Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
Развитие интонационной выразительности речи старших дошкольников в играх по мотивам русских народных сказок
Развитие речи у детей
Автор: Оксана Зинченко   
07.01.2014 21:53

Развитие интонационной выразительности речи старших дошкольников в играх по мотивам русских народных сказокКаждое слово воспитателя должно нести в себе добро, справедливость, красоту – в этом суть наших поучений. В этом деле нет мелочей.
В. А. Сухомлинский.
С 1998 года МДОУ д/с «Жемчужинка»  работает по программе «Детство», целью которой является обеспечение всестороннего развития ребёнка в дошкольный период через соответствующую его возрастным особенностям развивающую среду. Данная программа обогащает содержание работы с детьми дошкольного  возраста, удовлетворяет их потребности в познании, созидании, творчестве, помогает найти дифференцированное содержание воспитания для каждого ребёнка в зависимости от его возможностей и уровня развития.
В деятельности воспитателя руководствуюсь:
· Конституцией РФ;
· Законом РФ «Об образовании»;
· Декларацией прав и свобод человека;
· Конституцией о правах ребёнка;
· Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении;
· Уставом дошкольного учреждения;
· Концепцией дошкольного образования;
· Концепцией построения развивающей среды в дошкольном учреждении.
Владею базой теоретических знаний по возрастной педагогике, психологии, физиологии, личностно-ориентированной моделью взаимодействия в педагогическом процессе дошкольного образования; методами здоровьесберегающих технологий, способами и методами создания развивающей среды в группе, инновационными методиками педагогической диагностики, анализа педагогического процесса, организацией совместной деятельности семьи и детского сада.
Применяю систему перспективного и календарного планирования, что позволяет эффективно решать задачи воспитательно-образовательного процесса с учётом индивидуального развития каждого ребёнка, координировать работу узких специалистов и медицинского персонала во взаимодействии.
В работе использую индивидуально-дифференцированный подход к каждому ребёнку, учитывая физиологические, психологические, познавательные особенности детей, что позволяет всесторонне развивать ребёнка.
При организации педагогического процесса соблюдаю дидактические принципы, применяю различные методические приёмы, использую различные формы организации детей, ориентируясь на следующие виды деятельности:
· совместная с детьми деятельность;
· игровая деятельность;
· занятия (традиционные, интегрированные).
Использую различные  методы обучения:
· наглядный метод  (наблюдение, рассматривание картин, иллюстраций, демонстрация моделей, видеоматериалов);
· практический метод  (игры, экспериментальная деятельность, моделирование, анализ продуктов деятельности, пересказ, рассказ по схеме, заучивание);
· словесный метод (беседа, чтение, рассказ, объяснение, вопросы, указание, педагогическая оценка, самоконтроль, самооценка).
В работе организовываю пространство групповых помещений по типу гибкого зонирования с учётом требований развивающего обучения и
здоровьесберегающих технологий, используя принцип доступности к оснащению развивающей среды, что обеспечивает потребность детей в разнообразных видах деятельности с различным уровнем двигательной активности в обстановке психологического комфорта.
В педагогической деятельности использую инновационные технологии: Джанни Родари (развитие творческих способностей), Б.П.Никитина (развивающие логические игры), Л. Е. Белоусовой (речевое развитие с элементами ТРИЗ), М.В.Крулехт (целостное развитие ребёнка как субъекта детской деятельности), программу «Здоровый малыш». Так же включаю в работу региональный компонент - авторскую программу детского сада «Брусничка» «Край, где мы живём» по ознакомлению детей с обычаями, фольклором, образом жизни народов Севера. Вся работа с детьми строится с учётом состояния здоровья детей: регулярно используются подвижные игры, физкультминутки, пальчиковая, артикуляционная, дыхательная гимнастики, различные этюды, психогимнастика, гимнастика пробуждения.
Диагностика детей проводится 2 раза в год (ноябрь – апрель). За 2008-2009 учебные годы достигла положительных результатов в обучении и воспитании детей (Приложение №1).
