Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
Методы и приёмы формирования интонационной выразительности речи у дошкольников 5-6 лет
Развитие речи у детей
Автор: ВарвенкоТатьяна Геннадьевна   
12.01.2014 05:30

Методы и приёмы формирования интонационной выразительности речи у дошкольников  5-6 летО проблемах русской культуры и русской речи сказано и написано очень много. Они широко освещаются в прессе, обращая внимание педагогов на снижение таких аспектов культуры устной речи, как орфоэпические нормы, отсутствие «чувства» языка, не владение логикой языка и т. д.
Мы живём в мире, где телевизор, компьютер заменили живое общение родителей с ребенком, а также неблагополучная наследственность, экология, социальные факторы сказались на особенностях развития речи дошкольников.
В связи с этим речь детей имеет различные нарушения, не всегда является эффективным средством коммуникации и не выразительна.
А ведь именно дошкольный возраст – период интенсивного развития личности, который характеризуется целостностью сознания эмоциональной и интеллектуальной сфер, становлением основ самостоятельности и творческой индивидуальности ребёнка в различных видах деятельности.
Развитие выразительности речи дошкольника – важнейшая составная часть его общего психического развития, развития мышления, подготовки к школе и ко всей будущей жизни.
Одним из типов выразительности речи является интонационная выразительность. Подходы к понятию интонация разнообразны.
Интонация( от лат. Intono – громко произношу) – совокупность просодических элементов речи, таких как мелодика, ритм, темп, интенсивность, тембр и др.
Интонация фонетически организует речь, является средством выражения различных синтаксических значений и категорий, а также экспрессивной и эмоциональной окраски.
Б. Н. Головин под интонацией понимает движение, в процессе развертывания речи, высоты её звучания, силы, тембра, темпа и членение её паузами. Интонация – явление весьма сложное, несмотря на то, что слушателем оно воспринимается как нечто целостное, нерасчленённое и поэтому « простое».
В.В. Соколова определяет интонацию как единство взаимосвязанных компонентов: мелодики, интенсивности, длительности, темпа и тембра произношения. Некоторые исследователи включают в состав компонентов интонации и паузы.
Рассмотрим основные характеристики интонационной выразительности.
Просодика – сложный комплекс элементов, ритм, интенсивность, темп, тембр и логическое ударение, служащий на уровне предложения для выражения различных синтаксических значений и категорий, а также экспрессии и эмоции.
Мелодика речи – совокупность тональных средств, характерных для данного языка; модуляция высоты тона при произнесении фразы.
Сила голоса –произнесение звуков, фраз с различной громкостью.
Темп речи – скорость протекания речи во времени, её ускорение или замедление, обусловливающее степень её артикуляторной и слуховой напряженности.
Тембр – окраска, качество звука.
Логическое ударение – интонационное средство; выделение, какого – либо слова в предложении интонацией; слова произносятся более членораздельно, длительно, громко.
Все эти компоненты – звуковая оболочка речи и звучания, материальное воплощение содержания, смысла речи. Они взаимосвязаны и реально существуют в единстве.
У детей с нарушениями речи интонационные возможности характеризуются рядом особенностей:
· недостаточно четкое различение интонационных конструкций в речи собеседника;
· слабое различение варьирования темпа и громкости в речи окружающих людей;
· глухой, маловыразительный и слабомодулированный голос;
· недостаточное осознание использования интонационных конструкций, изменения темпа, громкости;
· бедность мимики жестов, пантомимики;
· недостаточное понимание и передача жестов, мимики, пантомимики, обозначающих чувства, состояния, переживания.
Следовательно, в процессе логопедического воздействия важная роль отводится работе по формированию интонационной выразительности речи ребёнка.
Борисова Е.А. выделяет среди дошкольников несколько групп:
1) Дети, имеющие выраженную, эмоциональную речь, не комплектующие и не стесняющиеся в присутствии сверстников или взрослых;
