Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
Доклад на тему «Роль речи воспитателя в развитии речи детей»
Развитие речи у детей
Автор: Ирина Евгеньевна Гусейнова   
18.12.2014 16:15

Доклад на тему «Роль речи воспитателя в развитии речи детей»Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение общеразвивающего вида «Детский сад №136»
Доклад на тему «Роль речи воспитателя в развитии речи детей»
Подготовила  воспитатель Гусейнова Ирина Евгеньевна г.Самара 2014 год
               Роль речи воспитателя в развитии речи детей
Развитие речи и словаря детей, овладение богатствами родного языка составляет один из основных элементов формирования личности, освоения выработанных ценностей национальной культуры, тесно связано с умственным, нравственным, эстетическим развитием, является приоритетным в языковом воспитании и обучении дошкольников.
Главную роль в развитии речи, пополнении словарного запаса ребенка играет воспитатель и его речь, поскольку большее время в этот период своей жизни дошкольник проводит именно с ними. Непременным условием для всестороннего развития ребенка является общение его с воспитателем.
В детском саду дошкольники, усваивая родной язык, овладе¬вают важ-нейшей формой речевого общения - устной речью. Проводником и опорой этих знаний выступает воспитатель. Самые простые задания на построение связного высказыва¬ния (например, пересказ простой небольшой сказки) предъяв¬ляют к речи два важных требования:
1.    связная речь должна строиться произвольно, преднамеренно в большей мере, чем, на¬пример, реплика в диалоге (ответ на вопрос и т. п.);
2.    она должна планироваться, должны намечаться вехи, по которым будет развертываться рассказ. Формирование этих способностей в простых формах связной речи служит основой перехода к бо¬лее сложным ее формам (например, к творческому рассказы¬ванию).
Характерной особенностью детей дошкольного возра¬ста является подражательная речь, которая обусловлена свое¬образием их восприятия и мышления.
Не умея мыслить критически, дети этого возраста под¬ражают всему, что они видят и слышат в окружающей обстановке, но более всего тем людям, которые непосред¬ственно с ними связаны, к которым у детей сложилось положительное отношение.
Поведение, речь воспитателя, его внешний облик - всё является образ-цом для детей.
Какие же требования нужно предъявлять к речи воспи¬тателя?
Зная, что дети дошкольного возраста овладевают язы¬ком на основе устной речи, через общение с окружающи¬ми людьми, следует учитывать следующее.
1.    Речь воспитателя является образцом для детей в широком значении этого слова, прежде всего - в разго¬ворной речи, на основе которой происходит повседневное общение ребёнка с воспитателем.
2.    На занятиях дети, слушая речь воспитателя, упраж¬няются в овладе-нии русским языком.
Какие же требования надо предъявлять к речи воспитателя?
1. Смысловое содержание обращённой к ребёнку речи должно быть близким и понятным детям.
При разговоре с младшими детьми речь воспитателя должна быть более лаконична и проста.
2. Грамматическая правильность речи воспитателя обязательна. Но, к сожалению, очень часто встречаются такие ошибки: При речевом общении с детьми нужно использовать средства выразительности языка.
Монотонная, невыразительная речь воспитателя отрицательно влияет на поведение детей, не затрагивает их эмоций, а вместе с этим и не повышает их речевой культуры.
Речевой образец воспитателя как в повседневном об¬щении, так и на занятиях должен применяться при осуще¬ствлении всех задач: расширение словаря, воспитание грамматической и звуковой правильности речи.
Воспитатель, обращаясь к детям, к сожалению, не ставит перед собой задачи сде¬лать обращённое слово образцом для подражания, а говорит небрежно, не думая. Умение выражать свои мысли точно и убедительно - важнейшее качество воспитателя. Воспитывая у детей интерес к слову, необходимо использовать выразительные средства языка не только на занятиях, но и в повседневном общении.
При словарной работе, при обучении звукопроизношению образец речи воспитателя имеет - особенно боль¬шое значение, так как дети усваивают новые слова в пра¬вильном звучании.
