Развитие речи у детей | |||
Автор: Колесникова Юлия Леонидовна | |||
19.12.2024 14:50 | |||
Конспект фронтального занятия по развитию лексико-грамматических средств языка и связной речи «Деньги. Монеты. Купюры. Пластиковые карты.» в группе комбинированной направленности для воспитанников в возрасте 5-6 лет с нарушениями речи. Подготовила: Колесникова Юлия Леонидовна, учитель-логопед МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 108» г. Курска. Цель: формирование финансовой культуры и азов финансовой грамотности у детей, развитие связной речи и лексико-грамматических категорий. Задачи: Образовательные:
Развивающие:
Воспитательные:
Материал и оборудование: кукла Буратино, шкатулка, деньги (моне-ты, банкноты), пластиковые карты, мнемотаблица для составления рассказа про деньги, ноутбук, презентация, листы бумаги, цветные карандаши, мяч. Ход занятия: 1. Вводная часть. Логопед: Здравствуйте, ребята. Я очень рада Вас видеть, вы все улыбаетесь, значит у вас хорошее настроение. (Раздается стук). Ой, кто-то еще к нам идет. Ребята, к нам в гости пришел Буратино, давайте поздороваем-ся (детиздороваются). Буратино принес нам какую-то шкатулку. 2. Основная часть Буратино (говорит за героя логопед): Здравствуйте, ребята! Я принес вам шкатулку, которую мне дал мой папа Карло. Только ее у меня хотят отнять кот Базилио и лиса Алиса, а я даже не знаю, что там лежит, и открыть эту шкатулку у меня никак не получается. Логопед: Не волнуйся, Буратино, наши ребята сейчас тебе помогут открыть шкатулку. Приготовили свои ручки и выполняем гимнастику для пальчиков. Пальчиковая гимнастика На двери замок-чудак. Не открыть его никак. (пальцы сцеплены в замок) Я его и так, я его и сяк, я его туда, я его сюда. (несколько раз эмоционально и с ускорением выворачивать «замок» в разные стороны) Не открою никогда! (выполнять потягивания, пытаясь открыть «замок») Вынул связку я ключей — ну-ка, ключик, поскорей! (энергично встряхивать кистью одной руки) Этот ключик не подходит, этот ключик не выходит, Этот ключ не открывает, этот ключ не вылезает. (поочередно, начиная с мизинца, крутить пальцы одной руки в кулачке другой) Этот ключик — от сарая. (поднять большой палец вверх) Вынул связку я другую. Этот ключик не подходит, этот ключик не выходит, Этот ключ не открывает, этот ключ не вылезает. (те же движения выполнить другой рукой) Этот ключик — повертели, покрутили, Постучали и открыли. (развести руки в стороны) Ребята, у нас получилось!!! Буратино, посмотри, мы открыли твою шкатулку, а тут загадка. Давайте ее отгадаем В кошелек мы их кладем, С ними в магазин идем. (Деньги). Правильно ребята, это деньги. Буратино: А что такое деньги, может кто-то не знает? Зачем они нужны? Ответы детей. Логопед: Молодцы, ребята, вы все правильно говорите. Сейчас нам Фиксики подробно расскажут, что такое деньги. (Смотрят мультфильм Фиксики — О деньгах _ Fixiki) Итак, деньги – это всеобщее платежное средство. Они нам нужны:
-для покупки подарков. Буратино, ребята правильно объяснили, что такое деньги? Буратино: Да, молодцы ребята, все правильно. Логопед: Буратино, а Папа Карло как раз положил в твою шкатулку немного денег. Наверно, поэтому Алиса и Базилио хотели ее у тебя отнять. Можно мы все вместе посмотрим. - Это что такое? Правильно, монеты. Давайте расскажем, какая она монета? А помогать нам будут картинки-символы (мнемотаблица на доске) Дети дают характеристику монете, опираясь на картинки-символы, которые им показывает логопед. Дети: Круглая, металлическая, твердая, гладкая, тяжелая, звенит (можно взять в руки несколько монет и позвенеть ими, после этого дети смогут назвать данный признак). Логопед: — У каждой страны есть свои деньги, и они называются по-разному. Это монеты нашей страны. Как называется наша страна? (Россия). А как называются деньги в нашей стране? (Рубли) Логопед: — Ребята, посмотрите, какие монеты вы знаете? (Один рубль, два рубля, 5 рублей, 10 рублей. Дети называют монеты разного достоинства, логопед демонстрирует данную монету всем детям.) Правильно, молодцы. На каждой монете написана цифра, которая обозначает, сколько это рублей. Согласование числительных с существительными: Логопед: И сейчас мы поиграем в игру, мы будем деньги считать. Я буду кидать мяч и называть цифру, а вы мне будете говорить сколько это рублей или монет. Считаем рубли: 1…рубль, 3… рубля, 10… рублей, 100… рублей, 4 рубля… А теперь посчитаем монеты: 1 …монета, 4… монеты, 8… монет, 50… монет Логопед: Смотрите, у нас в шкатулке ещё что-то осталось. Давайте достанем. Логопед