Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Паспорт проекта совместной деятельности педагога с детьми подготовительной группы «Волшебные фигуры»
Развивающие занятия
Автор: Вырмаскина Оксана Евгениевна   
21.09.2020 12:13

Паспорт проекта совместной деятельности педагога с детьми подготовительной группы «Волшебные фигуры»Паспорт проекта совместной деятельности педагога с детьми подготовительной группы «Волшебные фигуры»

Актуальность проблемы:

Одна из важнейших задач воспитания маленького ребенка — развитие его ума, формирование таких мыслительных умений и способностей, которые позволяют легко осваивать новое. На решение этой задачи должны быть направлены содержание и методы подготовки мышления дошкольников к школьному обучению, в частности пред математической подготовки. В современных условиях, в мире новых компьютерных технологий и информационной цивилизации недостаточно научить детей счёту, измерению, вычислению. Особо важная задача – формирование способности самостоятельно и творчески мыслить.

Решению этой задачи помогают развивающие игры, уникальные по своим развивающим возможностям дидактические материалы – логические блоки Дьенеша и палочки Кюизенера. Использование этих игр позволяет развивать в детях творческое начало, которое проявляется в умении рассуждать, решать нестандартные задачи, генерировать идеи, сочинять сказки, фантазировать, конструировать и т. д.

 

Скачать презентацию

Логические блоки Дьенеша и палочки Кюизенера в моей деятельности являются одновременно и орудием профессионального труда, и инструментом учебно-познавательной деятельности ребёнка. Занимательность этого дидактического материала оживляет ту математику, которую многие считают сухой, неинтересной и далекой от жизни детей.

Десять причин, почему для воспитания и образования детей необходимо использовать блоки Дьенеша:

  1. Блоки и палочки — один из немногих дидактических материалов, дающих возможность формировать у ребёнка комплекс необходимых интеллектуальных умений, от сенсорных к мыслительным.
  2. Многие математические представления ребёнок получает играя.
  3. Блоки и палочки учат ребёнка ориентироваться как в двухмерном, так и в трёхмерном пространствах.
  4. Благодаря блокам и палочкам развивается логическое мышление.
  5. Блоки и палочки обеспечивают возможность получать знания в результате исследований.
  6. Ставя задачи разной сложности, блоки и палочки можно использовать и в семье, и в дошкольных учреждениях, и в школе.
  7. Игры с блоками и палочками дают возможность детям объединяться, что позволяет им научиться работать в команде, содержательно общаться.
  8. Блоки и палочки содействуют развитию восприятия, памяти, воображения, речи.
  9. Блоки и палочки могут быть использованы в диагностических целях.
  10. Этот материал может быть использован во всех образовательных областях.

Тип проекта: познавательный

Продолжительность: долгосрочный

Участники проекта: дети, воспитатели, родители.

Цель: Развитие у детей познавательной активности и интеллектуально- творческих способностей через совместную познавательно- исследовательскую, игровую деятельность.

Задачи проекта

Воспитательные:

  • воспитывать самостоятельность, инициативность посредством решения интеллектуальных задач,
  • воспитывать уверенность в себе посредством создания ситуации успеха в игровой, познавательно- исследовательской деятельности,
  • воспитывать потребность в доброжелательных отношениях с другими детьми посредством организации парной формы организации деятельности,
  • воспитывать готовность к взаимопомощи в процессе общения со взрослым и сверстниками,
  • воспитывать интерес к исследовательской деятельности посредством стимулирования занимательным содержанием.

Развивающие:

  • развивать сенсорные способности (восприятие цвета, формы, величины, пространственных отношений и др.) в процессе обследовательских действий,
  • развивать эмоции детей посредством создания ситуаций удивления,

радости, занимательности, эмоциональных переживаний и пр.),

  • развивать мелкую моторику, зрительно-моторную координацию в процессе выполнения игровых заданий с дидактическим материалом,
  • развивать связную, грамматически правильную диалогическую (монологическую) речь в процессе драматизации сказки, участия в беседе, составлении рассказа.

