Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
 

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Сказкотерапия – как средство развития детей дошкольного возраста
Развивающие занятия
Автор: Жамсаранова Ханда Валериевна   
27.08.2020 10:29

Сказкотерапия – как средство развития детей дошкольного возрастаСказкотерапия – как средство развития детей дошкольного возраста

© Жамсаранова Ханда Валериевна МБДОУ №104 «Зорька» г. Улан-Удэ

Над этой темой мы работаем первый год. Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что в настоящее время снизился интерес к совместному прочтению художественной литературы детей и родителей, интерес к книге заменили просмотр телевизора и игры в компьютер. Современными родителями утеряно понимание значения сказок в воспитании ребенка. Хоть сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, родители испытывают затруднения в приобщении ребенка к книге. Хотя, чем больше мы читаем ребенку сказок, обсуждаем происходящие в них события, тем больше ему начинает нравиться художественная литература, тем больше он начинает любить книгу. Сказка не только учит детей переживать, радоваться, сочувствовать, грустить, но и побуждает их к речевому контакту. Сказкотерапия — эффективный способ коррекционного воздействия на ребенка, в котором наиболее ярко проявляется принцип обучения: «учить играя». В результате активизируется и совершенствуется словарный запас, грамматический строй речи, звукопроизношение, навыки связной речи. В современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей, так как от уровня овладения устной связной речью зависит успешность обучения детей в школе.

 

Методы работы по развитию речи сказкотерапией ведутся мною по нескольким направлениям: театрализация сказок, игры по сказкотерапии, дидактические игры.

В театрализации сказок ставится основная задача – обучение пересказу методом проигрывания, что способствует активному эмоциональному и интеллектуальному развитию. Манипулирование куклами развивает общую и мелкую моторику. Инсценировки сказок с помощью театрализации включают в себя:

  • Чтение и выразительное рассказывание сказки
  • Беседа по содержанию
  • Показ воспитателем настольного театра
  • Инсценировка сказки детьми

На самом деле, театр для ребенка это всегда праздник, яркие, незабываемые впечатления. Сказка же своей доступностью близка и понятна детям. А воплощение фантазий и отражение своего мироощущения они находят в театре. Поэтому соединение сказки и театра гармонично и оправдано. За текущий период, были проведены театрализации сказок «Снегурочка», «Зайка Зазнайка», «По щучьему велению», благодаря которым дети прожили эмоции сказочных героев, усвоили азы монологической речи, диалога. Используя дидактические игры в процессе беседы по содержанию помогают

лучше запоминать названия сказок, их содержание, героев. Игры по мотивам сказок: «Угости медведя» (по сказке «Три медведя»), «Домики для друзей» (по сказке «Теремок»), «Сказки перепутались». Помогают развивать зрительные и тактильные ощущения, сенсорные представления, развитие связной речи, памяти, внимания. Нами был реализован проект «Книжкина неделя» в группе «Лучики». Была оформлена выставка «Моя любимая книга», где дети знакомили нас с любимыми книгами и персонажами. Мы лепили сказочных героев, рисовали понравившиеся сюжеты. А при помощи родителей изготовили куклы для драматизации по сказкам «Зайка Зазнайка», «По щучьему веленью».

Проделанная нами работа наглядно продемонстрировала, что сказка помогает ребенку самосовершенствоваться, активизировать различные стороны мыслительных процессов. У детей повышается речевая активность в процессе приобретения умения узнавать и пересказывать сказку, определять её героев и отношения между ними. Прослушивание и понимание сказки помогает ребёнку словесно устанавливать связь между событиями и строить речевые умозаключения, связывать сказки с приобретённым опытом и знаниями. У детей совершенствуется выразительность речи в процессе создания сказочных образов, расширяется словарный запас, дети вводят героев сказок в свои игры. Результатом применения сказкотерапии в образовательной среде детского сада значительно повышает качественно уровень речевого развития и речевого творчества детей группы.

Литература

  1. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Практикум по сказкотерапии. СПб., 2000.
  2. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Путь к волшебству. Теория и практика сказкотерапии. СП., 1998.
  3. Соколов Д. Ю. Сказки и сказкотерапия. М., 2000.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 9 (371) выйдет
16 марта 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 8 (370) за 2025 год
Скачать Номер 7 (369) за 2025 год
Скачать Номер 6 (368) за 2025 год
Скачать Номер 5 (367) за 2025 год
Скачать Номер 4 (366) за 2025 год
Скачать Номер 3 (365) за 2025 год
Скачать Номер 2 (364) за 2025 год
Скачать Номер 1 (363) за 2025 год
Скачать Номер 46 (362) за 2024 год
Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год