Реализация воспитательно-образовательной программы невозможна без тесного взаимодействия детского сада и семьи. Для успешного взаимодействия с родителями использую перспективное планирование, включающее в себя разнообразные формы работы (Приложение №2). Регулярно оформляю информационный уголок для родителей с целью своевременного их информирования по вопросам развития и воспитания детей, провожу консультации и беседы (папка «Работа с родителями»), анкетирование, родительские собрания, как в традиционной, так и нетрадиционной форме (деловая игра, круглый стол), привлекая узких специалистов. Создаю условия для становления родителей полноправными участниками педагогического процесса.
Активно принимаю участие в мероприятиях различных уровней.
На уровне района:
· семинар «Взаимодействие ДОУ и родителей: традиционные, нетрадиционные формы (2007г);
· конкурс «День здоровья» (видеоматериал - Приложение №3, 3 место, 2009 г);
На уровне ДОУ:
· мастер-класс «Математическое развитие детей подготовительной группы – игра «Обручи. Блоки Дьенеша» (2008г,пед.мастерская);
· семинар. Доклад на тему «Дифференцированный подход в обучении» (Приложение №5, 2009год);
· смотр-конкурс дидактического материала, пособий по интеллектуальному развитию (гран-при, 2009г);
· конкурс в рамках «Неделя здоровья», развивающая среда (1 место, 2009г);
· являлась членом творческой группы по разработке «Диагностического инструментария по математическому развитию» (2008г, приказ);
Воспитанники групп принимали участие в следующих мероприятиях:
· конкурс чтецов между ДОУ и НОШ (1, 2 место, 2008г, положение о проведении конкурса чтецов);
· конкурс чтецов между ДОУ и НОШ (2 место, 2009г, Приложение №6 положение о проведении конкурса чтецов)
· конкурс творческих работ на районном уровне «Спортивная семья» (2 место, 2009г, приказ).
В развитии и совершенствовании личности педагога главенствующую роль играет самообразование. В течение 2 лет работаю над темой «Развитие интонационной выразительности речи старших дошкольников в играх по мотивам русских народных сказок»
Актуальность изучаемой проблемы.
Дошкольный возраст – это период интенсивного развития личности, характеризующийся становлением основ самосознания и творческой индивидуальности ребёнка в разных видах деятельности. В системе же             
факторов, обуславливающих становление личности, особая роль принадлежит речи. Уже на ранних стадиях развития ребёнка речь становится средством общении, мышления, планирования деятельности, управления поведением. Речь является важным средством самовыражения ребёнка. И особое значение имеет выразительность речи как качественная её характеристика.
Выразительность речи обеспечивает эффективность коммуникации, способствует лучшему донесению до слушателя смысл высказываний. Уместное использование средств речевой выразительности делает ребёнка интересным собеседником и желаемым участником разных видов деятельности, позволяет привлечь внимание сверстников. Дошкольник с выразительной речью будет чувствовать себя более раскованно и уверенно, благодаря тому,  что сможет адекватными средствами выразить свои мысли и чувства, показать свою творческую индивидуальность, ярче выражать себя в различных видах деятельности, прежде всего в игровой. Выразительность характеризует не только уровень развития детской речи, но и особенности личности дошкольника: открытость, эмоциональность, общительность. Таким образом, широкое влияние выразительности на культуру личности, на взаимоотношения с окружающими, на самовыражение обуславливает необходимость изучения факторов и средств развития выразительности речи в дошкольный период, поскольку именно в этот период достижения ребёнка в области речевого развития  значительны. Дошкольник овладевает не только фонетикой, лексикой, грамматикой, но и такими качествами речи, как содержательность, точность, выразительность.
Проблема развития выразительности речи дошкольников отражена в современных исследованиях. Ряд вопросов, касающиеся данной проблемы рассматриваются в работах О. В. Акуловой, А. Г. Гогоберидзе, И. Бабаевой. Отмечено, что малоизученным направлением является использование русского народного фольклора в целях развития выразительности речи детей старшего дошкольного периода.
