«Использование сенсорных коробок как средства речевого развития дошкольников» |
Развитие речи у детей | |||
Автор: Тяпушина Ольга Николаевна | |||
17.05.2025 10:20 | |||
Учитель – логопед Тяпушина Ольга Николаевна МАДОУ «Детский сад №130» город Череповец, Вологодская область В настоящее время большую актуальность имеет проблема речевого развития дошкольников. В современном мире, где каждый день появляются технологии, облегчающие нашу жизнь, всё меньше трудностей возникает у современных детей, а значит, развитие идёт медленнее и не успевает за сензитивными периодами. Все действия, которые совсем недавно были обыденностью, сейчас стали играми (шнуровки, прищепки, пуговицы, крупы и т. п.). Слишком яркие игрушки в большинстве своём направлены на развлечение, а не на развитие таких важных в детском возрасте сенсорных эталонов. В современных реалиях необходимо решать проблему не только стандартными методами, но и привлекать сюда методики из других сфер развития детей. Современные исследования большую роль отдают сенсорному насыщению малышей как основе речевого становления и развития.
Хочу остановить ваше внимание на так называемых «сенсорных коробках». Сенсорная коробка – это любая емкость с разнообразным наполнителем, которая может быть использована в домашних условиях. Это так называемая «мини-песочница», только в отличие от песочницы, наполнителем сенсорной коробки может быть любой материал, пригодный для детской игры. Кроме наполнителя для игры с сенсорной коробкой используются различные предметы: для детей раннего и младшего возраста крупные (совочки, сито, ведерки и различные емкости, кубики, грабли и т.д.), а для детей постарше – мелкие (палочки от мороженого, игрушки из киндер-сюрпризов и др.). Но самое главное достоинство сенсорной коробки – это то, что ее можно использовать в играх с детьми, начиная с самого раннего возраста и заканчивая тем возрастом, когда самому ребенку это будет уже не интересно. В работе с детьми 3–7 лет я создаю сенсорные коробки по тематическому принципу, то есть организую так, чтобы дети смогли организовать сюжетно-ролевые игры и в зависимости от целей и задач на данный момент. Обязательно во время игр детей с такими коробками я нахожусь рядом с ними или принимаю непосредственное участие в игровых действиях. Вот несколько вариантов для наполнения сенсорных коробок:
Таким образом, использование сенсорной коробки в работе с детьми дошкольного возраста возможно без особых материальных затрат и больших усилий со стороны педагога, главное – заинтересовать ребенка, показать возможности для организации самостоятельной игры. Ну и, конечно же, не забывать часто менять ее содержимое и не давать ребенку все сразу, чтобы каждая игра с сенсорной коробкой давала детям ощущение новизны, и поэтому оставалась бы для них всегда привлекательной и интересной, а главное – несла бы в себе развивающую функцию. Список литературы:
|