Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
 

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Если малыш не говорит. Рекомендации по развитию речи ребенка раннего возраста.
Развитие речи у детей
Автор: Некрасова Анна Александровна   
27.09.2024 23:44

Если малыш не говорит. Рекомендации по развитию речи ребенка раннего возраста.Если малыш не говорит. Рекомендации по развитию речи ребенка раннего возраста.

Ранний возраст- один из ключевых в жизни ребенкаи во многом определяет его будущее психологическое развитие.

В этом возрасте ребенок уже выбирает и называет предметы по цвету, форме, величине, складывает разрезную картинку. Также он уже умеет по издаваемому звуку назвать предметы вне поля зрения: лай собаки, шуршащая бумага. Ребенок уже может соблюдать правила игры, выполнять более сложные инструкции взрослого. Появляются первые навыки различного стиля общения со взрослыми и сверстниками. Дети к 3-м годам осознают свой пол, ориентируются в быту. Также к 3-м годам дети уверенно подпрыгивают на одной ноге.

 

В возрасте с двух лет до трех происходит бурное развитие речи. Ребенок способен понимать рассказы взрослых о событиях, которые не были пережиты им самим. Активный словарь интенсивно обогащается и к концу 3-го года достигает 1200−1500 слов. В него входят все части речи, кроме причастий и деепричастий. Ребенок говорит сложными фразами, иногда немного не согласованными. Легко воспроизводит стихи и песенки.

Однако часто родители сталкиваются с тем, что ребенок в этом возрасте говорит отдельными укороченными словами или совсем не говорит. Родителям необходимо знать, что нельзя пассивно ожидать, когда ребенок заговорит сам. Ученые убедительно доказали, что недостаток стимулирующего воздействия взрослых (родителей и специалистов) на малыша неизбежно приводит к необратимым последствиям.

Для развития речи ребенка необходимо:

  • Подражать звукам, интонированиям ребёнка. Пропевать их, повторять несколько раз с разными эмоциями и интонациями.
  • Откликаться на любое проявление общения ребенка: развернуться в его сторону, посмотреть в глаза, улыбнуться и т. д.
  • Петь для ребёнка, читать стихи во время режимных моментов (одевание, умывание, засыпание и т. д.)
  • Использовать в общении простые жесты, простые фразы, добившись сначала зрительного контакта с ребёнком.
  • Развивать артикуляционный аппарат с целью улучшения звукопроизношения: есть, грызть жёсткую еду; облизываться; пить и дуть через соломинку; строить рожицы, мимикой показывать разные эмоции.
  • Не поправлять ребёнка (в произношении, в построении фразы), а говорить «да» (знак того, что сообщение понято) и давать правильный вариант произнесения. Например: «Да. Маша хочет сок».
  • Играть в «повторялки» — повторять действия ребёнка. Использовать игрушки, включающиеся от громких звуков.
  • Оречевлять действия свои и ребёнка (речевое сопровождение взрослого). Говорить, спрашивать, отвечать за ребёнка, «думать вслух» над игровыми заданиями и др.
  • Смотреть семейные фотографии, рассказывать о них.
  • Давать право выбора (сначала из 2, потом из 3 вариантов): «Куда пойдём: направо или налево? Наденем синие или красные колготки?» можно отрабатывать знание направлений, цветов, форм, количества и т. д.
  • Играть в прятки (для развития самосознания, эмоционального общения, отработки предлогов). Искать вслух: «За шторой нет, под столом нет, возле окна нет…»
  • Купить куклу соответственно возрасту: с волосами, с разной одеждой, от 30 см до 50–60 см ростом. Вводить её в режимные моменты и проигрывать их: приготовили, покормили, оделись, погуляли, разделись, легли спать, позанимались и проч. Обязательно использовать сопровождающую речь взрослого. Проигрывать с куклами проблемные ситуации и их разрешение (кукла не умеет ходить на горшок, плохо засыпает, не хочет делиться и т. д.)
  • Развивать мелкую моторику: массировать пальчики, давать работать с мелким материалом: бусинки, крупа, мозаика и т. д. (только под присмотром взрослого!), есть руками небольшие кусочки овощей, фруктов, ягоды.
  • Обогащать запас впечатления ребёнка: поездки, гости, зоопарк, театры и т. д. Вспоминать разные пережитые ребенком события, планировать досуг.
  • Развивать продуктивные виды деятельности: лепку, аппликацию, рисование, конструирование.

Именно через совместную деятельность со взрослым ребенок раннего возраста обучается взаимодействовать с окружающим миром, устанавливать коммуникативные связи, что является залогом его успешной социализации в будущем.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 9 (371) выйдет
16 марта 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 8 (370) за 2025 год
Скачать Номер 7 (369) за 2025 год
Скачать Номер 6 (368) за 2025 год
Скачать Номер 5 (367) за 2025 год
Скачать Номер 4 (366) за 2025 год
Скачать Номер 3 (365) за 2025 год
Скачать Номер 2 (364) за 2025 год
Скачать Номер 1 (363) за 2025 год
Скачать Номер 46 (362) за 2024 год
Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год