Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Обобщение опыта работы по теме «Эйдетика – методика развития гениальности».
Развивающие занятия
Автор: Юранова Светлана Викторовна   
28.12.2020 16:26

Обобщение опыта работы по теме «Эйдетика – методика развития гениальности».Обобщение опыта работы по теме «Эйдетика – методика развития гениальности».

Занимаясь развитием с детьми раннего возраста, не устаёшь восхищаться неограниченными возможностями малышей.

В отличие от абстрактных слов, таких как «девять», ребёнок может легко запоминать слова, обозначающие конкретные предметы — «жираф», «енот», «лиса» — как бы трудны они не были. Если взрослому человеку приходится прилагать сознательные усилия к запоминанию, то ребёнок обладает замечательной образной памятью.

Это одна из особенностей мозга ребёнка — видеть предмет, которого нет в поле зрения. Дети мыслят образами. Как искренне ребёнок боится «волка», или может видеть «чудище» под кроватью!

 

М.В. Осорина считала, что способность образно представлять в уме и фантазировать, развивается у ребёнка по возрастающей от двух до пяти лет. В этом возрасте он обнаруживает новые возможности удваивать мир, представляя воображаемые образы на внутреннем психическом экране. Эта способность даёт возможность делать то, что он не может в реальной жизни.

Мы можем воспользоваться этим умением и помочь его развитию. Если постоянно включать в занятия с ребёнком игры на создание образов, то такой способ запоминания станет для ребёнка привычным, образы будут возникать без напряжения. Стоит нам только поддержать то, что дано ребёнку природой, и мы получим отличные результаты. Важно помнить о том, что если мы чем-то не пользуемся, мы это утрачиваем, эти способности атрофируются.

Дошкольный возраст является сензитивным периодом, который характеризируется интенсивным развитием способности к запоминанию и воспроизведению, а также развитию творческого мышления.

Одним из средств развития образно-ассоциативного мышления, детей дошкольного возраста является метод эйдетики, который направлен на развитие всех видов памяти, в единстве с творческим мышлением, воображением.

Эйдетика — новое направление в современной детской психологии, ориентированная на развитие образного мышления у ребёнка. Она активно применяется для обучения детей дошкольного возраста, даже нравится им, так как использует в качестве основы простые игры. Получается, что вместо скучной зубрёжки информация усваивается через ассоциации.

Нужно ли развивать память ребенка?

Сегодня много говорят о развитии памяти, о том, что заниматься с ребенком нужно с раннего детства.

От того, насколько малыш будет хорошо и быстро запоминать, напрямую зависят его успехи в обучении. Чем лучше работает память, тем проще ребенку усваивать новые знания, а, значит, у него будет больше шансов добиться успехов сначала в учебе, а затем в карьере и бизнесе. Да и в простом быту хорошая память – замечательный помощник, позволяющий экономить время и деньги.

Дети воспринимают и запоминают информацию через мир образов. Первые 5-7 лет правое полушарие, ответственное за воображение, развивается у человека быстрее чем левое, ответственное за логическое и аналитическое мышление. Вот почему яркие образы так важны в жизни детей.

Как же помочь ребенку запоминать необходимую информацию и вовремя вспоминать ее? Как пробуждать интерес, побуждать дошкольников к речевой активности, дарить ощущение успеха?

На эти вопросы отвечает эйдетика. Что же это такое?

Система эйдетики — память без границ.

Эйдетика — это методика для развития памяти, мышления и воображения посредством ярких образов. Она позволяет активно запоминать и быстро воспроизводить любые детали.

Она привлекает все анализаторы ребенка: позволяет не только увидеть, но и потрогать, услышать, попробовать, понюхать; подает новое через хорошо знакомые детям образы.

Но самое главное — она признана одним из ведущих направлений, способствующих формированию неординарного мышления. К ней можно обратиться в любом возрасте. Конечно, больших результатов добьются те, кто регулярно занимается с малых лет.

Основная задача эйдетики — развитие памяти и внимания. Однако этим её польза для личностного совершенствования не ограничивается. Она способна оказать гораздо более многогранное воздействие:

Например:

  • развивает образную память;
  • обостряет концентрацию внимания;
  • усиливает способность воображения;
  • позволяет запоминать гораздо быстрее и больше информации, чем при механической «зубрёжке»;
  • облегчает изучение иностранных языков;
  • упрощает запоминание нелогичных формул, труднопроизносимых терминов, многозначных чисел;
  • развивает образно-ассоциативное мышление;
  • снимает психологические стереотипы при запоминании информации;
  • повышает работоспособность.

Эйдетика добивается всего этого тем, что при запоминании материала активно используются яркие, часто неожиданные образы и эмоциональные компоненты. Тем самым процесс становится интересным, мотивированным и существенно упрощается.

