Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

«Дидактическая игра как средство развития связной речи детей старшего дошкольного возраста»
Развитие речи у детей
Автор: Яковлева Ирина Николаевна   
02.01.2025 13:56

«Дидактическая игра как средство развития связной речи детей старшего дошкольного возраста»«Дидактическая игра как средство развития связной речи детей старшего дошкольного возраста»

Aктуальность иccлeдoвания peчeвoгo paзвития дoшкoльникa нa ceгoдня oчeвиднa: кoличecтво вocпитaнникoв дoшкoльныx yчpeждeний c paзличными peчeвыми нapyшeниями вoзpacтaeт, чaщe вceгo вcтpeчaютcя кoмплeкcныe нapyшeния, тpeбyющиe длитeльнoй paбoты c дeтьми. B cтapшeм дoшкoльнoм вoзpacтe пpoблeмa paзвития связной речи aктyaлизиpyeтcя в нaибoльшeй cтeпeни, этo cвязaнo c пpeдcтoящим пepexoдoм peбeнкa к cиcтeмaтичecкoмy oбyчeнию в шкoлe. И от тoгo, нacкoлькo бyдeт paзбитa peчь peбeнкa, вo мнoгoм зaвиcит ycпeшнocть eгo дaльнeйшeгo oбyчeния. Paзбитaя peчь – этo oдин из пoкaзaтeлeй cфopмиpoвaнныx пoзнaвaтeльныx пpoцeccoв, тaкиx кaк: внимaниe, пaмять, лoгичecкoe мышлeниe, вooбpaжeниe.

Развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Это обусловлено, прежде всего, ее социальной значимостью и ролью в формировании личности. Именно в связной речи реализуется основная, коммуникативная, функция языка и речи. Связная речь — высшая форма речи мыслительной деятельности, которая определяет уровень речевого и умственного развития ребенка (Т. В. Ахутина, Л.С. Выготский, Н.И. Жинкин, А.А. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Ф.А. Сохин и др.).

 

Развитие речи традиционно осуществляется в разных видах деятельности детей. Однако только обучение родному языку на специальных занятиях может дать устойчивый развивающий эффект. Система занятий по развитию речи создана на базе комплексного подхода. В целях ее методического обеспечения разработана особая развивающая технология, направленная на решение в интервалах одного занятия разных, но взаимосвязанных задач, охватывающих разные стороны речевого развития — фонематическую, лексическую, грамматическую, и в итоге обеспечивающая развитие связной монологической речи.

Дидактическая игра как игровой метод обучения рассматривается в двух видах: игры – занятия и дидактические или автодидактические, игры. В первом случае ведущая роль принадлежит воспитателю, который для повышения у детей интереса к занятию использует разнообразные игровые приемы, создает игровую ситуацию, вносит элементы соревнования и др. Использование разнообразных компонентов игровой деятельности сочетается с вопросами, указаниями, объяснениями, показом.

С помощью игр – занятий мы не только передаем определенные знания, формируем представления, но и учим детей играть. Основой для игр детей служат сформулированные представления о построении игрового сюжета, о разнообразных игровых действиях с предметами. Важно, чтобы затем были созданы условия для переноса этих знаний и представлений в самостоятельные, творческие игры.

Дидактическая игра как форма обучения детей содержит два начала: учебное (познавательное) и игровое (занимательное). Воспитатель одновременно является и учителем, и участником игры. Он учит и играет, а дети, играя, учатся. Если на занятиях расширяются и углубляются знания об окружающем мире, то в дидактической игре (играх – занятиях, собственно дидактических играх) детям предлагаются задания в виде загадок, предложений, вопросов.

Дидактическая игра выступает и как средство всестороннего воспитания личности ребёнка. Знания об окружающей жизни дают детям по определённой системе. Так, ознакомление детей с трудом проходит в такой последовательности: детей сначала знакомят с содержанием определённого вида труда, затем, с машинами, помогающими людям в их труде, облегчающими труд, с этапом производства при создании необходимых предметов, продуктов, после чего раскрывают перед детьми значение любого вида труда.

Дидактические игры развивают речь детей: пополняется и активизируется словарь, формируется правильное звукопроизношение, развивается связная речь, умение правильно выражать свои мысли. Некоторые игры требуют от детей активного использования родовых, видовых понятий, например, "Назови одним словом" или "Назови три предмета". Нахождение антонимов, синонимов, слов сходных по звучанию — главная задача многих словесных игр.

Основные виды игр. Все дидактические игры можно разделить на три основных вида: игры с предметами (игрушками, природным материалом), настольно-печатные и словесные игры.

Игры с предметами. В играх с предметами используются игрушки и реальные предметы, Играя с ними, дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различие предметов. Ценность этих игр в том, что с их помощью дети знакомятся со свойствами предметов и их признаками: цветом, величиной, формой, качеством. В играх решают задачи на сравнение, классификацию, установления последовательности в решении задач. По мере овладения детьми новыми знаниями о предметной среде задания в играх усложняются: ребята упражняются в определении предмета по какому-либо одному качеству, объединяют предметы по этому признаку (цвету, форме, качеству, назначению и др.), что очень важно для развития активного словаря и развития речи дошкольника.

В дидактических играх широко используются разнообразные игрушки. В них ярко выражены цвет, форма, назначение, величина, материал, из которого они сделаны. Это позволяет упражнять детей в решении определенных дидактических задач. Например, отбирать все игрушки, сделанные из дерева (металла, пластмассы, керамики), или игрушки, необходимые для различных творческих игр: для игры в семью, строителей и др. Используя дидактические игры с подобным содержанием, воспитателю удается вызвать интерес к самостоятельной игре, подсказать им замысел игр с помощью отобранных игрушек.

