Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Методическая разработка «Развитие сенсорных представлений у детей раннего возраста: пособия и игры своими руками»
Развивающие занятия
Автор: Козлова Ирина Валентиновна   
20.12.2021 09:55

Методическая разработка «Развитие сенсорных представлений у детей раннего возраста: пособия и игры своими руками»Методическая разработка «Развитие сенсорных представлений у детей раннего возраста: пособия и игры своими руками»

Автор Козлова Ирина Валентиновна ГБДОУ детский сад № 55 Центрального района Санкт–Петербурга воспитатель

«Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев» В.А. Сухомлинский

Тема по самообразованию «Развитие сенсорных представлений у детей раннего возраста» была выбрана мной не случайно.

Лучшая форма совместной деятельности – это игра. Основное условие для создания игры – это натуральность используемых материалов. Практически каждую совместную деятельность можно трансформировать в полезную развивающую игру. Игры по сенсорному развитию позволяют развивать мелкую моторику рук. Играя, малыш запоминает основные цвета и формы, учится соотносить различную величину, выделяя более мелкие и крупные предметы. Игры и пособия по сенсорному развитию лучше всего изготавливать своими руками.

 

Скачать конспект

Пособия по сенсорному развитию я изготавливаю своими руками для дальнейшего практического применения.

Цель: исследование величины, формы, цвета, фактуры предметов.

Задачи:

  • совершенствовать восприятие детей, умение активно использовать осязание, зрение, слух;
  • проводить работу по обогащению чувственного опыта детей в разных видах деятельности;
  • помогать обследовать предметы, выделяя их цвет, форму, величину;
  • упражнять в установлении сходства и различия между предметами, имеющими одинаковое название;
  • побуждать детей называть свойства предметов;
  • формировать у детей самостоятельность и целенаправленность в предметной деятельности;
  • формировать у детей интерес и радость от проделанной работы.

Дидактическая игра «Ромашки»

Цель: формирование сенсорных представлений у детей по различению количества и цвета предметов, а также материалов, из которых эти предметы сделаны.

Задачи:

1) Обучающие:

  • формировать умение повторять несложные фразы;
  • формировать навык диалога с воспитателем;
  • расширять активный словарь воспитанников;
  • формировать умение различать группы предметов по их количеству (один, много, ни одного);
  • закреплять умение различать и называть основные цвета.

2) Развивающие:

  • развивать память, внимание, мышление, мелкую моторику;
  • развивать зрительное и слуховое внимание — умение вслушиваться в речь и интонации взрослого.

3) Воспитательные:

  • побуждать ребенка внимательно слушать и слышать речь взрослого;
  • воспитывать желание слушать говорящего;
  • воспитывать положительные качества личности: уверенность в себе, умение сопереживать, воспитывать доброе отношение к окружающим, чувство коллективизма и уважения к сверстникам;
  • воспитывать самостоятельность.

ПРАВИЛА.

Дети садятся за стол, воспитатель раздаёт цветы, сделанные из подручного материала (салфетки для мытья посуды, китайские палочки, бумага-самоклейка четырёх основных цветов, бельевые прищепки основных цветов) – это РОМАШКИ. Дети выполняют задания воспитателя, отвечая по ходу на вопросы (Сколько здесь жёлтых ромашек? А сколько красных? Найди красные лепестки. И т.д.)

Дидактическая игра «Розовая свинка»

Цель: формирование сенсорных представлений у детей по различению количества и групп предметов.

Задачи:

1) Обучающие:

  • формировать умение повторять несложные фразы;
  • формировать навык диалога с воспитателем;
  • расширять активный словарь воспитанников;
  • формировать умение различать группы предметов по их свойствам и общим признакам (горох, пшено, макароны, фасоль и т.д.);
  • формировать умение различать группы предметов по их количеству (один, много, ни одного).

2) Развивающие:

  • развивать зрительное и слуховое внимание — умение вслушиваться в речь и интонации взрослого;
  • развивать память, внимание, мышление, мелкую моторику.

3) Воспитательные:

  • побуждать ребенка внимательно слушать и слышать речь взрослого;
  • воспитывать желание слушать говорящего;
  • воспитывать положительные качества личности: уверенность в себе, умение сопереживать, воспитывать доброе отношение к окружающим, животным, чувство
  • коллективизма и уважения к сверстникам;
  • воспитывать самостоятельность.

ПРАВИЛА.

Дети садятся за стол, воспитатель выкладывает материал: стаканчики, пластиковые контейнеры, фасоль, жёлуди, макароны, розовую свинку, сделанную из пластиковой бутылки, розовых хозяйственных салфеток для мытья стола, пуговиц и ниток. Дети выполняют задания воспитателя, проговаривая вслух свои действия. (Вопросы: Выбери из контейнера одну фасоль и много макаронин. Сколько ты видишь фасолин в стаканчике? Покорми свинку: дай ей один жёлудь. И т.д.).

Дидактическая игра «Божьи коровки»

Цель: развитие мелкой моторики.

Задачи:

1) Обучающие:

  • формировать умение повторять несложные фразы;
  • формировать навык диалога с воспитателем;
  • расширять активный словарь воспитанников.

2) Развивающие:

  • развивать зрительное и слуховое внимание — умение вслушиваться в речь и интонации взрослого;
  • развивать память, внимание, мышление, мелкую моторику.

