Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Мультипликация как средство художественного-эстетического развития в ДОО.
Развивающие занятия
Автор: Гумберг Анастасия Сергеевна   
13.12.2021 13:05

Мультипликация как средство художественного-эстетического развития в ДОО.Мультипликация как средство художественного-эстетического развития в ДОО.

В последние годы происходят существенные изменения в системе дошкольного образования. И на сегодняшний день гуманистически ориентированное образование представляет ребёнка как главного субъекта образовательного процесса и делает акцент на художественно — эстетическое развитие детей дошкольного возраста. В соответствии с Федеральным законом РФ «Об образовании в Российской Федерации» (2012) выделение проблемы становления художественно — эстетической культуры в качестве ключевой в саморазвитии личности дошкольника обусловлено рядом причин, а прежде всего, запросом общества: одним из принципов государственной политики в области образования является приоритет свободного развития личности, создание условий для её самоопределения, самореализации [ 4 ].

Согласно Федеральному государственному стандарту дошкольного образования ФГОС ДО (2013), художественно-эстетическое развитие подразумевает «развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.)» [5, с. 7-8].

Отечественные педагоги и психологи трактуют художественно — эстетическое развитие как самоценность ребёнка и его личностное качество (Л. C. Выготский, Б.М. Теплов), как деятельность, непосредственную и существенную для развития способностей каждого дошкольника (Л. A. Венгер, H.A. Ветлугина, A.B. Запорожец, B.C. Мухина, H.H. Поддьяков, Б.М. Теплов и др.)

 

В теоретической и практической деятельности дошкольного образования собран значительный опыт художественно-эстетического развития детей в разных видах искусства, в том числе: в изобразительном (А. В. Бакушинский, Т.С. Комарова, Ж.В. Мацкевич, С.В. Погодина, Н.П. Сакулина и др.), в художественно-речевом (Н. С. Карпинская, Л.A. Пеньевская, О.С. Ушакова).

Одним из способов художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста можно выделить мультипликационную деятельность.

Д.Н. Бабиченко считал, что мультипликация – это вид киноискусства, произведения которого создаются способом покадровой съёмки порядковых фаз перемещения изображенных (графическая или рисованная анимация) или объёмных (кукольная анимация) объектов [1].

По мнению Т.Ф. Ефремовой мультипликация представляет собой киносъемку последовательных фаз движения рисованных или объемных фигур, в результате которой при показе на экране у зрителя создается иллюзия их движения [2].

Таким образом, можно сказать, что мультипликация представляет собой творческий вид кинематографа, позволяющий оживлять рисунки и предметы.

Мультипликационная деятельность как современная технология деятельностного подхода позволяет обеспечить развитие мотивации и способностей. Дети дошкольного возраста могут попробовать свои силы в различных направлениях, так как создание мультфильма включает в себя разнообразные виды детской деятельности. В результате чего у дошкольников формируются и развиваются важные личностные качества [3].

Для создания мультфильмов в ДОО предполагается использование несколько видов техник

  1. Перекладка — создание детьми плоских персонажей (нарисованных, вырезанных из бумаги), плоского фона и декораций. Передвижение происходит путём перемещения объектов по фону. Для создания фона обычно используется (гуашь, акварель, картон, ножницы, восковые мелки, пастель, пластилин, глина, разнообразный природный материал и бросовый материал, также можно использовать уже готовый фон в виде картинок).
  2. Сыпучая анимация — предполагает использование в работе сыпучих материалов (манка, сахар, горох, песок, гречка, фасоль, и др.) движение происходит с помощью рисования руками по сыпучему фону, находящемуся на прозрачной подсвеченной поверхности.
  3. Объёмная анимация – изготовление объёмных персонажей и декораций, их перемещение в трёхмерном пространстве. Даёт возможность использования в работе природного и бросового материала, сюжетные игрушки. Данная анимация является наиболее трудоёмкой и сложной в исполнение техникой создания мультфильма.

Организованная деятельность по созданию мультфильмов дошкольниками позволяет решать образовательные задачи, формировать навыки работы в коллективе, сотрудничества и взаимопомощи, развивать творческие способности дошкольников, активизировать познавательные процессы и предполагает комплексную организацию разнообразных видов детской деятельности.

Организационная деятельность по созданию мультфильма

Организация деятельности по обсуждению и выбору сюжета, уже известной сказки или придуманной детьми в совместной деятельности с педагогом.

Организация продуктивной деятельности дошкольника в процессе создания мультфильма заключается в совместной с педагогом работе над изготовлением персонажей, декораций из различного материала.

Организация съёмки мультфильма предполагает выставление дошкольниками каждого кадра мультфильма, отражающих движение персонажей, мимику. Жесты и прочее. Педагог, используя штатив с камерой, фотографирует каждый кадр, учитывая смену ракурсов. Чем больше кадров будет отснято, тем правдоподобнее выйдет мультфильм.

Организация деятельности по озвучиванию мультфильма заключается в распределение ролей между дошкольниками, разучивание текста произведения. Далее осуществляется звукозапись текста, музыки с использованием микрофона и компьютерной программы.

Монтаж мультфильма в компьютерной программе производит педагог, выставляет кадры в строгой последовательности, накладывает звукозапись текста, музыку, титры.

Заключительная часть деятельности по созданию мультфильма в условиях дошкольной образовательной организации предполагает совместный просмотр готового мультипликационного продукта группой дошкольников, высказывание впечатлений от совместной работы, выражение собственного мнения, оценивание результатов творческой деятельности и приобретённых в процессе неё знаний, умений и навыков.

Приобщаясь к мультипликации, работая над созданием собственных мультфильмов у детей формируются такие личностные качества как инициатива, настойчивость, трудолюбие, ответственность, коммуникабельность и др.. А это те целевые ориентиры, которые определены Федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного образования как ожидаемый результат приобретения универсальных учебных действий.

На основании вышеизложенного материала, можно сделать вывод, что мультипликационная деятельность в ДОО может выступать эффективным средством комплексного развития детей дошкольного возраста.

Гумберг Анастасия Сергеевна

Воспитатель, МАДОУ №50, г.Томск

Список литературы

  1. Бабиченко, Д.Н. "Искусство мультипликации". — Москва.: "Искусство", 1964 – 144 с.
  2. Ефремова, Т. Ф. Новый словарь русского языка. Толково- словообразовательный. – Москва.: 2000-538 с.
  3. Мультипликационная деятельность дошкольников: Материалы исследования участников инновационной деятельности. Ч.1 /под ред. Н. Ш. Сыртлановой. – Уфа: Изд-во ПРИНТ-ЛЕНД, 2018. – 64 с.
  4. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www. firo. ru/
  5. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www. federalniy-zakon. ru/zakon-ob-obrazovanii-rf-poslednyaya-redakciya-2016

Рис. 1 (плоскостная мультипликация)

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 11 (327) выйдет
31 марта 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 10 (326) за 2024 год
Скачать Номер 9 (325) за 2024 год
Скачать Номер 8 (324) за 2024 год
Скачать Номер 7 (323) за 2024 год
Скачать Номер 6 (322) за 2024 год
Скачать Номер 5 (321) за 2024 год
Скачать Номер 4 (320) за 2024 год
Скачать Номер 3 (319) за 2024 год
Скачать Номер 2 (318) за 2024 год
Скачать Номер 1 (317) за 2024 год
Скачать Номер 47 (316) за 2023 год
Скачать Номер 46 (315) за 2023 год