Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Формирование и развитие функциональной грамотности у детей дошкольного возраста через познавательную деятельность
Развивающие занятия
Автор: Клецко Татьяна Геннадьевна   
01.03.2025 19:45

Формирование и развитие функциональной грамотности у детей дошкольного возраста через познавательную деятельностьФормирование и развитие функциональной грамотности у детей дошкольного возраста через познавательную деятельность

Приоритетной задачей в сфере воспитания детей является развитие высоконравственной личности, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества. Поэтому важно, чтобы наши дети были адаптированы к современной жизни. В связи с этим уделяется большое внимание к уровню образованности человека и формированию функционально грамотной личности. Работа современного педагога должна строиться таким образом, чтобы помочь детям с легкостью воспринимать окружающий их мир, научить адаптироваться в любых ситуациях, быть инициативным, способным творчески мыслить, находить нестандартные решения и идти к поставленной цели с желанием победить. Таким образом, развитие функциональной грамотности в дошкольном возрасте является актуальной задачей в настоящее время. Каждая образовательная область участвует в развитии всех видов функциональной грамотности (грамотность в чтении и письме, грамотность в естественных науках, математическая грамотность, компьютерная грамотность, грамотность в вопросах семейной жизни, грамотность в вопросах здоровья, юридическая грамотность). Составляющими функциональной грамотности являются умения (ключевые компетенции или универсальные учебные действия) определенного типа, основанные на прочных знаниях, а именно: организационные, интеллектуальные, оценочные и коммуникативные. Эти умения могут быть приобретены детьми дошкольного возраста при условиях, если воспитание носит деятельностный характер.

 

Скачать конспект

Формирование предпосылок функциональной грамотности у детей дошкольного возраста способствует реализации преемственности дошкольной и школьной ступени и закладывает основу для успешного обучения воспитанников детского сада в школе.

Познавательное развитие – это сложный комплексный феномен, включающий развитие познавательных процессов (восприятие, мышление, внимание, воображение, которые представляют собой разные формы ориентации ребёнка в окружающем мире, в самом себе и регулирует его деятельность).

Познавательная деятельность является одним из факторов формирования функциональной грамотности дошкольников и предполагает:

развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации;

формирование познавательных действий, первичных представлений об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира и т. д.

Данное содержание реализуется в различных видах деятельности, присущих дошкольному возрасту. Для развития познавательной активности детей важно, чтобы их окружение содержало стимулы, способствующие знакомству детей со средствами и способами познания, развитию их интеллекта и представлений об окружающем.

В детском саду возможно широкое применение проблемного обучения. Кроме того, целесообразно отдавать предпочтение игровым, практическим, наглядным методам (эксперименты и наблюдения), т.к. мышление детей наглядно действенное, а позже наглядно образное.

В нашем детском саду применяются наиболее эффективные для дошкольного возраста методы и приемы т.е. всё, что можно наглядно демонстрируется детям в ходе наблюдений, опытов и экспериментов.

В дошкольном учреждении ведется постоянный поиск новых развивающих методов и инновационных технологий развития и воспитанияПредпочтение отдается простым, специально отобранным фактам, которые можно увидеть в относительно короткий промежуток времени, чтобы естественно обозначились изменения объекта. Так, например, показывая детям процесс таяния снега в природных условиях (снег тает под воздействием дождя, оставляя подле себя проталины), а также в проведенном эксперименте (наблюдение за осадком после таяния снега. Рассуждая над причинами этих явлений, дети постигают элементарные закономерности, учатся делать выводы.

Педагоги выстраивают работу с использованием проблемных и поисковых ситуаций, постоянно включая исследовательскую и практическую деятельность детей (простые опыты и эксперименты, моделирование, изготовление макетов, дидактические игры и упражнения).

Обучение не может быть осуществлено без реальной деятельности самого ребенка. Именно в деятельности ребенок строит свой образ мира, овладевает способами, позволяющими ему успешно решать многообразные познавательные, практические, творческие задачи, которые ставит перед ним жизнь. Воспитатели знакомят ребят с доступными для данного возраста явлениями живой и неживой природы, учат самостоятельно рассматривать различные явления и производить с ними простые преобразования.

Задача педагогов детского сада – создать условия, найти наиболее удачные способы подачи информации для развития любознательности, познавательной активности, познавательных способностей детей.

Так, например, нас привлекла технология «Загадка дня» как средство мотивации к познавательной активности дошкольников. Данная технология строится на собственной активности ребенка, чем способствует развитию познавательной активности, логического мышления, творческого воображения, формирует умение находить информацию, поддерживать диалог.

Цель всех этих загадок – создание условий для принятия детьми самостоятельных решений.

В ходе решения «загадок» дети тренируют память, внимание, закрепляют знания, учатся замечать и исправлять свои ошибки и ошибки своих друзей. Выполняя эти задания без постоянной помощи воспитателя, дети приучаются к самостоятельности.

Загадка дня может использоваться во всех образовательных областях и быть введением в новую тему дня, недели или закреплением темы.

Например, лексическая тема «Зимующие птицы» — расставляем в центрах мини-загадки:

Речевой центр – дидактические картинки «Перелетные птицы», «Зимующие птицы», дидактические игры «Чем питаются птицы зимой?»

Исследовательский центр – дети опытным путем могут выяснить удобно ли птицам доставать семечки из банки.

Математический центр – выкладывание из геометрических фигур «Птиц».

В центре ИЗО – рисование по образцу и др..

В центре конструирования – мастерская по конструированию кормушки из разного конструктора. Чтобы детям было интересно, их нужно стимулировать, поддерживать их интерес, поэтому в каждый из центров мы стараемся внести что-то новое, интересное и необычное, все то, что помогает детям планировать свою деятельность, выбирая центр активности по желанию. Задача педагога не только дать знания и умения, но и научить применять эти знания на практике. В этом и заключается формирование предпосылок функциональной грамотности в дошкольном детстве – уметь применить в повседневной, окружающей действительности полученные знания и опыт.

Для формирования функциональной грамотности целесообразно использовать эффективные педагогические практики такие, как:

  1. создание учебных ситуаций, инициирующих практическую деятельность детей, мотивирующих их на познавательно-активную деятельность и проясняющих смыслы этой деятельности.
  2. приобретение опыта успешной деятельности, разрешения проблем, принятия решений, позитивного поведения (для этих целей применяем следующие методы ТРИЗа: метод «Мозговой штурм», кругиЛуллия)
  3. учение в общении, или совместное сотрудничество, задания на работу в парах и малых группах.
  4. поисковая активность – задания поискового характера, учебные исследования, проекты.

Таким образом, используя и сочетая в своей работе различные современные педагогические технологии, методы и приемы начиная с младшей группы, закладываем фундамент по формированию и развитию у детей дошкольного возраста функциональной грамотности. Из своего опыта работы можем с уверенностью сказать, что при формировании функциональной грамотности весь образовательный и воспитательный процесс необходимо тщательно организовывать. Только в этом случает, будет возможно достигнуть положительных результатов.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 8 (370) выйдет
8 марта 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 7 (369) за 2025 год
Скачать Номер 6 (368) за 2025 год
Скачать Номер 5 (367) за 2025 год
Скачать Номер 4 (366) за 2025 год
Скачать Номер 3 (365) за 2025 год
Скачать Номер 2 (364) за 2025 год
Скачать Номер 1 (363) за 2025 год
Скачать Номер 46 (362) за 2024 год
Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год