Бесспорно, что важной частью национальной культуры является устное народное творчество, которое сконцентрировало в себе мудрость русского народа, его духовную силу, красоту родного языка. В теории и практике дошкольного воспитания утверждается, что устное народное творчество даёт верные духовно-нравственные ориентиры, способствует максимальному раскрытию индивидуальности и творческих способностей дошкольников(А.К.Бондаренко, Л.М.Гурович). По моему мнению, использование в работе со старшими дошкольниками текстов именно русских народных сказок открывает широкие перспективы развития выразительности детской речи. Причиной данного предположения служат следующие особенности сказок:
- выразительность языка, способствующая освоению ребёнком лучших образцов русской речи;
-  традиционность, предполагающая возможность творческого отношения к их исполнению;
- особое взаимодействие между «рассказчиком-артистом-автором» и «слушателями-зрителями-участниками», которое делает совместное действо более ярким и выразительным.
В силу названных особенностей, я считаю, что русские народные сказки
выступают эффективным средством развития выразительности речи, поскольку их тексты раскрывают перед ребёнком красоту и меткость языка, обогащают детскую речь.
Русские народные сказки, как наиболее интересные и актуальные для старших дошкольников фольклорные жанры, можно рассматривать оптимальным содержанием речевой и игровой деятельности. Именно в этих видах деятельности создаются благоприятные условия для совершенствования выразительности речи, для речевого самовыражения ребёнка.
Таким образом, недостаточная разработанность данной проблемы и её несомненная значимость для освоения детьми основ речевой культуры и развития умений речевого самовыражения старших дошкольников обусловили тему моего изучения. Отмечу, что выбранная проблема рассматривается в совокупности нескольких разделов программы «Детство»: Речевое развитие, Театрализованная деятельность, Игровая деятельность, Русское народное творчество, Ребёнок и книга
Цель моей работы:
- разработать содержательные и методические основы использования текстов русских народных сказок для развития выразительности речи старших дошкольников.
Объект изучения:
- процесс развития выразительности речи старших дошкольников.
Предмет исследования:
- педагогические условия эффективного использования  русских народных сказок в качестве средства развития выразительности речи старших дошкольников.
Эффективное использование русских народных сказок в развитии выразительности детской речи возможно лишь при комплексной взаимосвязи педагогических условий:
- подбор сказок интересных и доступных по содержанию и средствам языковой выразительности для восприятия и исполнения старшими дошкольниками;
- применение поэтапной методики, которая обеспечивает развитие восприятия сказок, освоение детьми средств языковой выразительности; накопление опыта выразительного исполнения сказок;
- организация развивающей среды в группе, способствующая развитию интереса дошкольников к выразительному исполнению русских народных сказок.
Определены следующие задачи изучения проблемы:
1.изучить особенности восприятия старшими дошкольниками русских народных сказок в единстве их содержания, языковой формы, речевого воплощения;
2. изучить особенности выразительности речи старших дошкольников при исполнении сказок;
3. определить комплекс педагогических условий, обеспечивающих эффективность использования сказок в развитии выразительности речи старших дошкольников;
4. проверить эффективность разработанных условий посредством диагностирования детей.
Теоретическая значимость изучаемой проблемы заключается в следующем:
- неоспоримо использование русских народных сказок как эффективного средства развития у старших дошкольников выразительности речи в единстве вербальных и невербальных компонентов;
- определён комплекс педагогических условий эффективного использования сказок в развитии выразительности речи дошкольников;
- выявлены индивидуальные особенности проявления у детей позиции исполнителя текстов сказок;
- обоснована поэтапная методика работы, обеспечивающая развитие у детей художественного восприятия сказок, накопление опыта выразительного их исполнения, освоение дошкольниками средств речевой выразительности.