К играм с предметами относятся сюжетно-дидактические игры и игры-инсценировки. В сюжетно-дидактической игре дети выполняют определенные роли, продавца, покупателя в играх типа "Магазин", пекарей в играх "Пекарня" и др. Игры-инсценировки помогают уточнить представления о различных бытовых ситуациях, литературных произведениях "Путешествие в страну сказок", о нормах поведения "Что такое хорошо и что такое плохо?".

Настольно-печатные игры. Настольно-печатные игры – интересное занятие для детей. Они разнообразны по видам: парные картинки, лото, домино. Различны и развивающие задачи, которые решаются при их использовании.

Таким образом, система современных дидактических игр для развития связной речи — это практическая деятельность, с помощью которой можно проверить усвоили ли дети речевые навыки обстоятельно, или поверхностно и умеют ли они их применить, когда это нужно. Дети усваивают грамотно организованную речь тем полнее, чем шире ее можно применить на практике в различных условиях. Современная речевая дидактическая игра является теми условиями, в которых может быть реализована речевая практика.

Дидaктичecкaя игpa являeтcя дeйcтвeнным мeтoдичecким cpeдcтвoм paзвития cвязнoй peчи дeтeй cтapшeгo дoшкoльнoгo вoзpacтa. B игpoвoм пpoцecce peчь paзвивaeтcя в xoдe oбyчeния дeтeй cocтaвлять paccкaз-oпиcaниe пo кapтинaм c иcпoльзoвaниeм oпopныx cxeм, пepecкaзывaнии литepaтypнoгo мaтepиaлa, пpoигpывaния этюдoв, кoммyникaциoнныыx игp и yпpaжнeний, пocтpoeнии cвoбoднoгo выcкaзывaния peбeнкa o coбытияx из личнoгo oпытa и нaблюдeния зa oкpyжaющим миpoм. Бoльшoe внимaниe yдeляeтcя пpиoбщeнию дeтeй к пocтoяннoмy иcпoльзoвaнию в peчи pacпpocтpaнeнныx пpeдлoжeний. Пoэтoмy зaдaчa взpocлыx — нayчить дeтeй cтapшeгo дoшкoльнoгo вoзpacтa cвязнo и пocлeдoвaтeльнo, гpaммaтичecки и фoнeтичecки пpaвильнo излaгaть cвoи мыcли.

Таким образом, я пришла к выводу, что игра является основным способ развития связной речи старших дошкольников, так как она более привлекательна для детей и дети занимаются ей с большим удовольствием, чем, например, просто учёбой в школе. Через игру можно развить познавательные характеристики ребёнка, подготовить его к жизни в современном обществе, заставить его поверить в свои силы и возможности. Задача педагога состоит в том, чтобы найти максимум педагогических ситуаций, в которых может быть реализовано стремление ребёнка к активной речевой деятельности. Педагог должен постоянно совершенствовать процесс обучения, позволяющий детям эффективно и качественно усваивать программный материал. Поэтому так важно использовать игровые элементы и игру как средство развития связной речи детей старшего дошкольного возраста.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Артемова Л. В. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников. — М.: Просвещение, 1992.
  2. Воспитание детей в игре: Пособие для воспитателя дет. сада // Сост. А.К. Бондаренко, — М.: Просвещение, 1983
  3. Гербова В. Занятия по развитию речи. //Дошкольное воспитание № 12, 1999 г.
  4. Гербова В. Развитие речи на занятиях с использованием сюжетных картинок. //Дошкольное воспитание № 8, 1998 г.
  5. Гуткович И.Я. Приемы РТВ в обучении составлению сказок дошкольников. // Тезисы докладов Региональной научно – практической конференции «Использование элементов ТРИЗ в обучении дошкольников и младших школьников». – Челябинск, 5 – 6 июня, 1998. – С. 13-15.
  6. Жинкин Н.И. Механизмы речи. – М., 1988.
  7. Зак А.З. Различия в мышлении и речи детей. – М., 1999.
  8. Корзун А.В. Веселая дидактика: Использование элементов ТРИЗ и РТВ в работе с дошкольниками. — Минск, 2000. — 97с.
  9. Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. — М.: Педагогика, 1981.
  10. Развитие речи детей дошкольного возраста под редакцией Сохина. – М., 1997
  11. Сидорчук Т.А., Хоменко Н.Н. Технология развития связной речи дошкольников. – М., 2004
  12. Струнина Е.М., Ушакова О.С. Основные направления работы по развитию речи дошкольников Опубликовано в сб.: Развивающее образование — многоступенчатая система. Замысел. Реализация. Перспективы//Отв. ред. Л.Е. Курнешова; научн. ред. — проф. В.Т. Кудрявцев. М., 2003. Ч. I.
  13. Тихеева Е. И.. Развитие речи детей. – М., 1986
  14. Ушакова О. С., Щадрина Л. Развивайте речь дошкольника, // Дошкольное воспитание № 2, 1997 г.;
  15. Ушакова О.С. Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду. – М.: изд. РАО, 1994
  16. Ушакова О.С., Струнина Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста. Учебн. -метод. Пособие для воспитателей дошк. образов. учреждений. – М.: Гуман. изд. центр ВЛАДОС. 2004-288с.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год