Обучающие:

  • учить детей ориентироваться в сенсорных эталонах (узнавать и называть цвет, форму, размер, количество предметов),
  • формировать умение ориентироваться в пространстве (группы, листа бумаги и т. д.),
  • научить детей обследовать предметы, побуждать включать движения рук по предмету в процесс знакомства с ним (обводить руками части предмета, гладить их и т.д.).

Предполагаемый результат:

  • дети проявляют самостоятельность, инициативность, уверенность в себе при решении интеллектуальных задач,
  • дети демонстрируют доброжелательность и готовность к взаимопомощи по отношению к другим детям и взрослому,
  • дети проявляют познавательный интерес к исследовательской деятельности,
  • дети проявляют свои эмоции в процессе реализации проекта,
  • дети демонстрируют умение грамотно высказываться,
  • дети демонстрируют умение ориентироваться в пространстве,
  • дети демонстрируют умение узнавать и называть сенсорные эталоны,
  • дети демонстрируют умение обследовать предметы, включая при этом движения рук по предмету в процесс знакомства с ним.

Новизна проекта:

Заключается в применении в педагогической практике современного детского сада систематизированного плана по внедрению разнообразных развивающих игр с математическим содержанием. В основу, которого положен принцип постоянного наращивания трудности в играх, гибкость и вариативность их применения, закрепление и усложнения одной той же игры, поэтапное внедрение развивающих игр, раскрывается роль педагога на каждом этапе. Четко обозначены направления работы по ФЭМП не только в НОД, но и в совместной деятельности с детьми, а также в самостоятельной игровой деятельности детей, что позволят формировать элементы логического мышления и развивать интеллектуальные способности детей, учитывая индивидуальные особенности детей и делает обучение детей интересным, содержательным, ненавязчивым.

Предварительная работа:

подготовка пособия «Блоки Дьенеша», отгадывание загадок, ребусов, чтение занимательных стихотворений и математических сказок, разучивание стихотворений.

Взаимодействие с семьей: Донести до родителей актуальность данной проблемы, расширение компетенций родителей по данной теме привлечь их к активному сотрудничеству: участие в проектной деятельности, участие в мастер – классе «Логические блоки Дьенеша».

Взаимодействие со специалистами:

  1. Подготовка консультаций для воспитателей по теме проекта.
  2. Доклад «Логические блоки Дьенеша – универсальный дидактический материал».
  3. Презентация «Использование блоков Дьенеша с целью развития логико – математических представлений у детей.»

Методы и формы реализации проекта

Словесные методы: беседа, рассказ воспитателя, чтение художественной литературы.

Наглядные методы: прямые — воспитатель показывает способы действия и косвенные- воспитатель побуждает ребёнка к самостоятельному действию.

Практические методы: работа с альбомами, участие в драматизации сказок.

Игровые методы: применение всех видов игр (подвижные, дидактические, малоподвижные, пальчиковые, сюжетно- ролевые, театральные).

Обогащение предметно-развивающей среды: игровые альбомы: «Волшебные дорожки (палочки Кюизенера)», альбом «Давайте вместе поиграем», демонстрационный материал к логическим блокам Дьенеша.

Палочки Кюизенера- 2 коробки, блоки Дьенеша- 2 коробки;

раскраски с цифрами и математическими узорами, трафареты, ребусы, счетные палочки, материал для графических диктантов.

Книга В.Волина «Праздник числа»

Этапы реализации проекта:

  1. ЭТАП Подготовительный этап (Обсуждение проблемы, пополнение предметно-развивающей среды, составление календарно- тематического планирования, подбор материала по теме проекта.)
  2. ЭТАП Основной этап (В соответствии с календарно- тематическим планированием организовать работу по решению задач проекта через следующие виды деятельности: коммуникативную деятельность, познавательно- исследовательскую, двигательную деятельность, изобразительную деятельность, трудовую и игровую деятельность, сотрудничество с родителями.)
  3. ЭТАП Заключительный этап (презентация результатов)

Продукт проектной деятельности:

