Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Дидактические игры в формировании речевой грамотности у дошкольников.
Развитие речи у детей
Автор: Шолмова Елизавета Викторовна   
10.12.2024 16:04

Дидактические игры в формировании речевой грамотности у дошкольников.Дидактические игры в формировании речевой грамотности у дошкольников.

Шолмова Елизавета Викторовна учитель-логопед ГБОУ ООШ№19 СП «Детский сад «Кораблик», г. Новокуйбышевск

Интерес к проблемам формирования речевой грамотности у дошкольников обусловлена тем, что речь играет важную роль в жизни человека: она стимулирует его психическое развитие, обеспечивает общеобразовательную подготовку, влияет на формирование личности. Речевые нарушения у дошкольников в дальнейшем ведут к нарушениям письменной речи. Проблема нарушений письма и чтения – одна из самых актуальных для школьного обучения, поскольку письмо и чтение из цели превращается в средство дальнейшего получения знаний учащимися. Дисграфия составляет значительный процент среди других нарушений речи, встречающихся у детей младшего школьного возраста. Это нарушение является серьёзным препятствием в овладении школьниками грамотой на начальных этапах обучения, а на более поздних – в усвоении грамматики родного языка

 

Причина возникновения дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза — затруднения при делении предложений на слова, слов на слоги, звуки.

Поэтому чрезвычайно важным и актуальным является развитие языкового анализа и синтеза, формирование слогового и фонематического анализа и синтеза у дошкольников.

Формирование речевой грамотности у дошкольников ведется по направлениям.

1. Анализ предложения на слова.

Работа сводится к формированию умения определять количество, последовательность и место слов в предложении. С целью формирования и развития этого умения предлагаю детям задания:

  1. Составить предложения по опорным картинкам с определённым количеством слов.
  2. Придумать предложения по сюжетной картинке и определить в них количество слов.
  3. Составить распространённые предложения по вопросам: (где? как? когда?) и др.
  4. Составить графические схемы предложений, отыскать в схеме определённое слово, прочитать предложения по схеме.
  5. Составить предложения по нескольким картинкам, на которых изображён один и тот же предмет в различных ситуациях. Дети придумывают предложения по картинкам. Затем называют предложение, в котором слово находится первым в предложении, затем предложение, в котором это слово на втором месте, далее – на третьем месте.
  6. Придумать предложение с определённым количеством слов. Увеличить количество слов в предложении.
  7. Составить предложение из слов, данных в беспорядке (например, даются слова грядке, на, огурцы, растут).
  8. Придумать предложение с определённым словом.
  9. По графической схеме придумать предложение.
  10. Определить место слова в предложении (какое по счёту указанное слово).
  11. Поднять цифру, соответствующую количеству слов в предложении (2, 3, 4, 5).
  12. Слоговой анализ

При формировании слогового анализа и синтеза использую следующие виды заданий:

  • Отхлопать или отстучать слово по слогам и назвать их количество, поднять соответствующую цифру;
  • разложить картинки в два ряда в зависимости от количества слогов в их названии;
  • выделить гласные звуки в слове, усвоить основное правило слогового деления: в слове столько слогов, сколько гласных звуков.
  • назвать только гласный звук слога;
  • поднять букву, соответствующую гласному звуку слога;
  • записать только гласные буквы слогов;
  • придумать слог с соответствующей гласной;
  • определить место гласного звука в слове
  • назвать только гласные звуки данного слова;
  • разложить картинки под различными графическими схемами, на которых записаны только гласные буквы;
  • придумать слова по различным графическим схемам

Определить гласный звук и место его в слове (начало, середина, конец слова).

  • выделить первый слог из названий картинок. Объединить слоги в слово или предложение и прочитать. Например, даются картинки: машина, малыш, кубик, папа, лапа, ладонь, рубаха. После выделения первого слога в словах получается предложение «Мама купала Лару»;
  • определить пропущенный слог в названии картинки;
  • составить слово из слогов, данных в беспорядке;
  • определить слово или предложение, произнесённое по слогам;
  • по сюжетной картинке назвать слова из 1, 2, 3-х слогов. Предварительно дети называют предметы, изображённые на картинке;
  • придумать слово с определённым слогом в начале слова, конце слова, например, со слогом «ма»;
  • изменить порядок звуков в слове, назвать полученный слог. Читается слог, дети воспроизводят звуки слога в обратной последовательности;
  • работа с таблицами слогов. Показываются буквы в определённом порядке и даётся задание назвать слог;
  • составить из букв азбуки пары слогов, состоящих из одинаковых звуков: мо – ом, ша – аш.

3. Развитие фонематического анализа и синтеза

Учитывая различную сложность форм фонематического анализа и синтеза и последовательность овладения ими в онтогенезе, работу выстраиваю в следующей последовательности:

  1. Выделение (узнавание) звука на фоне слова, т.е. определение наличия звука в слове.
  2. Вычленение звука в начале и в конце слова. Определение первого и последнего звука в слове, а также его места.
  3. Определение последовательности, количества и места звуков по отношению к другим звукам.

При работе над развитием фонематического анализа и синтеза использую упражнения:

  • повторить только те слова, в которых есть заданный звук
  • показать картинки, в названии которых есть заданный звук, определить первый звук в словах типа ослик, утка, Аня, азбука, осы и т.д.;
  • найти в разрезной азбуке букву, соответствующую первому звуку слова, начинающегося с ударного слога;
  • подобрать слова, которые начинаются на гласный, а, о, у;
  • отобрать картинки, названия которых начинаются на ударные гласные (а, о, у);
  • игра в лото;
  • подобрать названия цветов, животных, птиц, посуды, овощей, фруктов и т.д., которые начинаются с заданного звука;
  • выбрать только те предметные картинки, названия которых начинаются с заданного звука;
  • назвать слова по сюжетной картинке, которые начинаются с данного звука;
  • изменить первый звук слова (гость – кость);
  • вписать первую букву в схему слова под картинкой;
  • отгадать загадку, назвать первый звук в отгадке;
  • составить слова различной звукослоговой структуры из букв разрезной азбуки;
  • подобрать слова, где заданный звук был бы на 1, 2, 3-ем месте;
  • выбрать из предложения слова с определённым количеством звуков
  • выбрать предметные картинки, в названии которых определённое количество звуков;
  • подобрать слова на каждый звук, составляющий исходное слово;
  • преобразовать слова;
  • придумать слова к графической схеме и др.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год