Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
Формирование пространственных представлений на примере предложно-падежных конструкций у детей старшего дошкольного возраста
Развитие речи у детей
Автор: Елена Дрогальцева   
25.02.2014 08:27

Формирование пространственных представлений  на примере предложно-падежных конструкций  у детей старшего дошкольного возрастаПсихологической основой формирования высказывания с пространственным значением является процесс восприятия пространства (восприятия местоположения предметов, оценка взаимоположения предметов в пространстве, оценка направления движения предмета в пространстве). В речи результаты этого процесса отражаются через использование предложно-падежных конструкций существительных с пространственным значением.
Исследования отечественных педагогов и психологов Б.Г. Ананьева, А.А. Люблинской, Р.И. Лалаевой, С.Н. Шаховской, А.Н. Гвоздева, А.Р. Лурия показали, что формирование восприятия пространства и пространственной ориентировки, а также грамматического оформления их в речи ребенка дошкольного возраста проходит в несколько этапов: овладение ориентировкой в схеме тела, овладение системой отсчета «от себя», овладение отсчета «от другого предмета».
Усвоение грамматичного строя речи у детей с нормой речевого развития происходит последовательно в процессе речевого онтогенеза. У детей с общим недоразвитием речи (ОНР) этот процесс проходит со значительными трудностями.
Практика работы с детьми с ОНР показывает, что особенно заметными нарушениями грамматического строя речи у детей являются нарушения предложно-падежных конструкций. Среди ошибок отмечается неправильное употребление предлогов с пространственным значением: пропуски, редукция, смешения и нарушение падежных окончаний существительных.
У детей с нормой речевого развития предлоги, по наблюдению А.Н. Гвоздева появляются позднее всех остальных видов слов, примерно в 2 года 3 месяца, это предлоги, обозначающие пространственные отношения («на», «с», «в», «у»).
По данным В.П. Вахтерова, в возрасте от 2,5 до 4 лет предлоги составляют 5,2 % от общего числа употребляемых слов, а в возрасте 4-8 лет – 9 %. По мере взросления ребенка, частота употребления именительного падежа – уменьшается, а процент использования косвенных падежей увеличивается.
Для детей же с ОНР характерно нарушение соотнесения языковых знаков с результатами ориентировки в пространстве и оценки пространственного расположения предметов, операций выбора предлогов и флексий существительных служащих для передачи этого значения.
Несформированность указанных психолингвистических операций не только создает трудности при освоении правильного употребления предложно-падежных конструкций на сознательном уровне, но и в дальнейшем может препятствовать формированию предпосылок усвоения морфологической системы языка в процессе школьного обучения.
Поэтому коррекционно-педагогическая работа со старшими дошкольниками с ОНР была направлена на последовательное формирования предложно-падежных конструкций и на преодоление недоразвития психических процессов: пространственного гнозиса и праксиса.
Для детей были подобраны методы и приемы, представленные в работах Р.И. Лалаевой, Н.В. Серебряковой, Н.Я. Семаго, О.В. Титовой, В.С. Володиной.
Коррекционная работа по формированию пространственных представлений на примере предложно-падежных конструкций велась по четырем направлениям:
- Обучение ориентировке в схеме собственного тела.
- Обучение восприятию местоположения и удаленности предмета в пространстве.
- Обучение восприятию пространственных отношений между предметами.
- Обучение ориентировке на плоскости.
С детьми проводились индивидуальные и подгрупповые логопедические занятия. В ходе занятий мы учили детей правильно образовывать предложно-падежные конструкции, верно, употреблять в речи предлоги и флексии существительных. Для педагогов были проведены индивидуальные консультации и беседы, оформлен стенд по данной проблеме.
Рассмотрим некоторые методические приемы предлагаемой нами работы.
Игра «Найди свое сердце».
Цель: обучить детей ориентироваться в правой и левой стороне собственного тела.
Форма организации: подгрупповая.
Оборудование: флажки красного и зеленого цветов.
Описание: детей просят определить, где у него сердце, давая возможность почувствовать его биение. Затем логопед объясняет, что у всех людей сердце находится с левой стороны. И дает каждому ребенку в левую руку красный флажок, а в правую руку зеленый.
Игра «Топ, топ, топ».
Цель: закрепить умение находить правую и левую сторону «на себе».
Форма организации: подгрупповая.
Описание: дети выполняют движения под четверостишие, произносимое сначала логопедом, а затем и самими детьми:
«Правой ножкой топ, топ, топ,
Левой ножкой топ, топ, топ,
Левой ручкой помашу,
Правой ручкой постучу».
Игра «Найди свое место».
Цель: формировать у детей умение ориентироваться в пространстве представлений о направлениях пространства.
Форма организации: подгрупповая.
Описание: логопед предлагает детям встать друг за другом, выбирается ребенок, который будет выполнять инструкции логопеда. Например: «Саша, встань за Даниилом, встань между Машей и Соней, встань около Кати, перед Катей и т.д.».
Игра «Скажи наоборот».
Цель: формировать у детей навык употребления в речи грамматических средств для обозначения изменения местоположения предметов в пространстве.
Форма организации: индивидуальная.
Оборудование: игрушки (мяч, ящик, стол, яблоки, машина, домик).
Описание: логопед показывает ребенку игрушки и называет предложение, потом предлагает ребенку сказать наоборот.
Например:
Логопед: «Мальчик положил мячик в коробку».
Ребенок: «Мальчик достал мячик из коробки».
Логопед: «Машина отъехала от дома».
Ребенок: «Машина подъехала к дому».
Игра «Веселые картинки».
Цель: формировать у детей навык употребления в речи грамматических средств для обозначения изменения местоположения предметов в пространстве.
Форма организации: индивидуальная.
Оборудование: схемы предлогов, сюжетные картинки.