  • компьютерная презентация «Играем и развиваемся» по итогам проекта
  • презентация «Волшебные блоки и палочки»
  • картотека дидактических игр «Волшебные блоки»

Линии развития

Виды деятельности

Познавательное развитие

Дидактические игры: игры из альбома «Давайте вместе поиграем» (см. методические советы): «Найди пару», «Художники», «Садовники», «Угощение медвежат», «Украсим елку бусами»; «Чудесный мешочек» (определи на ощупь форму и размер фигуры)

«Помогите Мишке собрать фигуры»,  «Игра с обручем», «Отрицание цвета (формы, размера, толщины)», «Загадки без слов», «Найди клад», «Где чей гараж», «Угадай – ка», «Волшебные камни», «Засели домики», «Где спрятался Джерри (матрешка)» (см. картотеку)

Исследовательская деят.«Дорожки», «Волшебные ниточки» (см. прилож.); наблюдение за снежинками на прогулке (разнообразие форм)

Конструирование из «Блоков Дьенеша» (придумай зверя, машину из блоков) ; игры со строительными модулями.

Речевое развитие

Чтение: книга В. Волина «Праздник числа», В.Степанов «Учебник для малышей. Арифметика», О. Кургузов «Геометрические сказки», «Двенадцать месяцев» С.Маршака, «Цветик – семицветик» В. Катаева; рассказа К. Ушинского «Четыре желания»

Составление описательного рассказа «Сказочный город»

Беседа «Геометрические фигуры вокруг нас»

Заучивание стихов про цифры, считалок, загадок о геометрических фигурах и цифрах.

Художественно-эстетическое развитие

Рисование: «Забавные фигуры»; работа с математическими раскраскам по желанию детей; рисование по трафаретам с геометрическими фигурами

Самостоят. изобр. деятельность : аппликация или рисование «Сложи узор» (учить составлять геометрический узор по заданной схеме)

Аппликация «Предметы из геометрических фигур»

Лепка: «Логические блоки из пластилина»

Послушай бубен и покажи соответствующую цифру

Социально - коммуникативное развитие

Свободное общение: отгадывание загадок, занимательных вопросов, шуточных задачек, головоломок. (Книга В.Волина «Праздник числа»)

Сюжетно – ролевая игра «Магазин»,«Олимпиада»

( использовать блоки Дьенеша как предметы-заместители

Настольные игры: «Сравни и подбери» , «Что лишнее», «Математическое лото», «Легкий счет», «Домино», «Головоломка Тетрис», «Цветные счетные палочки», «Сложи узор», «Головоломка Танграмм», «Чудесный мешочек» и т.д.

Физическое развитие

Физ. минутка «Три медведя»

Подвижные игры: «Ручеек», «Игра с двумя обручами», «Кошки – мышки» (см. картотеку), «Бегите к цифре», «Автомобили» (закрепить знание геометрических фигур, развивать быстроту реакции)

Формы взаимодействия с родителями

Консультации « Что такое блоки Дьеныша?», «Как играть в блоки Дьеныша?»

Картотека игр «Волшебные блоки» (см. Приложение)

Мастер – класс «Логические блоки Дьеныша»

Участие в итоговом мероприятии

 

 

Заключение

Сегодня на смену жесткой учебно-дисциплинарной модели воспитания пришла личностно-ориентированная модель, основанная на бережном и чутком отношении к ребенку и его развитию. Насущной стала проблема индивидуально-дифференцированного обучения. Поэтому в своей педагогической деятельности палочки Кюизенера и блоки Дьнеша с их ориентацией на индивидуальный подход и идеи автодидактизма являются, по моему мнению, уникальным дидактическим материалом.

Реализованный в моей группе проект, прямое тому доказательство. Результатом игр детей с палочками Кюизенера и блоками Дьенеша стали такие заявления детей, как … «Хочу ещё играть!», «Хочу новую игру!», «Давайте ещё поиграем!». Значит у детей формируется интерес к познанию, развивается умение думать. Дети стали более настойчивыми, сосредоточенными в деятельности, способными к проявлению инициативы.