Поэтому эйдетический метод развития памяти сейчас так активно внедряется в детские сады и школы. Все прекрасно знают, как трудно заинтересовать маленького непоседу учёбой и выучить с ним что-то. Игровой деятельности надолго не хватает. Но если в сочетании с ней использовать наглядные образы, дело пойдёт проще и гораздо быстрее.

Эйдетика как методика следует определённой последовательности и учит, как запоминать через зрительные образы. Алгоритм состоит из выработки уверенности в собственных способностях и поступках, правильной подготовки к системе, проработку специальных методов с повторением пройденного материала. Все преимущества раскрываются уже на первом занятии.

К достоинствам можно отнести:

Представление информативного потока с учётом индивидуальных взглядов и особенностей каждого малыша.

Радостную и непринуждённую атмосферу, которая создаётся благодаря игровой форме обучения.

Эйдетика использует все учебные материалы из окружающего нас пространства: от любимых игрушек и книжек до предметов быта, инструментов, животных, транспортных средств и т.д.

Методика позволяет развивать всесторонне развитую личность, делая ребенка уверенным в себе человеком с творческим подходом к жизни.

Эйдетика предлагает строить работу с детьми на основе ассоциаций, таких как:

цветовые;

ассоциации, связанные с геометрическими формами;

тактильные;

предметные;

звуковые;

вкусовые;

обонятельные;

графические ассоциаций;

свободные ассоциации, связанные с предметными образами;

В ЦВЕТОВЫХ АССОЦИАЦИЯХ

Детям предлагаются карточки с нарисованными пятнами различных цветов, но не цветные изображения предметов.

Воспитатель дает ребенку или же показывает всей группе картинку с пятном определенного цвета. Задача каждого – выбрать среди картинок разных предметов именно то, изображение которое у него ассоциируется с заданным цветом. Ребенок должен постараться обосновать ответ.

Можно изменить ход игры: наоборот, предложить ряд предметных изображений и спросить: «О каком цвете вы подумали? Почему?»

АССОЦИАЦИИ, СВЯЗАННЫЕ С ГЕОМЕТРИЧЕСКИМИ ФИГУРАМИ.

Для этого вида работы понадобятся картинки с изображениями геометрических фигур и различных предметов.

Вопросы задаются аналогично: «У меня есть круг. О каких предметах вы подумали?»

В ТАКТИЛЬНЫХ АССОЦИАЦИЯХ

Понадобиться набор тактильных картинок, которые предложил профессор, доктор педагогических наук Игорь Матюгин. Основная идея этих карт заключается в том, что каждая из них имеет свою фактуру: мех, наждачная бумага, фланель, веревка, палочки, капельки воска, велюр и мн. др.

Так же к коллекции можно добавить карточку с пуговицами, гречкой, кусками проволоки, с дерматиновым покрытием.

Принцип работы остается таким же, как и в предыдущих видах работы: «О чем ты подумал, прикоснувшись к этой картинке?» (я подумал про зайчика, потому что он пушистый).

ПРЕДМЕТНЫЕ АССОЦИАЦИИ.

Этот вид ассоциации предусматривает установление связей предметов или между собой, или с их признаками. Для использования этого приема, вам понадобиться иметь набор разных предметов: ниточку, палочку, трубочку, бумажку, кусок ткани, шишку, каштан, камушек, ракушку, монетку, пуговицу.

Я беру нитку и говорю: «Длинное и гибкое». О чем вы подумали? Или например держу монетку и говорю: «Круглое и железное». О чем вы подумали? (банка, ее закрывают крышкой).

ЗВУКОВЫЕ АССОЦИАЦИИ.

В эйдетике применяются аудио записи различных звуков и шумов. Можно создать целую коллекцию звуков, распределив по разным группам: бытовые шумы, звуки природы, музыкальные звуки, звуки улицы и тому подобное. Еще есть второй способ использования звуков.

Нужно сделать мешочки и положить в них различные предметы, порождающих звуки. Например: в один мешочек положите бумагу, в другой-монеты, в третий – коробочку с пластмассовыми шариками, камешками, фасолью и тому подобное. Ставим перед ребенком на наборном полотне ряд предметных картинок (книга, лук, еж, листок) и с помощью звукового мешочка с целлофановой бумагой предлагаем выбранный звук, после чего спрашиваем: «О чем ты подумал, услышав этот звук?» (я подумал о книге, потому что когда ее листают, страницы шуршат). Не стоит отгадывать, что находится в мешочках, важно создавать ассоциативные образы звуков. Так же, нужно подготовить стакан с водой, трубочку, дудочку, свисток, музыкальный молоток. Предложите звук, например, звон монеток и спросите: «О чем вы подумали, услышав этот звук?» Старайтесь прятать за ладонью эти источники звуков, которые нельзя положить в мешочек: ножницы, дудочку, стакан с водой...

Вывод:

Использование этих и других приемов эйдетики в ежедневной работе является чрезвычайно эффективным, к тому же, интересным способом саморазвития и формирования мышления, памяти у дошкольников.