Практическая значимость изучаемой проблемы заключается в следующем:
- спроектирована поэтапная методика, обеспечивающая становление у ребёнка 2-х основных позиций по отношению к русским народным сказкам – слушателя и исполнителя («рассказчика», «артиста», «режиссёра», «импровизатора»);
-  разработана педагогическая диагностика восприятия детьми средств выразительности фольклорных текстов и их использование в процессе исполнения русских народных сказок;
- определено содержание развивающей среды в группе, обеспечивающей развитие интереса детей к выразительному исполнению сказок.
В своей работе я использовала следующие методы:
- изучение и анализ литературы по данной проблеме;
- наблюдения;
- экспериментальная работа;
- анализ полученных данных.
Изучив научно-методическую литературу, я составила перспективный план работы по изучаемой проблеме (Приложение №7).
Русские народные сказки имеют огромную педагогическую ценность, состоящую в их познавательном, эстетическом и воспитательном значении. Это позволяет рассматривать их как значимое средство развития личности ребёнка в целом и его речи в частности.
Русские народные сказки созданы на основе разговорной речи, но их язык отличается необычностью, образностью, «стилистической украшенностью».
Сказкам присуще:
- различные виды повторов: тавтология (чудо-чудное), синонимика (путь-дорога), повторы отдельных частей речи и словосочетаний;
- закреплённые формы композиционного построения (в некотором царстве…, скоро сказка сказывается…)
- эпитеты, изображающие образы (конь богатырский) или выражающие отношения к нему (чудище поганое);
- метафоры («волна ревущая», «река огненная»).
Увлекательность, образность, эмоциональность русских народных сказок близки психологическим особенностям детей, их способу мыслить, чувствовать, воспринимать окружающий мир и выражать своё отношение к его явлениям и событиям; соответствуют образной структуре сознания дошкольника. Несомненно, что особое значение в развитии дошкольника принадлежит игровой деятельности. А сказка позволяет ребёнку осваивать различные виды игры
(игра-фантазирование, творческие,  театрализованные игры). В игре ребёнок проявляет своё творчество, активность. Особое место занимают способы игрового самовыражения и самореализации, в том числе и с помощью речи. Огромное значение имеет выразительность как качественная характеристика речи.
Современные исследователи отмечают, что понятие «выразительность речи» - сложное и включает в себя комплексы вербальных и невербальных средств (О.М. Марченко, В.Г. Третьякова). К вербальным относятся интонационные, лексические, синтаксические средства (высота, сила, тембр голоса, ритм речи, использование эпитетов, сравнений, свободный порядок слов, риторические вопросы). Невербальные средства (мимика, движения и жесты, поза) дополняют вербальную выразительность и обеспечивают точность интерпретации высказываний.
Сказки своей традиционностью способствуют быстрому запоминанию детьми типичных средств выразительности, а импровизационностью исполнения позволяют использовать освоенные средства свободно и творчески.
Анализ литературы по изучаемой проблеме позволил определить последовательность работы, направленной на развитие выразительности речи детей. Работа строилась в логике становления художественной деятельности: восприятие – исполнение – творчество. То есть, дети от этапа художественного восприятия сказок переходят к освоению актёрских и режиссёрских умений, затем к самостоятельному применению средств языковой выразительности в творческой деятельности.
На первом этапе своей работы я провела диагностику детей с целью выявления их отношения к сказкам, степени осведомлённости в данной области, отношения к собственной исполнительской деятельности, эмоциональности и осмысленности восприятия сказок, использования средств речевой выразительности (Приложение № 8). Данные об отношении детей к русским народным сказкам я получила также в процессе бесед, наблюдений за их деятельностью в уголках книги и театра. Фиксировала частоту, активность и самостоятельность обращения детей к книгам с произведениями устного народного творчества, особенности проявления интереса к ним (бегло или внимательно просматривают иллюстрации в книгах, вспоминают содержания сказок), использование текстов в самостоятельной игровой деятельности. В целом результаты констатирующего этапа свидетельствовали о том, что для большинства старших дошкольников характерно общее положительное отношение к русским народным сказкам. Вместе с тем невысокие результаты обусловлены невостребованностью сказок в самостоятельной творческой деятельности. Игры по мотивам русских народных сказок практически не привлекали дошкольников, ввиду отсутствия соответствующего опыта.