3) Воспитательные:

  • побуждать ребенка внимательно слушать и слышать речь взрослого;
  • воспитывать желание слушать говорящего;
  • воспитывать положительные качества личности: уверенность в себе, умение сопереживать, воспитывать доброе отношение к окружающим, животным, чувство
  • коллективизма и уважения к сверстникам;
  • воспитывать самостоятельность.

Основной материал:

картон, черный маркер, китайские палочки, пластилин, толстая нить, тарелки пластиковые от китайской лапши, клей.

ПРАВИЛА.

Двое детей встают рядом, держат «Божьих коровок» на размотанной нити (длины нитей одинаковые). По команде «Марш!» дети начинают накручивать нити на палочки, быстро работая пальцами рук. Если нить полностью намотана на палочку, ребёнок побеждает.

Дидактический материал для познавательного развития малышей также развивает смекалку, чувство сопереживания близкому, соревновательные качества. Развивает мелкую моторику пальцев и кистей рук, координацию движений, чувство соперничества, а также чувство коллективизма.

Дидактическое пособие «Весёлый паровозик»

Цель: формирование сенсорных представлений у детей по различению количества и групп предметов.

Задачи:

1) Обучающие:

  • формировать умение повторять несложные фразы;
  • формировать навык диалога с воспитателем;
  • расширять активный словарь воспитанников;
  • формировать умение различать группы предметов по их свойствам и общим признакам;
  • формировать умение различать группы предметов по их количеству (один, много, ни одного);
  • формировать умение различать цвета, формы, размер, количество предметов.

2) Развивающие:

  • развивать зрительное и слуховое внимание — умение вслушиваться в речь и интонации взрослого;
  • развивать память, внимание, мышление, мелкую моторику.

3) Воспитательные:

  • побуждать ребенка внимательно слушать и слышать речь взрослого;
  • воспитывать желание слушать говорящего;
  • воспитывать положительные качества личности: уверенность в себе, умение сопереживать, воспитывать доброе отношение к окружающим, животным, чувство
  • коллективизма и уважения к сверстникам;
  • воспитывать самостоятельность.

Основной материал: салфетки для мытья посуды разных цветов, картон разного цвета, картинки животных из ненужных раскрасок, скотч, липучки.

Изучаем цвета, формы, размер, количество предметов, также домашних и диких животных, пробуя подражать их звукам и движениям (крупная моторика). Все части можно перемещать по доске (мелкая моторика).

Малыши очень любят играть в уголке сенсорного развития. Пособия и макеты воспитатель изготавливает своими руками.

Уголок сенсорного развития предназначен главным образом для:

  • стимуляции сенсорных функций (зрение, осязание, слух, обоняние и т. д.);
  • развития мелкой моторики, стимуляции двигательной активности;
  • снятия мышечного и психоэмоционального напряжения, достижения релаксации и комфортного самочувствия детей;
  • создания положительного, эмоционального фона, повышения работоспособности ребёнка;
  • активизации когнитивных процессов (мышления, внимания, восприятия, памяти);
  • повышения мотивации к самостоятельной и экспериментальной деятельности дошкольников.

Сенсорный уголок и сенсорные пространства используется в воспитательно-образовательном процессе как в непосредственной (организованной) образовательной деятельности воспитателей, так и в самостоятельной игровой, поисково — экспериментальной деятельности детей. Сенсомоторный уголок в условиях группового помещения детского сада — это адаптированный вариант сенсорной комнаты без приобретения дорогостоящего оборудования. Сенсорный уголок – это открытая, меняющаяся, живая система. Работа в данном направлении ведётся постоянно.

В приложении № 1 представлена часть изготовленных моими руками дидактических материалов для создания предметно-пространственной развивающей среды, а также применяемых на практике в совместной деятельности с воспитанниками.

В приложении № 2 (компакт-диск) я хочу представить презентацию по теме с «Развитие сенсорных представлений у детей раннего возраста».

Приложение № 1

Малыши очень любят заниматься в уголке сенсорного развития.

Пособия и макеты изготавливаются мной своими руками.

Работа с родителями: папки-передвижки Дидактическая игра «Собачка с шариками»

Дидактическое пособие «Божьи коровки»

Дидактическое пособие «Домик в деревне»

Дидактическая газета по ПДД

Макет «Волшебный зимний лес»

Дидактическая игра «Ромашки»

Дидактическое пособие-игра «Веселый паровозик»

Макет «Мой город» (ПДД)

Дидактическая игра «Розовая свинка»

Разрезные картинки

«Мячики» и «Наш детский сад»

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 11 (327) выйдет
31 марта 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 10 (326) за 2024 год
Скачать Номер 9 (325) за 2024 год
Скачать Номер 8 (324) за 2024 год
Скачать Номер 7 (323) за 2024 год
Скачать Номер 6 (322) за 2024 год
Скачать Номер 5 (321) за 2024 год
Скачать Номер 4 (320) за 2024 год
Скачать Номер 3 (319) за 2024 год
Скачать Номер 2 (318) за 2024 год
Скачать Номер 1 (317) за 2024 год
Скачать Номер 47 (316) за 2023 год
Скачать Номер 46 (315) за 2023 год