Современная методика «Графическая практика», как одна из технологий развития речи детей в младшем возрасте.
Нам всем приходилось когда-то слышать о том, что «ум ребенка находится на кончиках пальцев». Это слова известного педагога В. А. Сухомлинского. И это не просто красивые слова. По словам физиолога И. П. Павлова, «руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга». Известный исследователь детской речи М. М. Кольцова отмечала, что «кисть руки надо рассматривать как орган речи. Если развитие движений пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы».
Согласно ФОПДОработа по развитию речи начинается уже с 2х месяцев. Уже с года до двух лет развиваем понимание речи, развиваем активную речь. С 2до 4 лет мы видим направления: формирование словаря, звуковой культуры речи, грамматического строя, связной речи.
Методика «Графическая практика» для педагога является палочкой-выручалочкойи подготовке руки к письму, и в развитии мелкой моторики, пространственных представлений, формировании способности заменять отсутствующие реальные объекты каким-либо знаком или символом.
Необходимыйинвентарь:
- Специальные доски или за ламинированные листы;
- Маркеры на водной основе;
- Губка или тряпочки;
- Мольберт;
- Аппаратура для проигрывания музыки.
Основные принципы:
- Графическая практика проводится со всеми детьми, располагаясь на коврике;
- Оптимальная частота проведения – два-три раза в неделю;
- Длительность графической практики не превышает 10 минут, включая раздачу и сборматериалов;
- Не рекомендуется проводить графическую практику непосредственно последругих видов деятельности, которые тоже требуют от детей долгого сидения и связаны снеобходимостью концентрировать внимание – лучше планировать графическую практикуна время после двигательной активности детей (занятие физкультурой или танцами, прогулка и т. д.)
Пошаговая технология проведения:
- Воспитатель планирует, какие рисунки будут включены в графическую практику, иподбирает подходящий аудиофрагмент. Важно, чтобы проигрывающее устройствонаходилось рядом с доской, на которой воспитатель будет демонстрировать рисунок, так чтобы ему было удобно по мере демонстрации включать и выключать музыку.
- Дети рассаживаются на ковре, чтобы всем хорошобыла видна доска, на которой воспитатель демонстрирует рисунок.
- Детям раздаются индивидуальные доски, маркеры и губки. Это могут делать дваребенка, которых попросил воспитатель, или кто-либо из взрослых (помощниквоспитателя или родитель) в соответствии с возрастной группой.
- Воспитатель рассказывает детям короткую историю, задающую рисунку воображаемый контекст. Лучше всего, чтобы эта история была связана по содержанию с тем проектом или с той игровой темой, которая разворачивается вгруппе в данный момент. Один и тот же рисунок может повторяться в нескольких различных темах, но при этом ему будут придаваться различные значения.
- Воспитатель демонстрирует рисунок на своей доске и объясняет, как рисуется каждыйэлемент и как элементы расположены относительно друг друга, например: «кружочкине касаются друг друга».
- Воспитатель включает музыку и дети начинают рисовать на своих досках. При обьяснении новых рисунков воспитатель может повторить демонстрацию 1-2 раза, рисуя на своей доске вместе с детьми.
- Воспитатель выключает музыку. Вместе с детьми мы еще раз проговариваем всю историю. Дети стирают свои рисунки. (Раз в месяц дети рисуют простыми карандашами чтобы сохранить для будущей диагностики.)
- После окончания активности дети (возможно, с помощью взрослых) собирают доски, губки и маркеры в корзину и относят ее на место.
Рисунки нужно выбирать с учетом возрастных особенностей детей и уровня
развития их мелкой моторики. Хотя нет жестких рекомендаций, в каком возрасте и какиерисунки лучше использовать, тем не менее, есть определенная закономерностьпостепенного усложнения рисунков, заданная развитием перцептивной и моторнойсферы детей.
Усложнения рисунков происходят, в частности, по следующимнаправлениям:
- Размер: от крупных (начиная с одного на доску) к мелким (несколько однотипныхрисунков на доске).
- Форма: от точек – к незамкнутым спиралям – к кругу – к прямоугольнику – ктреугольнику.
- Количество элементов: от палочек – к елочкам с несколькими «веточками».
- Количество условий: от одного – к нескольким (например, маленькие кружочки внутрибольших кружочков и большие кружочки не касаются друг друга).
Самыми первыми рисунками могут быть прямые линии спирали, когда ребенок начинает заполнятьвсю поверхность кругами или эллипсами. Эти круги могут начинаться в любом месте ипересекаться друг с другом. На этом этапе можно ввести первое правило: рисуем, покамузыка играет, и перестаем рисовать, когда музыка останавливается.
Следовать правилу детям поможет проговаривание ритмических фраз, например «крутим, крутим, крутим, стоп!», сопровождающих движения руки
После того, как дети овладели рисованием спиралей, можно усложнить рисунок, добавив еще один элемент и рисованиезамкнутые окружности. Для детей, освоивших рисование замкнутых окружностей, можно ввести упражнения, содержащие еще одинили два дополнительных элемента.
|