Данные констатирующего этапа определили содержание и задачи преобразующего этапа:
- развитие у детей восприятия сказок в единстве их смыслового, эмоционального содержания и выразительности формы;
- формирование позиции «слушателя».
С помощью специальных приёмов (наблюдения, работа с пиктограммами эмоций, прослушивание записей) дошкольники были ознакомлены со способами выражения эмоциональных состояний. Затем я провела занятие по ознакомлению детей с русскими народными сказками «Там на неведомых дорожках…» (Приложение №9).
В работу были включены специальные упражнения по развитию интонационной выразительности речи – «Листочки из строчки», «Волшебные знаки», «Кегли и мячи», «Угадай-ка» (картотека игр и упражнений по теме самообразования, Приложение №10). Сложность игр и упражнений нарастала постепенно. Особое значение я уделяла предварительной беседе, в которой обсуждались правил игр, выбор текстов по сказкам. Использование  игр и творческих заданий по сказкам (упражнения из серии «Слуги королевы Красивой речи», «Угадай по описанию», «Что (кто) делает так же?», работа с иллюстрациями, по составлению текстов сказочного содержания) способствовали возрастанию интереса детей к текстам сказок, становлению ценностного отношения к выразительности речи   (Приложение 11, картотека игр и упражнений по теме самообразования).
Результатом работы на первом этапе стало обогащение литературного опыта детей, расширение и углубление к сказкам и играм на их основе, развитие умений воспринимать фольклорный текст в единстве содержания и формы. Начался процесс становления основных позиций ребёнка по отношению к русским народным сказкам: «слушателя», «зрителя», «артиста», что нашло отражение в участии детей в развлечении «Мы играем в сказку» (Приложение №12).
Изучение поставленной проблемы решалось мною не только непосредственной работой с дошкольниками, но и привлечением родителей во взаимосвязанную деятельность. Родители участвовали в создании художественно-творческой   выставки «По тропинкам русских народных сказок» (папка с иллюстрациями),
предоставили свою помощь в пополнении уголка Книги. Я проводила с
родителями индивидуальные беседы по ознакомлению со средствами развития у детей выразительной речи, была предоставлена  консультация «Положи твоё сердце у чтения» (Приложение №13).
Диагностирование детей показало значительные изменения в отношении детей к русским народным сказкам и некоторое улучшение выразительности их исполнения (Приложение
№14). Это доказало необходимость специальной работы над освоением дошкольниками средств речевой выразительности и исполнением в разных видах игровой деятельности.
Следующим этапом преобразующего эксперимента стало обогащение и расширение представления детей о средствах речевой выразительности и освоения умений сознательно использовать их в собственной речи. Это содержание реализовывалось по ходу углубления позиции «слушателя-зрителя» и освоения позиций «артист- режиссёр».
Эффективными оказались включение в работу инновационных технологий – ТРИЗ Л.Е.Белоусовой,  Джанни Родари (развитие творческих способностей). С помощью таких игр как «Шкатулка со сказками», «Тридевятое царство…» (технология ТРИЗ, Приложение №15) дети вступают в ролевые диалоги, пересказывают друг другу фрагменты сказок или целиком текст, принимают на себя роль сказочника. Эти игры широко используются дошкольниками в самостоятельной игровой деятельности. Дети успешно используют следующие творческие умения (Дж. Родари): опережающее прогнозирование последующих событий, объединение сюжетов сказок для создания нового творческого рассказывания и т д.  -  «Что будет потом?», «Бином фантазии», «Гипотеза» и другие игры.
