Конспект занятия по развитию речи «Зимующие птицы» |
Развитие речи у детей | |||
Автор: Тимербаева Гульнара Робертовна | |||
30.12.2024 19:51 | |||
Конспект занятия по развитию речи «Зимующие птицы»
Цели:
Развивать кратковременную память.
Оборудование: предметные картинки — кормушка, воробей, снегирь, синица, голубь, сова, ворона; фланелеграф, вырезанные по контуру изображения птиц. Словарь: существительные: сова, ворона, воробей, голубь, снегирь, синица, клюв, хвост, крылья, перья, гнездо; глаголы: каркать, клевать, кормить, летать, прыгать, чирикать; прилагательные: большой — маленький, крупный — мелкий, важный, шустрый. Ход занятия Организационный момент. Предварительная экскурсия воспитателя с детьми по теме «Зимующие птицы». Упражнение «Кто прилетел к нам в кормушку?». На фланелеграфе — картинка с изображением кормушки. Прочитать стихотворение и по мере ответов детей выставлять на фланелеграф вырезанные по контуру изображения птиц. Мы кормушку смастерили И столовую открыли. Птицы, прилетайте, Зерна собирайте. Вот ворона, голубь, воробей, снегирь, синица. Вот спасибо, детвора, Очень вкусная еда. — Кто прилетел к нам в кормушку? (В кормушку прилетел (а) воробей, голубь, ворона, снегирь, синица.) — Кто знает, кто они все вместе? (Птицы.) — В какое время года надо подкармливать птиц? (Зимой.) — Почему? (Птицы не могут найти корм зимой.) — Значит, это зимующие птицы. Упражнение «Покажи и назови». Предложить детям ответить на вопросы и показать птиц. — Где воробей? (Вот воробей.) — Где ворона (синица, снегирь, голубь)? (Вот ворона. Вот синица и т.д.) — Кто они все вместе? (Птицы.) — Какие птицы? (Зимующие птицы.) Педагог обводит рукой все изображения птиц на фланелеграфе. Упражнение «Покажи и скажи, что у птиц есть». Предложить детям дать полные ответы на вопросы: — Где у воробья голова (клюв, крылья, лапы, хвост, перья)? — Назови, что есть у воробья? (Голова, клюв, крылья, лапы, хвост, перья.) Основная часть. Расширение глагольного словаря. Упражнение «Что умеют делать птицы?». Попросить детей подумать и ответить на вопрос: — Что умеют делать птицы? (Птицы умеют летать, клевать, пить, ходить, прыгать и т.д.) Предложить детям показать все те действия птиц, которые они назвали и за которыми наблюдали на участке. Упражнение «Кто как кричит?». Попросить детей ответить звукоподражанием: — Ворона каркает как? (Кар- кар- кар.) — Ворона что делает? (Ворона каркает.) — Воробей чирикает как? (Чив, чив или чик- чирик.) — Воробей что делает? (Воробей чирикает.) — Голубь воркует как? (Гуль, гуль.) — Голубь что делает? (Голубь воркует.) — Синица тенькает как? (Тень, тень.) — Синица что делает? (Синица тенькает.) — Сова ухает как? (Ух, ух.) — Сова что делает? (Сова ухает.) 2. Образование глаголов настоящего времени в единственном и множественном числе. Упражнение «Подумай и ответь». Попросить детей послушать предложение, а затем ответить на вопросы: — Воробей летает, а воробьи летают. — Что делает воробей, а что делают воробьи? — Воробей клюет, а воробьи клюют. — Что делает воробей, а что делают воробьи? Затем педагог предлагает детям закончить предложение: — Воробей пьет, а воробьи … — Что делает воробей, а что делают воробьи? И так далее со следующими глаголами: чирикает — чирикают, прыгает — прыгают. Также спросите про голубя, синицу, снегиря, ворону, сову. 3. Закрепление словаря признаков. Упражнение «Назови про кого я рассказала?». — Маленький, серенький, шустрый. — Кто это? (Это воробей.) — Большая, крупная, важная. — Кто это? (Это ворона.) — Мелкая, маленькая, пугливая, веселая. — Кто это? (Это синица.) — Умный, пугливый, добрый, осторожный. — Кто это? (Это голубь.) 4. Дифференциальные признаки визуально похожих предметов. Педагог предлагает рассмотреть рисунки и сказать, чем различаются предметы, изображенные на них. Рисунки: воробей — ворона; голубь — синица. 5. Развитие внимания, памяти. Игра «Кто улетел?». На фланелеграфе — картинки с изображением воробья, вороны, голубя, синицы, снегиря, совы. Педагог обращается к детям: — Посидели, поклевали птицы и стали улетать домой. — Закройте глаза. (Убирает одну картинку.) — Откройте глаза. Кто улетел? (Ворона улетела и т.д.) Итог: оценка деятельности детей.
|