В своей работе и в дальнейшем планирую использовать блоки Дьенеша и палочки Кюизенера, учитывая основные особенности этого дидактического материала — абстрактность, универсальность, высокую эффективность.

 

Список используемых источников:

Литература:

  • Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (приказ Министерство образования науки Российской Федерации № 1155 от 17.10.2013).
  • От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М.: мозаика-синтез, 2012.
  • Н. Е. Веракса, А. Н. Веракса « Проектная деятельность дошкольников» - М.: мозаика-синтез, 2010.
  • В. П. Новикова, Л. И. Тихонова Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера. М.:«МОЗАИКА-СИНТЕЗ», 2008.
  • Давайте вместе поиграем. Комплект игр с блоками Дьенеша. (под ред. Б. Б. Финкельштейн. Санкт-Петербург. ООО Корвет. 2001 г.)
  • Л. Д. Комарова, Как работать с палочками Кюизенера.- М.: издательство ГНОМ и Д, 2008.
  • З. А. Михайлова, Е. А. Носова Логико- математическое развитие дошкольников.- Санкт- Петербург: Детство- пресс, 2015.
  • Е. А. Носова, Р. Л. Непомнящая Логика и математика для дошкольников.- Санкт- Петербург: Детство- пресс, 2008.

Интернет ресурсы:

   http://pedrazvitie.ru/servisy/publik/publ?id=59

   http://doshkolnik.ru/pedagogika/4205-razvitie-doshkolnika.html

http://www.maam.ru/

http://nsportal.ru/

ПРИЛОЖЕНИЕ

Физкультминутки

«Три медведя»

Три медведя шли домой –

(Шагают вперевалочку.)

Папа был большой –

(Поднимают руки над головой.)

Мама с ним – поменьше ростом-

(Руки на уровне груди.)

А сынок- малютка просто,

Очень маленький он был.

(Приседают.)

ИГРЫ

«Волшебные ниточки»

Дидактические задачи:закрепить знания об образе цифр, упражнять в их различении; развивать мелкую моторику рук.

Оборудование:лист бархатной бумаги 15x20 см, шер­стяная нитка длиной 25—30 см.

Ход игры.

1-й вариант. Дети сидят за столами. Педагог показы­вает число предметов одним из способов: на счетной ли­нейке, фланелеграфе, наборном полотне, с помощью кар­тинок или игрушек. Дети выкладывают с помощью нит­ки цифру, соответствующую числу.

Можно загадывать загадки про цифры. За каждый правильный ответ ребенок получает фишку.

2-й вариант. Дети поднимают нитку за один конец над листом и произносят хором волшебные слова: «Нитка, нитка, покружись, в цифру ... превратись!» Нужную циф­ру называет педагог или кто-нибудь из детей.

«Бегите к цифре»

Дидактические задачи:       упражнять в запоминании и различении цифр, уме­нии ориентироваться в пространстве; развивать слуховое и зрительное внимание.

Оборудование:карточки с изображением цифр, раз­вешанные в разных местах комнаты.

Ход игры.   Игра малой подвижности. Педагог (водящий) называ­ет одну из цифр, дети находят в помещении карточку с ее изображением и бегут к ней. Если какой-то ребенок ошибается, он выбывает из игры на некоторое время. Игра проводится до тех пор, пока не выявится победитель.

Можно усложнить задание, предложив детям, встав около цифры, прохлопать в ладоши (или протопать, или присесть) число, которое она обозначает.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 15 (331) выйдет
22 апреля 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 14 (330) за 2024 год
Скачать Номер 13 (329) за 2024 год
Скачать Номер 12 (328) за 2024 год
Скачать Номер 11 (327) за 2024 год
Скачать Номер 10 (326) за 2024 год
Скачать Номер 9 (325) за 2024 год
Скачать Номер 8 (324) за 2024 год
Скачать Номер 7 (323) за 2024 год
Скачать Номер 6 (322) за 2024 год
Скачать Номер 5 (321) за 2024 год
Скачать Номер 4 (320) за 2024 год
Скачать Номер 3 (319) за 2024 год