Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
Формирование пространственных представлений на примере предложно-падежных конструкций у детей старшего дошкольного возраста
Развитие речи у детей
Автор: Елена Дрогальцева   
25.02.2014 08:27

Формирование пространственных представлений  на примере предложно-падежных конструкций  у детей старшего дошкольного возрастаПсихологической основой формирования высказывания с пространственным значением является процесс восприятия пространства (восприятия местоположения предметов, оценка взаимоположения предметов в пространстве, оценка направления движения предмета в пространстве). В речи результаты этого процесса отражаются через использование предложно-падежных конструкций существительных с пространственным значением.
Исследования отечественных педагогов и психологов Б.Г. Ананьева, А.А. Люблинской, Р.И. Лалаевой, С.Н. Шаховской, А.Н. Гвоздева, А.Р. Лурия показали, что формирование восприятия пространства и пространственной ориентировки, а также грамматического оформления их в речи ребенка дошкольного возраста проходит в несколько этапов: овладение ориентировкой в схеме тела, овладение системой отсчета «от себя», овладение отсчета «от другого предмета».
Усвоение грамматичного строя речи у детей с нормой речевого развития происходит последовательно в процессе речевого онтогенеза. У детей с общим недоразвитием речи (ОНР) этот процесс проходит со значительными трудностями.
Практика работы с детьми с ОНР показывает, что особенно заметными нарушениями грамматического строя речи у детей являются нарушения предложно-падежных конструкций. Среди ошибок отмечается неправильное употребление предлогов с пространственным значением: пропуски, редукция, смешения и нарушение падежных окончаний существительных.
У детей с нормой речевого развития предлоги, по наблюдению А.Н. Гвоздева появляются позднее всех остальных видов слов, примерно в 2 года 3 месяца, это предлоги, обозначающие пространственные отношения («на», «с», «в», «у»).
По данным В.П. Вахтерова, в возрасте от 2,5 до 4 лет предлоги составляют 5,2 % от общего числа употребляемых слов, а в возрасте 4-8 лет – 9 %. По мере взросления ребенка, частота употребления именительного падежа – уменьшается, а процент использования косвенных падежей увеличивается.
Для детей же с ОНР характерно нарушение соотнесения языковых знаков с результатами ориентировки в пространстве и оценки пространственного расположения предметов, операций выбора предлогов и флексий существительных служащих для передачи этого значения.
Несформированность указанных психолингвистических операций не только создает трудности при освоении правильного употребления предложно-падежных конструкций на сознательном уровне, но и в дальнейшем может препятствовать формированию предпосылок усвоения морфологической системы языка в процессе школьного обучения.
Поэтому коррекционно-педагогическая работа со старшими дошкольниками с ОНР была направлена на последовательное формирования предложно-падежных конструкций и на преодоление недоразвития психических процессов: пространственного гнозиса и праксиса.
Для детей были подобраны методы и приемы, представленные в работах Р.И. Лалаевой, Н.В. Серебряковой, Н.Я. Семаго, О.В. Титовой, В.С. Володиной.
Коррекционная работа по формированию пространственных представлений на примере предложно-падежных конструкций велась по четырем направлениям:
- Обучение ориентировке в схеме собственного тела.
- Обучение восприятию местоположения и удаленности предмета в пространстве.
- Обучение восприятию пространственных отношений между предметами.
- Обучение ориентировке на плоскости.
С детьми проводились индивидуальные и подгрупповые логопедические занятия. В ходе занятий мы учили детей правильно образовывать предложно-падежные конструкции, верно, употреблять в речи предлоги и флексии существительных. Для педагогов были проведены индивидуальные консультации и беседы, оформлен стенд по данной проблеме.
Рассмотрим некоторые методические приемы предлагаемой нами работы.
Игра «Найди свое сердце».
Цель: обучить детей ориентироваться в правой и левой стороне собственного тела.
Форма организации: подгрупповая.
Оборудование: флажки красного и зеленого цветов.
Описание: детей просят определить, где у него сердце, давая возможность почувствовать его биение. Затем логопед объясняет, что у всех людей сердце находится с левой стороны. И дает каждому ребенку в левую руку красный флажок, а в правую руку зеленый.
Игра «Топ, топ, топ».
Цель: закрепить умение находить правую и левую сторону «на себе».
Форма организации: подгрупповая.
Описание: дети выполняют движения под четверостишие, произносимое сначала логопедом, а затем и самими детьми:
«Правой ножкой топ, топ, топ,
Левой ножкой топ, топ, топ,
Левой ручкой помашу,
Правой ручкой постучу».
Игра «Найди свое место».
Цель: формировать у детей умение ориентироваться в пространстве представлений о направлениях пространства.
Форма организации: подгрупповая.
Описание: логопед предлагает детям встать друг за другом, выбирается ребенок, который будет выполнять инструкции логопеда. Например: «Саша, встань за Даниилом, встань между Машей и Соней, встань около Кати, перед Катей и т.д.».
Игра «Скажи наоборот».
Цель: формировать у детей навык употребления в речи грамматических средств для обозначения изменения местоположения предметов в пространстве.
Форма организации: индивидуальная.
Оборудование: игрушки (мяч, ящик, стол, яблоки, машина, домик).
Описание: логопед показывает ребенку игрушки и называет предложение, потом предлагает ребенку сказать наоборот.
Например:
Логопед: «Мальчик положил мячик в коробку».
Ребенок: «Мальчик достал мячик из коробки».
Логопед: «Машина отъехала от дома».
Ребенок: «Машина подъехала к дому».
Игра «Веселые картинки».
Цель: формировать у детей навык употребления в речи грамматических средств для обозначения изменения местоположения предметов в пространстве.
Форма организации: индивидуальная.
Оборудование: схемы предлогов, сюжетные картинки.

