Интегрированное занятие по речевому развитию для детей старшего дошкольного возраста «Славное море, священный Байкал» |
Развитие речи у детей | |
Автор: Шитц Виктория Андреевна | |
23.06.2025 10:23 | |
Составила конспект: Шитц Виктория Андреевна, учитель-логопед Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад № 16 "Родничок" комбинированного вида г. Улан-Удэ г. Улан-Удэ, 2025 Цель: создать условия для формирования лексико-грамматических категорий и развития связной речи при знакомстве с лексической темой «Озеро Байкал» Задачи:
Материалы: глобус, макет озера Байкал, карточки с изображением рыбы, разрезные картинки, зеркала, фигурки нерпы из гипса. Ход занятия I. Организационный момент 1. Приветствие: - «Доброе утро, ребята! Я рада вас видеть! Давайте познакомимся! Меня зовут Виктория Андреевна! А ваши имена я вижу на бейджиках.» 2. Сообщение темы занятия: «Ребята я сегодня принесла вам настоящую модель нашего земного шара. А что это? Правильно, глобус. Здесь изображены моря, океаны, материки. Для чего нужен глобус?
Посмотрите, а здесь флажок! Давайте посмотрим поближе. Что же это? Правильно это озеро Байкал. А вы бывали на этом озере? На что похоже озеро Байкал? (Если посмотреть с самолёта, похож на месяц) — Как переводится слово «Байкал»? (Богатое озеро) II. Подготовительный этап. Самым крупным на планете резервуаром пресной воды является озеро Байкал, которое располагается в южной части Восточной Сибири. Байкал настолько большой, что местные жители с давних времен называют озеро Байкал морем. Уникальность байкальской воды не только в ее огромных запасах. Главной особенностью этой воды является ее необыкновенная чистота и прозрачность. В воде Байкала очень мало минеральных солей. Кроме того, вода в Байкале сохраняет свою чистоту на протяжении миллионов лет, в то время как другие озера становятся болотом очень быстро. Необыкновенную чистоту байкальской воды обеспечивает микроскопический рачок эпишура, популяция которого распространена по всему озеру. Эпишура пропускает через себя байкальскую воду, тем самым очищая ее и делая прозрачной. Существует древняя легенда, которая гласит, что однажды, после сильного землетрясения, земля разошлась в стороны, и в образовавшейся огромной трещине возникло сильное пламя, которое стало пожирать все вокруг. Люди стали кричать: «Бай гал!» ( «Пламя, остановись!»). И случилось чудо – огонь погас, а гигантская расщелина заполнилась прозрачной водой. Так, согласно легенде, и появилось озеро Байкал. Чем богато озеро Байкал? (Озеро Байкал богато рыбой) II. Основной этап. 1. Игра «Какие рыбы водятся в Байкале? (работа в кругу) Сейчас мы с вами узнаем, какие рыбы водятся в Байкале. По очереди вытягиваем из ведра рыбу. И составляем предложение: «Я поймал на Байкале… (Щука, сиг, карась, елец, хариус, бычки, осётр, омуль, налим, таймень, ленок). Затем приклеиваем изображение рыбы на липучке на макет озера. 2. Дидактическая игра «Собери рыбу» (работа за столом) Рассмотрим рыбу и вспомним названия ее частей. Дети складывают на столе разрезные картинки с изображением рыбы. Вспоминают названия частей рыбы: голова, жабры, туловище, чешуя, плавники, хвост. 3. Артикуляционная гимнастика (работа за столом перед зеркалом) «Возьмите в руки зеркало, настройте, пожалуйста, его так, чтобы вы видели себя.
4. Беседа о нерпе Какое животное, живущее на Байкале очень любит лакомиться омулем? Нерпа. Нерпа — это тюлень, живущий в пресной воде. Крепкую кожу животного покрывает жёсткий плотный и короткий волосяной покров. Между пальцами у нерпы есть перепонки, а передние лапы оснащены мощными когтями. В воде нерпа двигается очень быстро и уверенно, в этом ей помогают ласты, и поэтому её называют ластоногой. Питается нерпа рыбой. За год взрослая нерпа съедает до 1 т рыбы. Как называется детеныш нерпы? (ответ: Белёк) Где живет нерпа зимой? (ответ: Под снегом) Нерпа символ Байкала. Туристы мечтаю увидеть нерпу и покупают сувениры в виде игрушек, брелков, фигурок. У меня есть для вас тоже сувениры, это фигурки нерпы. Сегодня мы их раскрасим. 5. Изобразительная работа «Нерпа символ Байкала». Раскрашиваем фигурки нерпы маркерами для скетчинга/ акриловыми красками. 6. Заключительный этап, рефлексия. «Ребята, а что вам больше всего понравилось?
|