Игры для детей дошкольного возраста.

Игра «путешествие» (с 2 лет)

Материалы: Любые предметы, находящиеся в помещении (шкаф, диван, кресло, книжная полка, дверь…).

Ход игры: Преподаватель вместе с детьми выбирает предметы, на которых будут расположены слова (шкаф, диван, кресло, книжная полка, дверь…). После этого можно отправляться в «путешествие». Малыши с преподавателем останавливаются около каждого выбранного предмета и представляют на нём предложенное слово (слон, клубника, змея, книга, часы…).

Преподаватель, останавливаясь около шкафа: «представьте, что на шкаф забрался слон, шкаф трещит, вот – вот развалится».

После того, как все слова «нашли» своё место, показывается предмет, а дети говорят, что они на нём видели.

Игра «картинки» (с 2 лет)

Материал: любые картинки, открытки, репродукции картин. Начинать с 3 картинок, каждое занятие, увеличивая по 1-2.

Ход занятия: Преподаватель показывает картинки и называет слова, которые ребёнок должен представить. На каждой открытке одно слово. Вначале преподаватель проговаривает картину, какую ребёнок должен представить.

Преподаватель, показывая открытку с нарисованной тарелкой:

  • представим яблоко. Увидели, как оно катится по тарелке?

Показывая открытку с нарисованным зайцем:

  • Бабочка. Представили, как бабочка села зайчику на ухо и он её сгоняет.

После нескольких занятий достаточно показать картинку и назвать слово, которое надо представить. Детям достаточно 1 – 3 секунды, чтобы «увидеть» на картинке то, что было названо.

Игра «ассоциации» (с 2 лет)

Материал: Готовая игра ассоциации или подобранные картинки — ассоциации (корзина – грибы, замок – ключ, ваза – цветы…)

Ход игры: Преподаватель раздаёт карточки с изображенными на них предметами (корзина, замок, ваза…). Дети подбирают к ним парные карточки с ассоциациями (грибы, ключ, цветы…).

После того как пары подобранны, заданные картинки переворачиваются (корзина, замок, ваза…), а по карточкам с ассоциациями малыш рассказывает, что было изображено на перевёрнутых картинках. Если ребёнок ещё плохо говорит, то можно его спрашивать – «Где корзина? Где замок? Где ваза?» и ребёнок показывает на заданные карточки.

Ассоциации по свойствам объектов

Игра «Волшебный мешочек» (с 2 лет)

Материалы: тряпичный мешочек, различные предметы (кубик, заколка, камень…).

Цель: развитие воображения и памяти на основе тактильного восприятия

Ход игры:

1)перед игрой дети «ощупывают» предметы, после чего помещают в мешочек, а затем, по очереди, не заглядывая в мешочек, вынимают заданный преподавателем предмет.

2)когда преподаватель бросает предметы в мешочек, например (кубик, заколка, камень…). Дети сами, или с помощью преподавателя составляют историю, которую они представляют, проговаривают (к кубику прицепили заколку для красоты, а заколка украшена разноцветными камнями…) после этого на ощупь вынимают предметы в той же последовательности как было предложено преподавателем

Игра «Четыре стихии»

Цель игры: развитие внимания, связанного с координацией слухового и

двигательного анализаторов

Играющие сидят по кругу. Ведущий договаривается с ними, что, если

он скажет слово «земля», все должны опустить руки вниз, если слово «вода»

- вытянуть руки вперед, слово «воздух» — поднять руки вверх, слово «огонь» -

произвести вращение руками в лучезапястных и локтевых суставах. Кто

ошибается, считается проигравшим. Слова ведущий произносит с разной интонацией.

Игра «Кто лучше слышит»

Цель игры: развитие слухового внимания

Взрослый стоит в одном углу комнаты, дети — в другом. Он шепотом

произносит слова или небольшие поручения, например: «Маша, возьми

шарик!» Каждый из детей повторяет то, что он слышал или выполняет

поручение.

Эти игры мы можем использовать с усложнением для детей любого возраста.

Эйдетика — уникальная современная методика для развития внимания, памяти и особого типа мышления. Она показывает отличные результаты и позволяет работать не только с детками. Это прекрасная возможность самосовершенствоваться, чтобы не стоять на месте и постоянно добиваться всё новых высот.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 15 (331) выйдет
22 апреля 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 14 (330) за 2024 год
Скачать Номер 13 (329) за 2024 год
Скачать Номер 12 (328) за 2024 год
Скачать Номер 11 (327) за 2024 год
Скачать Номер 10 (326) за 2024 год
Скачать Номер 9 (325) за 2024 год
Скачать Номер 8 (324) за 2024 год
Скачать Номер 7 (323) за 2024 год
Скачать Номер 6 (322) за 2024 год
Скачать Номер 5 (321) за 2024 год
Скачать Номер 4 (320) за 2024 год
Скачать Номер 3 (319) за 2024 год