют: методическая разработка. Омутнинск, 2011. – 5 с.
  7. Терехина О.Е. Упражнения и игры с парашютом как средство развития координационных способностей у детей дошкольного возраста, — СПб, 2012. – 14 с.
  8. Чинарова Е. Под крылом: веселые игры с парашютом. – Режим доступа: http://letidor. livejournal. com/266020. html

Источники сети Интернет:

  1. https: //pedsovet. org/publikatsii/doshkolnoe-obrazovanie/sbornik-igr--igry-s-parashyutom
  2. https: //pavlova-dou51. edumsko. ru/articles/post/1242751
  3. https: //infourok. ru/podvizhnie-igri-s-parashyutom-dlya-detey-doshkolnogo-vozrasta-3844905. html
  4. http://metodzenter. blogspot. com/2018/10/blog-post_9. html
  5. https: //dohcolonoc. ru/cons/15128-ispolzovanie-igrovogo-parashyuta. html
  6. http: //doshkolnik. ru/zaniatia-s-detmi/18894. html
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 44 (267) выйдет
4 декабря 2022

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 43 (266) за 2022 год
Скачать Номер 42 (265) за 2022 год
Скачать Номер 41 (264) за 2022 год
Скачать Номер 40 (263) за 2022 год
Скачать Номер 39 (262) за 2022 год
Скачать Номер 38 (261) за 2022 год
Скачать Номер 37 (260) за 2022 год
Скачать Номер 36 (259) за 2022 год
Скачать Номер 35 (258) за 2022 год
Скачать Номер 34 (257) за 2022 год
Скачать Номер 33 (256) за 2022 год
Скачать Номер 32 (255) за 2022 год
Скачать Номер 31 (254) за 2022 год
Скачать Номер 30 (253) за 2022 год