Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Развитие эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста как условие их успешной социализации
Развивающие занятия
Автор: Додонова Наталья Сергеевна   
15.05.2020 12:17

Развитие эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста как условие их успешной социализацииРазвитие эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста как условие их успешной социализации

С первых дней своего существования ребенок окружен другими людьми, с самого начала своей жизни он включен в социальное взаимодействие. Первый опыт общения он приобретает еще до того, как научится говорить. В процессе взаимодействия с другими людьми ребенок получает определенный социальный опыт, который становится неотъемлемой частью его личности. Так происходит процесс социализации.

ФГОС дошкольного образования ориентирует педагогов на создание условий для позитивной социализации и индивидуализации дошкольников. «Стандарт дошкольного образования направлен на решение следующих за-дач: охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия» [6, п.1. 6]. Одним из механизмов, способных обеспечить эффективность данного процесса, является развитие эмоционального интеллекта детей.

 

Скачать конспект

Эмоциональный интеллект – это способность распознавать свои чувства и чувства других людей, это умение управлять своими эмоциями и предвидеть поведение другого человека, это эмоциональная чуткость и отзывчивость, и как итог, способность поддерживать оптимальные взаимоотношения с окружающими, высокая адаптивность в коллективе.

В МДОУ «Центр развития ребенка – Детский сад № 2» г.о. Шуя ведется систематическая работа по формированию и развитию эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста.

В рамках психолого-педагогического сопровождения мы провели диагностическое обследование на изучение социально-эмоционального интеллекта (методика оценки интеллекта детей старшего дошкольного возраста Я.И. Михайлова). Целью обследования являлась оценка способности к распознаванию эмоциональных состояний, прогнозированию ситуаций общения и социального взаимодействия у детей старшего дошкольного возраста.

Анализируя полученные результаты, мы отметили, что среди обследованных не оказалось детей с низким уровнем социально-эмоционального развития, однако часть детей испытывает трудности в понимании эмоций окружающих людей, затрудняется в адекватной вербализации собственных эмоциональных состояний, не всегда правильно понимает причины смены как своих, так и эмоций других людей.

Работа с дошкольниками по развитию эмоционального интеллекта ведется в определенной последовательности:

  1. знакомство детей с базовыми эмоциями, обучение их вербальному и невербальному выражению;
  2. осознание и понимание детьми собственных эмоций и эмоций других людей, проговаривание эмоциональных состояний;
  3. пониманию причин эмоциональных проявлений других людей и выбор оптимальных способов поведения;
  4. обучение конструктивным способам управления собственным поведением и эмоциональным состоянием, овладение навыками самоконтроля и саморегуляции.

В работе с детьми мы используем различные игры и пособия. Приведем пример некоторых из них.

Дидактическая игра «Эмоциональный кубик» позволяет познакомить детей с различными эмоциональными состояниями.

Варианты заданий: А) Изображаем выпавшую на кубике эмоцию, остальные дети отгадывают ее. Б) Вспоминаем и рассказываем ситуации из своей жизни, когда испытывали те же эмоции, что выпали на кубике. В) Подбираем ряд слов, близких по значению к выпавшей эмоции (например, загрустил – стал печальным – голову повесил). Г) Придумываем ситуации к выпавшей на кубике эмоции, с которыми ребенок может столкнуться в будущем. К примеру, в рамках подготовки детей к обучению в школе ребенок может придумать, чему он в школе может радоваться, чему огорчиться, чего бояться и т.д. Так выявляются скрытые мотивы обучения и прорабатываются возможные страхи и опасения, связанные с дальнейшим поступлением в школу. Д) Придумываем историю о том или ином персонаже, используя различные эмоции. Начинаем историю, бросаем кубик. В соответствии с выпавшей эмоцией продолжаем сюжет (герой удивился – чему?). Дальше бросаем кубик. Герой обрадовался – чему? Разозлился – чему? и т.д. Работа с кубиком настроений позволяет не только совершенствовать эмоциональную сферу детей, но и обогащать их речевое развитие.

Многофункциональная ширма «Панно настроений» (авторское пособие) состоит из трех частей, каждая из которых решает свои задачи. Работая с первой частью, дети подбирают к пиктограмме изображение героя в нужном эмоциональном состоянии. Вращаем и передвигаем кубики на ширме, получается целый ряд изображений одного и того же настроения. Работая со второй частью ширмы, дети решают сразу две задачи: запоминают графическое изображение эмоций и учатся соотносить ту или иную эмоцию с определенной ситуацией. Составляем эмоцию из отдельных частей, вращая трубы на ширме. Вместе с эмоцией получается и ситуация, в которой эта эмоция проявляется, объясняем ее. Работая с третьей частью ширмы, дети определяют свое эмоциональное состояние, соотносят его с определенным цветом. Для этого «расселяем» смайлики с эмоциями в домики нужного цвета. Пособие многофункционально и позволяет придумывать различные варианты игр.

Дидактическая игра «В мире эмоций» позволяет детям связать ту или иную эмоцию с определенной ситуацией. Дети подбирают героям на картин-ке нужное выражение лица исходя из контекста. Так выявляется правильно ли ребенок понимает ситуации общения. А предложив ребенку придумать, как можно изменить негативную ситуацию, прорабатываются конструктивные способы управления собственным поведением.

Набор игр и способов развития эмоционального интеллекта достаточно богат. Выбор конкретного подхода зависит в каждом отдельном случае от целей работы. В конечном итоге детей с развитым эмоциональным интеллектом отличает дружелюбие и отзывчивость, уверенность в себе, развитая регуляцией эмоциональных состояний, хорошая адаптивность в коллективе сверстников, что является залогом их успешной социализации.

Список литературы:

  1. Андреева И.Н. Азбука эмоционального интеллекта. – СПб.: БХВ-Петербург, 2012. – 288 с.
  2. Бизяева И. А. Успешная социализация детей дошкольного возраста через развитие эмоционального интеллекта / И. А. Бизяева, А. А. Фролова. — Текст: непосредственный, электронный // Молодой ученый. — 2018. — № 50 (236). — С. 310-312. — URL: https: //moluch. ru/archive/236/54857/ (дата обращения: 01. 05. 2020)
  3. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155) [электронный ресурс]. Режим доступа URL: http://www. firo. ru/wp-content/uploads/2013/11/PR_1155. pdf (дата обращения: 01. 05. 2020)
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год