Образец используется:
    при работе с картинкой;
    при пересказе;
    при рассказывании из личного опыта;
    для придумывания окончания к рассказу, начатому воспитательни-цей.
Методика применения образца в обучении детей рас¬сказыванию разнообразна. Наряду с требованиями к образцу воспитателя необхо¬димо сказать и о требованиях воспитателя к детям.
1.    Воспитателю надо не только дать речевой образец детям, но и проверить, как овладели им дети (для этого используются упражнения, повторения).
2.    Необходимо воспитывать у детей интерес к умению правильно говорить (применяя поощрения, пример хоро¬шо говорящих детей).
3.    Нужно систематически контролировать речь детей прислушиваться, как говорят дети, вовремя исправлять ошибки.
Серьёзное внимание нужно уделять речи детей и в по¬вседневной жизни и на занятиях.
В заключение следует сказать, что речевой образец воспитателя при обучении детей может быть использован только тогда, когда речевая культура самого воспитателя безупречна
Вопросы, наводящие, т. е. направляющие, мысли ребён¬ка в нужном на-правлении, используются в работе с до¬школьниками; не следует только торо-питься помогать ре¬бёнку, а нужно приучать его к самостоятельной умствен-ной работе. Каждый вопрос предлагается всей группе, а вызывается для ответа один ребёнок. Такой порядок необходим,  чтобы приучить всех детей быть внимательными к вопро¬сам воспитателя и думать над ответом, так как каждый  может быть вызван."
Один и тот же вопрос не должен повторяться несколь¬ко раз, тем более в различных формулировках. Добиваясь полного ответа, необходимо следить за грамматической правильностью его построения. Собственно, каждое слово, произносимое человеком, является живым словом, но мы в ряду занятий по раз¬витию речи под названием “занятия по живому слову” подразумеваем такие занятия, которые не требуют ил¬люстративного материала, а черпают содержание из го¬товых запасов представлений детей.
К ним мы относим:
1.    разговор с детьми
2.    поручения и задания
3.    бесе¬ды
4.    рассказывание
5.    чтение
6.    письма
7.    заучива¬ние стихотворений.
Речь воспитателя является примером для детей. Именно на нее они ори-ентируются при произношении тех слов которые они знают. Дети стараются копировать интонации преподавателя в зависимости от свойств описываемого события, так как это делает воспитатель в своих рассказах о таких же событиях.
 Чем правильнее будет звучать речь воспитателя, тем правильнее будет развиваться речь его подопечных. Воспитатель должен совершенствовать  и развивать свою речь, произношение, так как его ошибки повлекут за собой сотни ошибок его воспитанников, которые легче исправить в раннем возрасте, чем в более взрослом.
Применяя различные методики преподавания развития речи и обогащения словаря можно добиться более ощутимых результатов, чем если пользоваться шаблонными приемами. Детям интересна смена деятельности и  поэтому процесс освоения знаний будет протекать более интересно, живо и без утомления дошкольников. Обладая развитой речью ребенок будет более готов к школе. Легче будут восприниматься знания передаваемые ему преподавателями, меньше будет проблем при общении со сверстниками, ответами у доски.
 
Список использованной литературы
1.    Новоторцева Н.В. Развитие речи детей. – М.: Лайнер, 2005.
2.    Сохин Ф.А. Развитие речи детей дошкольного возраста. – М.: Про-свещение, 2004.
3.    Столяр А.А.. Давайте поиграем. - М.: Наука, 2008.
4.    Тихеева. Е.И. Развитие речи детей. – М.: Просвещение, 2005.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 21 (142) выйдет
7 июня 2020

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 20 (141) за 2020 год
Скачать Номер 19 (140) за 2020 год
Скачать Номер 18 (139) за 2020 год
Скачать Номер 17 (138) за 2020 год
Скачать Номер 16 (137) за 2020 год
Скачать Номер 15 (136) за 2020 год
Скачать Номер 14 (135) за 2020 год
Скачать Номер 13 (134) за 2020 год
Скачать Номер 12 (133) за 2020 год
Скачать Номер 11 (132) за 2020 год
Скачать Номер 10 (131) за 2020 год
Скачать Номер 9(130) за 2020 год
Скачать Номер 8(129) за 2020 год