Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
 

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Конспект занятия по развитию речи на тему: Пересказ сказки В. Сутеева «Под грибом» посредствам применения наглядного моделирования» в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР.
Развитие речи у детей
Автор: Хабибуллина Елена Юрьевна   
06.02.2025 17:30

Конспект занятия по развитию речи на тему: Пересказ сказки В. Сутеева «Под грибом» посредствам применения наглядного моделирования» в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР.Конспект занятия по развитию речи на тему: Пересказ сказки В. Сутеева «Под грибом» посредствам применения наглядного моделирования» в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР.

Цель: формирование основы книжной культуры через ознакомление детей с художественной литературой.

Задачи:

Образовательные

  • совершенствовать умения пересказывать литературные произведения с использованием мнемотехники;
  • обогащать словарный запас;
  • учить осмысливать и оценивать характеры и мотивы поступков героев;
  • способствовать эмоциональному отклику и умению дать оценку содержанию, главной идее;

Развивающие

  • развивать умение пользоваться высотой и силой голоса, темпом и ритмом речи;
  • развивать связную речь при конструировании предложений, по опорным словам, в заданной мнемотаблице;
  • совершенствовать мелкую и общую моторику, используя игры на координацию речи и движения;
  • развивать звуковую культуру речи: упражнять в произнесении звуков [с], используя чистоговорки;
  • развивать наглядно-образное и логическое мышление;

Воспитательные:

  • воспитывать любовь и интерес к художественной литературе;
  • воспитывать нравственно-эстетическое отношение к персонажам сказки

Предварительная работа:

  • игры и упражнения, способствующие развитию слухового, зрительного внимания детей: «Скажи какой», арктикуляционная гимнастика «Прогулочная», чистоговорка «Осенний лес»;
  • чтение сказки и просмотр мультфильма «Под грибом» В.Г. Сутеева,
  • изготовление настольного театра «Под грибом» с использованием бросового материала;
  • рассматривание иллюстраций, обыгрывание диалогов;
  • прослушивание и подбор музыкальных фрагментов, характеризующие того или иного героя.

Технические средства обучения (оборудование): магнитофон.

Демонстрационный материал: иллюстрация к сказке «Под грибом» В.Г. Сутеева, мнемотаблица, настольный театр «Под грибом», демонстрация леса.

Методы и приемы:

  • Наглядный – рассмотрение илюстрации к сказке. Мнемотаблица, настольный театр.
  • Словесный – художественное слово (чтение сказки, заучивание чистоговорки), словарная работа, вопросы, напоминание, индивидуальные ответы детей, поощрение.
  • Игровой – речевая игра с мячом, логопедическая гимнастика, упражнения на координацию речи и движения

Воспитатель и сидят полукругом на стульчиках

Воспитатель: Ребята, давайте подготовим наши язычки, чтобы они стали послушными.

Артикуляционная гимнастика «Прогулочная»

Язычок гулять выходит,

Домик он кругом обходит.

Кто же тут, а кто же там?

Он глядит по сторонам.

Видит: губки очень гибки.

Ловко тянутся в улыбке.

А теперь наоборот

- Тянутся вперед.

Язычок стал маляром.

Аккуратно красит дом

Догадаться, кто бы мог:

Язычок наш, как грибок.

Язычок гармошкой стал,

Поиграл и не устал.

То иголка, то лопата

Язычок у нас ребята.

Вот и кончилась прогулка

Язычок скорей домой.

Воспитатель: Молодцы, хорошо поработали. Ребята, посмотрите, а у насна доске весит картинка. Кто скажет, что на ней изображено? (сказка «Под грибом»?)

Воспитатель: Марсель, а ты как думаешь?

Воспитатель: Верно, это иллюстрация к сказке В. Сутеева «Под грибом»

Воспитатель: Ой, что-то я не могу вспомнить, как же начиналась сказка… Может кто-то подскажет? (Однаждызастал муравья в лесу сильный дождь…)

Воспитатель: У меня идея! Давайте изобразим шум дождя, хлопая в ладоши.

Дети под руководством воспитателя хлопают в ладоши,

имитируя шум дождя, сначала медленно потом быстро.

Рассердилась туча злая

И закапал мелкий дождь.

Капля – раз, капля — два

Очень медленно сперва.

А потом, а потом,

Всё бегом, бегом, бегом!

Ливень туча посылает

И стеной вода течёт.

Где бы спрятаться от ливня? Поднять руки вверх, изобразить шляпку

Под грибом нас сказка ждёт. гриба над головой

Воспитатель: Ребята, что же нам поможет вспомнить сюжет сказки? (картинки)

Воспитатель: как здорово вы придумали.

Воспитатель: Картинки –подсказки?!?! (да…)

Воспитатель: А у меня как раз такие есть, давайте на них посмотрим и попробуем вместе вспомнить сказку.

Воспитатель поочередно выставляет на магнитную доску мнемосхемы с обозначением сюжетов сказки, который описывают дети

Воспитатель: Шел сильный дождь.