2) Дети, проявляющие живость и выразительность лишь в кругу хорошо знакомых и близких людей; в новой обстановке они теряются, конфузятся, замыкаются;
3) Дети безынициативные, с невыразительной речью и мимикой, скованные, но легко подражающие средствам выразительности взрослого и в ходе тренировочных упражнений закрепляющие их и демонстрирующие их в дальнейшем;
4) Дети, имеющие очень низкие внешние эмоциональные проявления, отказывающиеся от публичных выступлений.
Пользуясь данной классификацией, из детей, зачисленных на логопункт моего детского сада на начало года прошлого учебного года к первой группе относились 16%, вторая группа-24%, третья группа -40%, четвёртая – 20% детей.
На конец года: первая группа-67%, вторая группа -20%, третья группа – 13%, четвертая группа -0%.
Основные задачи по формированию интонационной выразительности:
· формировать представления об интонационной выразительности в импрессивной речи;
· учить модулировать голос по высоте, силе и тембру;
· учить выражению с помощью голоса экспрессивно – эмоциональных оттенков речи
· развивать способности к саморегуляции, умения выполнять деятельность согласно заданному способу;
· Развивать способности понимать свои эмоции и чувства и передавать их с помощью мимических и интонационных средств.
Одним из наиболее эффективных методов в формировании выразительности детской речи является театральная деятельность с детьми. Театральные игры, можно рассматривать оптимальным содержанием художественно – речевой и игровой деятельности.
Использование знакомых и любимых сказок, которые концентрируют в себе всю совокупность выразительных средств русского языка, предоставляют возможность естественного ознакомления с богатой культурой русского народа. Разыгрывание сказок позволяет научить детей пользоваться разнообразными выразительными средствами в их сочетании.
Театральная деятельность открывает широкие перспективы формирования выразительности речи детей, но в жестких временных рамках логопункта детского сада, сложно реализовать данный метод в полном объёме.
Проективная деятельность с детьми одно из новых направлений, которое может быть использовано для формирования выразительной речи детей.
В рамках курсов повышения квалификации, мною и группой логопедов, был предложен творческий проект для детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Цель это проекта:
Дети научатся модулировать голос по высоте, силе и тембру, выражать с помощью голоса экспрессивно – эмоциональные оттенки в речи через создание мультфильма по сказке В. Сутеева « Кто сказал мяу?». Продуктом проекта был мультфильм на основе детских рисунков по сказке В. Сутеева « Кто сказал мяу?».
Данный проект очень интересный, эффективный, но требует хорошего владения специальными техническими знаниями.
В старших группах дети должны выражать разнообразные и тонкие чувства. У детей старшего дошкольного возраста одновременно с собственной эмоциональностью речи следует формировать умение слышать выразительность других, т.е. анализировать на слух некоторые качество речи.
Для формирования эмоциональности речи детей мною активно используются карточки с изображением различных эмоциональных состояний детей.
1. Упражнения с использованием карточек «эмоций»:
· Рассмотреть карточки и ответить, какие эмоции испытывает каждый из изображенных детей.
· Попросить объяснить, что такое « радость». Пускай ребёнок вспомнит, когда чувствует радость; как он выражает свою радость. Проработать таким же образом и остальные эмоции.
· Рассмотреть с ребёнком пиктограммы, которые схематично отображают эмоции. Подобрать пиктограммы к фотографиям детей.
· Ребёнок с закрытыми глазами вытягивает одну из карточек и с помощью мимики изображает эмоциональное состояние, изображенное на карточке. Один ребёнок показывает, остальные угадывают.
· Дети самостоятельно рисуют свои пиктограммы.
· Прослушав стихотворение, дети находят карточку с соответствующим «настроением».
· « Мимический диктант». Взрослый произносит предложения, дети последовательно выставляют карточки – пиктограммы с соответствующими мимическими выражениями.
· Ребёнок вытягивает карточку и повторяет предложенную или самостоятельно составленную фразу с выпавшим настроением. Остальные дети, должны угадать его «настроение».