Все эти игры на развитие творчества детей в импровизациях  по мотивам русских народных сказок вызывают огромный интерес у дошкольников, позволяя активно проявлять себя в различных видах театрализованной игры и игр-фантазирований. В результате произошли позитивные изменения в выразительности детской речи. Дошкольники стали более свободно использовать разные средства выразительности для воплощения образа выбранного героя, некоторые создают личностно-окрашенные образы, наполняя их яркими характеристиками на основе «домысливания» или «достраивания».
В группе я создала уголок «Там на неведомых дорожках…», где собраны иллюстрации по сказкам, книги, пиктограммы эмоций, игры и упражнения. Уголок позволяет заниматься как с отдельным ребёнком, так и с подгруппой детей. Он так же выступает и в качестве уголка уединения. Существует игры для реализации творческих идей и театрализованной деятельности детей.
Диагностирование детей показало положительную динамику развития и отношения дошкольников к русским народным сказкам и к их исполнению, которое значительно улучшилось (Приложение №16).
В работе с родителями я оформляла информационные блоки по темам «Чему учат русские народные сказки», «Сказка в системе развития и воспитания дошкольников» (Приложение №17). В индивидуальных беседах объясняла
насколько важно читать детям сказки, правильно их интерпретировать, чтобы дети в мире компьютерных игр и телевидения не утеряли интереса к культурным ценностям и традициям своего народа. Тем самым я вызвала у родителей положительное отношение к сказкам и к дальнейшему сотрудничеству.
В ходе изучения проблемы, я так же делилась опытом с педагогами, предоставляя им консультации по темам «Развитие интонационной выразительности речи. Игры – упражнения», «Игры и творческие задания по мотивам русских народных сказок для развития интонационной выразительности речи дошкольников» (Приложение №18).
Завершающий этап преобразующего эксперимента ещё не закончен. Но уже выявлены индивидуальные особенности в освоении детьми позиции
исполнителя сказок. «Слушатели-рассказчики» стремятся к слушанию сказок; выразительность их речи зависти от отношения к тексту, поэтому они выбирают не очень широкий круг знакомых текстов. «Режиссёры» проявляют себя в качестве организаторов совместных игр, неплохо владеют средствами речевой выразительности при воплощении образа. «Артисты» с большим интересом и желанием исполняют тексты сказок, используют разнообразные средства выразительности, стремятся к признанию своих успехов зрителями. В результате проведённого эксперимента дети стали свободнее использовать комплекс вербальных и невербальных средств выразительности. Интонационная выразительность большинства детей соответствует общим особенностям текстов сказок. Речь дошкольников стала более эмоциональной, окрашенной.
Таким образом, особенности русских народных сказок (простота и яркость художественного образа, сюжетная занимательность, образность и эмоциональность языка, традиционность и импровизационность исполнения) определяют возможность их использования в качестве эффективного средства развития выразительности детской речи в единстве всех её компонентов.
Изучаемая проблема требует дальнейшей работы по следующим направлениям:
- продолжать работу со старшими дошкольниками в соответствии с внедряемыми технологиями,
- продолжать пополнять предметно-развивающую среду;
- привлечь родителей к активному участию в развитии выразительной речи дошкольников.

 

Журнал

Дошкольник.РФ

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Предлагаем педагогам, психологам, воспитателям, методистам, учителям и др. размещение творческого материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер выходит 2 июня 2019

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 5 (114) за 2019 год
Скачать Номер 4 (113) за 2019 год
Скачать Номер 3 (112) за 2019 год
Скачать Номер 2 (111) за 2019 год
Скачать Номер 1 (110) за 2019 год
Скачать Номер 12 (109) за 2018 год
Скачать Номер 11 (108) за 2018 год
Скачать Номер 10 (107) за 2018 год
Скачать Номер 9 (106) за 2018 год
Скачать Номер 8 (105) за 2018 год
Скачать Номер 7 (104) за 2018 год
Скачать Номер 6 (103) за 2018 год
Скачать Номер 1 (25) за 2012 год
Скачать Номер 2 (26) за 2012 год