Воспитатель: Что случилось с муравьём? (Муравей попал под сильный дождь)

Ребенок или воспитатель выставляет на доску иллюстрацию по сказке

Воспитатель: Куда он решил спрятаться? (Под шляпку маленького гриба)

Воспитатель: Ох, ребята засиделись мы свами, разомнем ножки? (да)

Ребята встают рядом со стульчиками

Физминутка «Где вы были?»

Ножки, ножки, где вы были? (ходьба на месте)

За грибами в лес ходили.

Мы грибочки собирали, (присели, «собирают» грибы)

А глазки, помогали.

Мы искали да смотрели, (смотрят из – под руки, поворот влево,

Все пенечки оглядели. вправо)

Воспитатель: Кто сначала попросился к муравью под грибок? (Бабочка)

Ребенок или воспитатель выставляет на доску иллюстрацию по сказке

Воспитатель: Почему муравей не хотел пускать бабочку? (муравью одному было место мало)

Воспитатель: Кто ещё прибежал к грибку? (Мышка)

Ребенок или воспитатель выставляет на доску иллюстрацию по сказке

Воспитатель: Сколько их стало? (3)

Воспитатель: Алина, а ты сколько сосчитала? (3) Артем, перечисли кто же спрятался под грибом. (муравей, бабочка, мышка)

Воспитатель: давайте теперь все вместе перечислим, кто же спрятался под грибом. (муравей, бабочка, мышка)

Воспитатель: ребята, мышка она, какая? (маленькая, пушистая…) я предлагаю поиграть в игру с мячом. Я кидаю вам мяч, а вы опишите мышку, бабочку и муравья, отвечая на вопрос «Какая»

Речевое упражнение с мячом «Скажи какая»

Воспитатель: Замечательно у вас получилось икак интересно вы описали зверей, мне понравилось.

Воспитатель: Кто ещё решил переждать дождь под грибком? (Воробей)

Ребенок или воспитатель выставляет на доску иллюстрацию по сказке

Воспитатель: Сколько их стало? (4)

Воспитатель: Самир, ты сколько сосчитал зверей? (4)

Воспитатель: Ярослав, перечисли зверей которые спряталисьпод грибом. (муравей, бабочка, мышка, воробей)

Воспитатель: Что произошло с зайцем? (За зайцем гналась лиса)

Воспитатель: Как поступили лесные жители? (Потеснились и спрятали зайца от лисы)

Ребенок или воспитатель выставляет на доску иллюстрацию по сказке

Воспитатель: Сколько их стало под грибом? (5)

Воспитатель: Что удивило муравья, когда закончился дождь и он выбрался из-под гриба? (Сначала ему одному было мало места, а теперь всем место нашлось.)

Воспитатель: Как же получилось, что сначала под грибом и одному тесно было, а потом всем пятерым место нашлось? (Пока шел дождь, гриб вырос)

Воспитатель: Дима, а ты как думаешь? Имран, как думаешь, почему гриб вырос?

Воспитатель: Что помогло героям сказки? (Дружба, доброта, помогать в беде.)

Воспитатель: Ребята, вспомнить сказку на помогли картинки- подсказки, как выдумаете с помощью чего мы еще можем пересказать сказку? (стаканчики которые мы сделали для театра)

Воспитатель: Отличная идея! Я буду автором, а вы главными героями, тогда отправимсяна осеннюю полянку? Вы согласны? (да…)

Дети и воспитатель берутся за руки и змейкой перемещаются на ковер проговаривая чистоговорку «Осенний лес»

Ес-ес-ес – идем мы в лес.

Су-су-су – тихо осенью в лесу.

Ес-ес-ес – опустел осенний лес.

Су-су-су – грибы берем в лесу.

Ес-ес-ес – листву роняет лес.

Стве-стве-стве – грибы спрятались в листве.

Воспитатель: Ребята посмотрите, а здесь все как в сказке, гриб есть и все герои. Присаживайтесь на ковер, начнем распределятьроли.

Воспитатель: кто хочет с играть роль Муравья? Бабочки? Мышки? Воробья? Зайца и Лисы? Лягушки?

Пересказ сказки с использованием настольного театра "Под грибом» изготовленного из бросового материала.

Воспитатель: Сегодня мы с вами увидели, что сказку можно рассказать не только по картинкам — подсказкам, но и даже стать ее героями.

Воспитатель: Ребята кажите пожалуйста, чему учит нас эта сказка? (быть добрыми)

Воспитатель: А, Наше путешествие подошло к концу, и пора возвращаться в детский сад!! Спасибо всем за работу.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 9 (371) выйдет
16 марта 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 8 (370) за 2025 год
Скачать Номер 7 (369) за 2025 год
Скачать Номер 6 (368) за 2025 год
Скачать Номер 5 (367) за 2025 год
Скачать Номер 4 (366) за 2025 год
Скачать Номер 3 (365) за 2025 год
Скачать Номер 2 (364) за 2025 год
Скачать Номер 1 (363) за 2025 год
Скачать Номер 46 (362) за 2024 год
Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год