· Произнести одну и ту же фразу, передовая разное отношение к случившемуся (грусть, радость, удивление).
· Дети составляют предложение по предметной или сюжетной картинке, передавая заданное эмоциональное состояние.
Все фразы, стихотворения, тексты для данных упражнений подбираются для автоматизации поставленных звуков.
Многие авторы для выполнения некоторых из перечисленных заданий предлагают использовать « мимический кубик».
2. Упражнения на развитие высоты и силы голоса.
Голос – важная речевая характеристика, которая способствует общению, или затрудняет его.
Голос, как и взгляд, наиболее непосредственно, а именно прямо и мгновенно передаёт эмоциональное состояние человека, его отношение к окружающим.
2.1. Формирование умения изменять силу голоса.
Все упражнения выполняются с соблюдением правильной техники дыхания и с использованием сохранных звуков.
· Длительное произнесение отдельных гласных и согласных звуков:
а-а-а-а, у-у-у-у, з-з-з-з.
· Упражнение « Эхо»: логопед произносит звук « А» то громко, то тихо, то длительно, то кратко. Детям следует повторить.
· Упражнение «От тихого к громкому»: дети изображают, как пыхтит ёжик в лесу, который подходит к ним всё ближе и ближе.
· Упражнение «От громкого к тихому»: дети представляют, как улетает от них филин всё дальше и дальше ( Ух-ух-ух).
· Посчитай от 1до5, назови дни недели разным по силе голосом так, чтобы первое слово произносилось тихо, второе громче и наоборот.
· Произнеси чистоговорку так, чтобы первая строчка звучала громко, вторая тихо, третья громко, четвертая тихо.
· Послушай текст, подумай, где нужно изменить силу голоса.
2.2 Формирования умения изменять высоту голоса.
Упражнение « Медведица и медвежонок». Произнести «топ –топ» низким или высоким голосом.
· Упражнение « Комар – медведь».Произнести заданную фразу либо высоким голосом ( «как комар»), если логопед показывает игрушку или изображение комара, либо низким голосом («как медведь»), если показывают медведя.
· Посчитай от 1до5, назови дни недели разным по высоте голосом так, чтобы первое слово произносилось высоко, второе ниже и наоборот.
· Игра « Крокодил». Ребёнок берет, закрыв глаза, карточку с рисунком животного, птицы или их детёнышей и изображает данного животного, имитируя его движения и голос. Остальные дети должны угадать, кто он.
На этапе закрепления мною используется игра « Стоит в поле Теремок». На поле изображен Теремок, вокруг которого изображены различные животные. Путешествуя по дорожкам, игроки выполняют различные задания и получают цветы и подарки.
Игра заканчивается, когда один из игроков придет к финишу.
Определяются победители в номинациях « Скороходы» и « Артисты».
Детям старшего дошкольного возраста нравятся игры – путешествия, поэтому я изготовила своё игровое поле, каждый цвет которого соответствует, какому-либо небольшому заданию, связанному с формированием интонационной выразительностью речи. Если выполняешь задание правильно, то твоя фишка остается на выпавшем кружке, если нет, возвращаешься на прежнее место и передаёшь ход. Есть чёрный цвет пропуск хода, есть зелёный дополнительный ход. Правила этой игры можно постоянно менять и использовать это игровое поле при любой другой теме.
Таким образом, от систематичной и кропотливой работы учителя – логопеда, требующей терпения и изобретательности, зависит то, овладею ли дети яркой, эмоциональной речью, будут ли использовать в ней все средства выразительности.

 

Журнал

Дошкольник.РФ

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Предлагаем педагогам, психологам, воспитателям, методистам, учителям и др. размещение творческого материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер выходит 2 июня 2019

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 5 (114) за 2019 год
Скачать Номер 4 (113) за 2019 год
Скачать Номер 3 (112) за 2019 год
Скачать Номер 2 (111) за 2019 год
Скачать Номер 1 (110) за 2019 год
Скачать Номер 12 (109) за 2018 год
Скачать Номер 11 (108) за 2018 год
Скачать Номер 10 (107) за 2018 год
Скачать Номер 9 (106) за 2018 год
Скачать Номер 8 (105) за 2018 год
Скачать Номер 7 (104) за 2018 год
Скачать Номер 6 (103) за 2018 год
Скачать Номер 1 (25) за 2012 год
Скачать Номер 2 (26) за 2012 год