достаёт банкноты. - Как можно назвать эти деньги? - Банкноты или купюры. - А какие они? Давайте расскажем с помощью картинок-символов. (мнемо-таблица на доске) - Бумажные, прямоугольные, мягкие, шершавые, легкие, шуршат. (Можно продемонстрировать шуршание банкнотой) - Ребята, банкноты тоже, как и монеты бывают разные. (Все зависит от того какая цифра на ней указана, столько рублей и стоит эта банкнота) Логопед: Ребята, где мы носим деньги, монеты и банкноты? (в кошельке). Они у нас вналичии и называются они «наличные деньги». Ещё бывают безналичные деньги. Их у нас нет в кошельке, а хранятся они на пластиковой карте. Ребята и ты Буратино, посмотри, вот как выглядит пластиковая карта (показать пластиковые карты). - Вы видели такие карточки у родителей? Расскажите для чего они нужны. Ответы детей - На пластиковых картах зачислены деньги, которые банк переводит тому, где мы этой карточкой расплачиваемся. Когда мы прикладываем карту к терминалу, с нее банк пересылает нужную сумму на этот терминал. Буратино, давай вместе с ребятами посмотрим мультфильм «Какие бывают деньги» (Смотрят мультфильм Фиксики — История вещей — Деньги _ Образовательные мультики для детей). Образование относительных прилагательных Логопед: А теперь я предлагаю Вам поиграть в игру и рассказать Буратино, какие могут быть деньги. Я буду кидать Вам мячик, задавать вопрос, а вы кидать мне мячик обратно и отвечать на него. Если банкноты сделаны из бумаги, то они какие? — Бумажные. Если банкноты сделаны из картона, то они какие? — Картонные Если монеты сделаны из золота, то они какие? — Золотые Если монеты сделаны из серебра, то они какие? — Серебряные Если монеты сделаны из металла, то они какие? — Металлические Если монеты сделаны изжелеза, то они какие? — Железные Если монеты сделаны издерева, то они какие? — Деревянные Если монеты сделаны изглины, то они какие? — Глиняные. Физминутка Буратино: Как здорово вы справились с заданием. А теперь я предлагаю вам немножко отдохнуть и выполнить разминку. Буратино потянулся, (Руки вверх, вдох – потянулись) Раз-нагнулся, два-нагнулся. (наклоны – раз, два) Руки в стороны развел, (развели руки в стороны) Ключик, видно, не нашел. (пожать плечами) Чтобы ключик нам достать, Надо на носочки встать. (встали на носочки) Логопед: Молодцы. А у нас в шкатулке, есть еще список покупок, наверно, это папа Карло попросил тебя что-то купить? Буратино: Да. Я сам записывалто, что он говорил. Логопед: Да, Буратино. Ты оказывается плохо учился в школе у Мальвины, и твои покупки неправильно записаны. Сейчас ребята постараются исправить твои ошибки. Согласование слов в предложении Логопед говорит каждому ребенку предложение, а ребенок исправляет ошибки. В ларьке надо купить большой яблоко. В булочной купить свежую хлеб. На рынке купить вкусная молоко. В киоске купить синий ручку. В киоске купить две тетрадь. В книжном магазине купить новое букварь. В ателье забрать зеленая шорты. Не забыть все это сложить в сумка. Составление рассказа-описания с опорой на мнемотаблицу Логопед: Молодцы ребята. А теперь давайте составим с вами рассказ о мо-нетах и купюрах с помощью картинок-помощников. Сначала мы будем про-говаривать все вместе, а потом кто-то один повторит наш рассказ. Дети, опираясь на картинки-символы (мнемотаблица), составляют рассказ-описание о монете и о купюре. 3. Итог занятия Логопед: Ребята, Вы отлично справились с этой работой. О чем мы сегодня говорили? - Какие бывают деньги? - Чем отличается монета от банкноты? - Как можно назвать монеты и банкноты, одним словом? (Наличные день-ги). А что такое безналичная оплата? Как она происходит и с помощью чего? Ребята, а сейчас я вам покажу еще один мультфильм, как делают день-ги. (Смотрят мультфильмФиксики — Фикси-советы. Как делают деньги) Ребята, мы с Вами можем сами сделать настоящие деньги? Дети: нет. Логопед: Правильно, ребята, настоящие деньги можно только заработать своим трудом, а самим их нарисовать нельзя. Но я Вам предлагаю помочь нашему другу Буратино. Придумайте и нарисуйте свои ненастоящие деньги для Буратино, чтобы он мог отдать их лисе Алисе и коту Базилио, обхитрить их. Они отстанут от него, а Буратино с покупками сможет спокойно вернуться домой к папе Карло. Буратино: Здорово! Отличная идея! А перед тем, как Вы приступите к рисованию, я хочу вас угостить вот такими шоколадными монетками. (Сюрпризный момент). Мнемотаблица. «Расскажи о деньгах». Что это? (монета или купюра) Какой формы? Из чего сделана? Какая на ощупь? Тяжелая или легкая? Какой звук издает?
|