Описание: логопед предлагает ребенку придумать предложение по картинки и подобрать к ней схему предлога.

Игра «Шашки».

Цель: формировать умение ориентироваться на плоскости

Форма организации: подгрупповая.

Оборудование: мелки.

Описание: на асфальте мелом вычерчивается шахматное поле. Ребенок встает в левую нижнюю клетку и начинает двигаться согласно инструкции педагога: «Две клетки вверх, одна клетка влево, две вниз и т.д.». Игра продолжается до первой ошибки, затем игра начинается сначала с другим игроком.

Сравнительный анализ результатов на начало и конец учебного года показал, что все дети после проведенной коррекционно-логопедической работы показали результат лучше, чем на начало года, повысили свои качественные и количественные показатели. У детей значительно уменьшилось количество ошибок при выборе предлогов. Сформированные в импрессивной речи предложно-падежные конструкции дети успешно включают в самостоятельные высказывания в различных предметных ситуациях.

Таким образом, после проведенной коррекционно-логопедической работы нами была выявлена положительная динамика в формирования пространственных представлений на примере предложно-падежных конструкций у детей старшего дошкольного возраста.

Анализ научно-методической литературы и полученные результаты исследования показали, что формирование пространственных представлений на примере предложно-падежных конструкций играет большую роль в процессе социальной адаптации ребёнка, создаёт основу для успешного овладения учебной деятельностью: счётом, чтением, письмом.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 26 (147) выйдет
12 июля 2020

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 25 (146) за 2020 год
Скачать Номер 24 (145) за 2020 год
Скачать Номер 23 (144) за 2020 год
Скачать Номер 22 (143) за 2020 год
Скачать Номер 21 (142) за 2020 год
Скачать Номер 20 (141) за 2020 год
Скачать Номер 19 (140) за 2020 год
Скачать Номер 18 (139) за 2020 год
Скачать Номер 17 (138) за 2020 год
Скачать Номер 16 (137) за 2020 год
Скачать Номер 15 (136) за 2020 год
Скачать Номер 14 (135) за 2020 год