Описание: логопед предлагает ребенку придумать предложение по картинки и подобрать к ней схему предлога.

Игра «Шашки».

Цель: формировать умение ориентироваться на плоскости

Форма организации: подгрупповая.

Оборудование: мелки.

Описание: на асфальте мелом вычерчивается шахматное поле. Ребенок встает в левую нижнюю клетку и начинает двигаться согласно инструкции педагога: «Две клетки вверх, одна клетка влево, две вниз и т.д.». Игра продолжается до первой ошибки, затем игра начинается сначала с другим игроком.

Сравнительный анализ результатов на начало и конец учебного года показал, что все дети после проведенной коррекционно-логопедической работы показали результат лучше, чем на начало года, повысили свои качественные и количественные показатели. У детей значительно уменьшилось количество ошибок при выборе предлогов. Сформированные в импрессивной речи предложно-падежные конструкции дети успешно включают в самостоятельные высказывания в различных предметных ситуациях.

Таким образом, после проведенной коррекционно-логопедической работы нами была выявлена положительная динамика в формирования пространственных представлений на примере предложно-падежных конструкций у детей старшего дошкольного возраста.

Анализ научно-методической литературы и полученные результаты исследования показали, что формирование пространственных представлений на примере предложно-падежных конструкций играет большую роль в процессе социальной адаптации ребёнка, создаёт основу для успешного овладения учебной деятельностью: счётом, чтением, письмом.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 1 (122) выйдет
1 января 2020

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 12(121) за 2019 год
Скачать Номер 11(120) за 2019 год
Скачать Номер 10(119) за 2019 год
Скачать Номер 9 (118) за 2019 год
Скачать Номер 8 (117) за 2019 год
Скачать Номер 7 (116) за 2019 год
Скачать Номер 6 (115) за 2019 год
Скачать Номер 5 (114) за 2019 год
Скачать Номер 4 (113) за 2019 год
Скачать Номер 3 (112) за 2019 год
Скачать Номер 2 (111) за 2019 год
Скачать Номер 1 (110) за 2019 год
Скачать Номер 12 (109) за 2018 год
Скачать Номер 11 (108) за 2018 год
Скачать Номер 10 (107) за 2018 год
Скачать Номер 9 (33) за 2012 год
Скачать Номер 8 (32) за 2012 год
Скачать Номер 7 (30) за 2012 год