Формирование и развитие функциональной грамотности у детей дошкольного возраста через познавательную деятельность |
Развивающие занятия | |
Автор: Клецко Татьяна Геннадьевна | |
01.03.2025 19:45 | |
Приоритетной задачей в сфере воспитания детей является развитие высоконравственной личности, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества. Поэтому важно, чтобы наши дети были адаптированы к современной жизни. В связи с этим уделяется большое внимание к уровню образованности человека и формированию функционально грамотной личности. Работа современного педагога должна строиться таким образом, чтобы помочь детям с легкостью воспринимать окружающий их мир, научить адаптироваться в любых ситуациях, быть инициативным, способным творчески мыслить, находить нестандартные решения и идти к поставленной цели с желанием победить. Таким образом, развитие функциональной грамотности в дошкольном возрасте является актуальной задачей в настоящее время. Каждая образовательная область участвует в развитии всех видов функциональной грамотности (грамотность в чтении и письме, грамотность в естественных науках, математическая грамотность, компьютерная грамотность, грамотность в вопросах семейной жизни, грамотность в вопросах здоровья, юридическая грамотность). Составляющими функциональной грамотности являются умения (ключевые компетенции или универсальные учебные действия) определенного типа, основанные на прочных знаниях, а именно: организационные, интеллектуальные, оценочные и коммуникативные. Эти умения могут быть приобретены детьми дошкольного возраста при условиях, если воспитание носит деятельностный характер.
Формирование предпосылок функциональной грамотности у детей дошкольного возраста способствует реализации преемственности дошкольной и школьной ступени и закладывает основу для успешного обучения воспитанников детского сада в школе. Познавательное развитие – это сложный комплексный феномен, включающий развитие познавательных процессов (восприятие, мышление, внимание, воображение, которые представляют собой разные формы ориентации ребёнка в окружающем мире, в самом себе и регулирует его деятельность). Познавательная деятельность является одним из факторов формирования функциональной грамотности дошкольников и предполагает: развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, первичных представлений об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира и т. д. Данное содержание реализуется в различных видах деятельности, присущих дошкольному возрасту. Для развития познавательной активности детей важно, чтобы их окружение содержало стимулы, способствующие знакомству детей со средствами и способами познания, развитию их интеллекта и представлений об окружающем. В детском саду возможно широкое применение проблемного обучения. Кроме того, целесообразно отдавать предпочтение игровым, практическим, наглядным методам (эксперименты и наблюдения), т.к. мышление детей наглядно действенное, а позже наглядно образное. В нашем детском саду применяются наиболее эффективные для дошкольного возраста методы и приемы т.е. всё, что можно наглядно демонстрируется детям в ходе наблюдений, опытов и экспериментов. В дошкольном учреждении ведется постоянный поиск новых развивающих методов и инновационных технологий развития и воспитанияПредпочтение отдается простым, специально отобранным фактам, которые можно увидеть в относительно короткий промежуток времени, чтобы естественно обозначились изменения объекта. Так, например, показывая детям процесс таяния снега в природных условиях (снег тает под воздействием дождя, оставляя подле себя проталины), а также в проведенном эксперименте (наблюдение за осадком после таяния снега. Рассуждая над причинами этих явлений, дети постигают элементарные закономерности, учатся делать выводы. Педагоги выстраивают работу с использованием проблемных и поисковых ситуаций, постоянно включая исследовательскую и практическую деятельность детей (простые опыты и эксперименты, моделирование, изготовление макетов, дидактические игры и упражнения). Обучение не может быть осуществлено без реальной деятельности самого ребенка. Именно в деятельности ребенок строит свой образ мира, овладевает способами, позволяющими ему успешно решать многообразные познавательные, практические, творческие задачи, которые ставит перед ним жизнь. Воспитатели знакомят ребят с доступными для данного возраста явлениями живой и неживой природы, учат самостоятельно рассматривать различные явления и производить с ними простые преобразования. Задача педагогов детского сада – создать условия, найти наиболее удачные способы подачи информации для развития любознательности, познавательной активности, познавательных способностей детей. Так, например, нас привлекла технология «Загадка дня» как средство мотивации к познавательной активности дошкольников. Данная технология строится на собственной активности ребенка, чем способствует развитию познавательной активности, логического мышления, творческого воображения, формирует умение находить информацию, поддерживать диалог. Цель всех этих загадок – создание условий для принятия детьми самостоятельных решений. В ходе решения «загадок» дети тренируют память, внимание, закрепляют знания, учатся замечать и исправлять свои ошибки и ошибки своих друзей. Выполняя эти задания без постоянной помощи воспитателя, дети приучаются к самостоятельности. Загадка дня может использоваться во всех образовательных областях и быть введением в новую тему дня, недели или закреплением темы. Например, лексическая тема «Зимующие птицы» — расставляем в центрах мини-загадки: Речевой центр – дидактические картинки «Перелетные птицы», «Зимующие птицы», дидактические игры «Чем питаются птицы зимой?» Исследовательский центр – дети опытным путем могут выяснить удобно ли птицам доставать семечки из банки. Математический центр – выкладывание из геометрических фигур «Птиц». В центре ИЗО – рисование по образцу и др.. В центре конструирования – мастерская по конструированию кормушки из разного конструктора. Чтобы детям было интересно, их нужно стимулировать, поддерживать их интерес, поэтому в каждый из центров мы стараемся внести что-то новое, интересное и необычное, все то, что помогает детям планировать свою деятельность, выбирая центр активности по желанию. Задача педагога не только дать знания и умения, но и научить применять эти знания на практике. В этом и заключается формирование предпосылок функциональной грамотности в дошкольном детстве – уметь применить в повседневной, окружающей действительности полученные знания и опыт. Для формирования функциональной грамотности целесообразно использовать эффективные педагогические практики такие, как:
Таким образом, используя и сочетая в своей работе различные современные педагогические технологии, методы и приемы начиная с младшей группы, закладываем фундамент по формированию и развитию у детей дошкольного возраста функциональной грамотности. Из своего опыта работы можем с уверенностью сказать, что при формировании функциональной грамотности весь образовательный и воспитательный процесс необходимо тщательно организовывать. Только в этом случает, будет возможно достигнуть положительных результатов.
|