Наблюдение как основной метод развития речи детей младшей группы на прогулке. |
Развитие речи у детей | |
Автор: Тихомирова Надежда Николаевна | |
19.05.2025 09:13 | |
Прогулка является очень важным режимным моментом жизнедеятельности детей в ДОУ. Она открывает большие возможности для всестороннего и гармоничного развития личности ребенка. Каждый ребенок – это маленький исследователь. Он с радостью и удивлением открывает для себя окружающий мир. Дети стремятся к активной деятельности, и очень важно не дать угаснуть этому стремлению. Наблюдение – это специально организованная деятельность в детском саду. Любая прогулка в детском саду начинается с наблюдений, в процессе которых у детей накапливаются образные представления, новые знания. В каждом времени года есть своя красота: золотая осень, кружевная зима, цветущая весна, ягодное лето. Скучно детям не бывает. Наблюдения побуждают ребенка к активности, самостоятельности, к открытию новых знаний и способов познания. Задача воспитателя – помочь ребенку реализовать свою любознательность, направить ее в нужное русло. Конечной целью должно быть формирование четкого представления у дошкольника характеристик предметов окружающей среды, причин возникновения тех или иных природных явлений, способности объяснить строение или структуру простейших бытовых процессов. Большое место на прогулках отводится наблюдениям (заранее планируемым). В первую очередь наблюдениям за сезонными явлениями в живой и неживой природе. Важно закреплять представления детей о том, что эти изменения влияют на жизнь животных и человека, научить делать выводы о взаимосвязях различных природных явлений. Наблюдения можно проводить как с целой подгруппой детей, с подгруппами, а также с отдельными детьми. Цель прогулки – укрепление здоровья детей, развитие их физических и умственных способностей, воспитание любви к природным явлениям родного края. На прогулке решаются задачи физического, умственного, нравственного, трудового и эстетического воспитания детей.
При планировании прогулки основная задача воспитателя состоит в обеспечении безопасной, активной, содержательной, разнообразной и интересной для детей деятельности. Содержание деятельности детей на прогулке зависит от времени года, погоды, тематики недели, предшествующей образовательной деятельности, интересов и возраста. Прогулка будет интересной, радостной и познавательной при условии, если воспитатель сумеет заинтересовать и обогатить знания детей. Особое значение на прогулках придается развитию речи детей. Развитие речи тесно связано с развитием мозга, (которое наиболее интенсивно протекает в первые три года жизни) с воспитанием, которое оказывает определяющее внимание. Человек может обладать неплохими врожденными знаниями, но если воспитатели не создают условий для того, чтобы речевое развитие ребенка шло правильно, то интеллектуальное и эмоциональное развитие ребенка будет отставать от нормы. Исследования показали, что только посредством развития речи развиваются такие важные психические процессы, как память, внимание, восприятие, воображение, логические способности. Прекрасным средством развития речи маленьких детей является мир природы. Умение наблюдать, вырабатываемое в процессе познания природы, рождает привычку делать выводы, воспитывает логику мысли, четкость и красоту речи. Развитие мышления и речи идет как единый процесс. Каждое знакомство с природой – урок развития детского ума, речи, творчества, чувства. Своей необычностью, новизной, разнообразием природа эмоционально воздействует на ребенка, вызывает его удивление, желание больше узнать, побуждает к передаче чувств и мыслей в речи. В каждом из видов наблюдений я решаю конкретные воспитательные и образовательные задачи. Перед каждой прогулкой я намечаю вид наблюдения. Его объект, продумываю организацию. У нашей группы есть свой участок для прогулок. Ежегодно весной на участке и на территории детского сада, разбиваются клумбы под цветы. В окрестностях дошкольного учреждения растут ели, березки, сирень, ива, яблонька и другие. В течении всего года мы с детьми наблюдаем за явлениями неживой природы. Наблюдая за водой, дети знакомятся с ее свойствами: теплая или холодная, журчит, льется. После дождя наблюдаем за ручьями и лужами. Во время наблюдений ребята проговаривают существительные, прилагательные, глаголы, учатся строить предложение. Дети охотно играют с сухим песком: погружают в него руки, перебирая пальчиками, раскапывают спрятанные игрушки, работают с формочками, «пекут» из влажного песка пирожки. Осенью предлагаю детям походить по опавшей листве, послушать, как она «шуршит», собираем разноцветные листья в осенний букет. Зимой наблюдаем за выпавшим снегом, за цветными льдинками, закрепляем свойства снега. Объясняю, что снег холодный, ив руки его брать нельзя, а можно класть лопаткой или совочком в ведерко. Из снега можно сделать домик, снежный вал, холмик для собачки и т.д. Рассматривая льдинки, объясняю детям, что лед холодный и твердый, им можно постучать. А если воду окрасить краской, то можно получить разноцветные льдинки. В процессе наблюдений у детей обогащается активный словарный запас. Они учатся отвечать на вопросы, усваивают обобщающее понятие «зима». Летом обращаю внимание на то, что все радуются теплу: птицы, животные, насекомые, люди. Ласковое солнышко согревает все вокруг. Летом не надо тепло одеваться. Если во время прогулки пошел дождь, предлагаю послушать, как весело он барабанит по крыше веранды, а затем обращаю вниманиена то, как стало чисто: дождь полил траву, цветы, сад и огород. Также мы наблюдаем за живой природой. Весной рассматриваем набухшие почки, первые листочки. На лугу обращаю внимание на первые весенние цветы- одуванчики. При высадке рассады цветов в грунт сопровождаю все действия словами. В начале осени рассматриваем цветы на клумбе, предлагаю отыскать на клумбе сначала красные, потом желтые цветы, большие и маленькие. Например, георгин – большой, а петуния – маленькая. В процессе наблюдений обогащается словарь детей, развиваются сенсорные навыки. Дети очень любят наблюдать за животными. Особенно любят кошек и собак. Они могут самостоятельно покормить котенка, назвать части его тела. При наблюдении за собакой отмечаем особенности внешнего вида – голова, хвост, ноги. Собака бегает, прыгает, лает и ее нельзя дразнить, потому что она может укусить. Обращаю внимание детей на птиц на территории участка, детского сада. Наблюдаем за поведением птиц, слушаем их пение. Особенно много радости приносят детям наблюдения за бабочкой, кузнечиком, божьей коровкой и др. В процессе наблюдений за живой природой у воспитанников обогащается активный словарь, развиваются навыки фразовой речи. Ежедневные наблюдения на прогулке обогащают представления детей о мире природы, людей (их труда, взаимоотношений)., обогащают эстетические представления. Детей стоит привлекать к активным мыслительным операциям, к выполнению разнообразных движений по ориентировке на местности, к воспроизведению действий обследования предлагаемых объектов для того, чтобы систематизировать вновь приобретенные знания и закрепить полученные ранее. Широкое включение в этот процесс зрения. Слуха. Осязания. Обоняния, тактильных и вкусовых ощущений способствует более глубокому познанию окружающего мира, оставляя в сознании ребенка увлекательные и неповторимые впечатления. Таким образом, роль речи в развитии ребенка огромна, и главным условием в правильном развитии речи является его общение со взрослым. Чем полнее и разнообразнее будет организована детская деятельность на прогулке, тем успешнее будет идти развитие детей.
|