Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Методическая разработка по воспитанию звуковой культуры речи детей первой младшей группы (из опыта работы)
Развитие речи у детей
Автор: Иконникова-Сараева Наталья Витальевна   
07.09.2024 21:12

Методическая разработка по воспитанию звуковой культуры речи детей первой младшей группы (из опыта работы)Методическая разработка по воспитанию звуковой культуры речи детей первой младшей группы (из опыта работы)

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ «ШКОЛА № 2075» ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Составила: воспитатель ГБОУ Школы №2075 ДО2 Иконникова-Сараева Наталья Витальевна Август 2023 Г.Москва.

Развитие речи – одно из важнейших направлений работы, которое обеспечивает своевременное развитие ребёнка третьего года жизни.

Своевременное и полноценное овладение речью является первым важнейшим условием становления у ребенка полноценной психики и дальнейшего правильного ее развития. Своевременное — значит начато с первых же дней после рождения ребенка; полноценное — значит достаточное по объему языкового материала побуждающее ребенка к овладению речью в полную меру его возможностей на каждой возрастной ступени. Внимание к развитию речи ребенка на первых возрастных ступенях особенно важно потому, что в это время интенсивно развивается мозг и формируется его функции. Функции центральной нервной системы легко поддаются тренировке именно в период их естественного формирования. Без тренировки развитие этих функций задерживается и даже может остановиться навсегда.

 

Для функции речетворчества таким периодом развития является первые три года жизни ребенка. Особое внимание в этот период необходимо уделить развитию звуковой культуре речи.

Приступая к этой работе, были поставлены следующие задачи:

  • развитие артикуляционного аппарата детей
  • развитие мелкой моторике рук у детей
  • развитие голосового аппарата.

Воспитание звуковой культуры речи занимает важное место в системе по обучению родному языку. Это особая речевая задача, которая почти полностью должна быть решена в дошкольном возрасте. Основная цель состоит в том, чтобы научить ребенка к пяти годам правильно произносить все звуки, правильно пользоваться голосовым аппаратом, говорить выразительно, не торопясь. Недостатки звуковой культуры речи неблагоприятно отражаются на личности ребенка: он становится замкнутым, резким, неусидчивым, у него падает любознательность. Может возникнуть умственное отставание, а в последствии и неуспеваемость в школе. Особенно важно чистое звукопроизношение, так как правильно слышимый и произносимый звук — основа обучения грамоте, правильной письменной речи.

Третий год жизни наиболее благоприятен для воспитания произносительной стороны речи: в два года ребенок легко усваивает многие звуки и закрепляет их в собственном произношении, учится пользоваться своим голосовым аппаратом; совершенствуется работа мышц языка, губ, нижней челюсти. Поэтому и воспитание звуковой культуры речи у ребенка данного возраста направлено на развитие слухового восприятия, на усвоение и закрепление правильного произношения звуков, которые формируются в процессе общего и речевого развития. Чтобы научить детей правильно произносить звуки, отчетливо и ясно выговаривать слова, правильно пользоваться голосовым аппаратом, прежде всего мы стараемся научить их слышать и слушать речь окружающих т.е. развивать слуховое восприятие.

Развитие слухового восприятия является важной предпосылкой для формирования звуковой стороны речи. Развивая слуховое восприятие, обращали внимание детей на то, что одни и те же звуки, звукосочетания, слова и фразы можно произносить громко и тихо, быстро и медленно. Для этого использовались упражнения на звукопроизношение: «Тик-так», «Тук-тук», «Покатаемся на лошадке», и упражнения для речедвигательного аппарата: «Заборчик», «Трубочка», «Часики». Эти упражнения использовались как на занятиях, так и в индивидуальной работе с детьми. Для тренировки слухового восприятия детям давались упражнения на звукоподражания с использованием игрушки: колокольчик, дудочка, погремушка, барабан. Например показывая петуха спрашиваем: «Кто это?», «А как он кричит?», «Покажи как кричит петушок» «Кукареку». Тут же используем потешку «Петя, Петя, Петушок…») Голосовой аппарат детей третьего года жизни еще недостаточно хорошо окреп. Дошкольники не всегда умеют правильно им пользоваться, часто говорят тихо илинаоборот крикливо, не умеют говорить шепотом, поэтому следующая задача, которая стоит перед нами научить детей пользоваться голосом с различной силой (говорить громко, умеренно, тихо).

В течение дня мы обращаем внимание на речь детей, добиваясь того, чтобы отвечая на вопрос или задавая их, малыши говорили достаточно громко. Развивая у детей голосовой аппарат, мы отмечаем похвалой даже самые незначительные успехи ребенка. Упражнения для развития речевого дыхания чаще всего проводим, как индивидуальную работу в подготовке к занятию. Например: сдувать со стола мелко нарезанные цветные бумажки, ватку дуть на шарики разного веса: пластмассовые, деревянные, резиновые (небольшого объема), дуть на игрушки из пластмассы, плавающие в тазике водой, надувать и пускать мыльные пузыри. Хорошо поставленное обеспечит правильное произношение звуков, речевое дыхание слитное плавное произношение слов и фраз. В первой младшей группе один-два раза в месяц мы проводим специальные занятия по воспитанию звуковой культуры речи. Кроме того два-три раза в месяц планируем упражнения на формирование звукопроизношения, слухового внимания и восприятия, развития дыхания. Эти упражнения составляют часть занятий по ознакомлению с окружающим миром, с художественной литературой. Длительность их 3-6 минут. Занятия с детьми проводятся в игровой форме, создаются специальные игровые ситуации с использованием наглядности. Игры стимулируют детей к подражанию, к самостоятельному высказыванию. Правильность и четкость произнесения звуков не всегда возможно проследить при групповых ответах, большой упор делается на индивидуальный подход на занятиях. При индивидуальных ответах проще контролировать правильность выполнения задания в нужных случаях помочь, поправить ребенка.

Совместная работа с родителями их посильная помощь улучшает и ускоряет конечный результат. Мы привлекаем наших родителей, проводя для них консультации на темы: «Учите детей правильно говорить», «Влияние мелкой моторики на развитие речи у детей». Для чего нужна мозаика», «Как правильно читать сказку с ребенком». Создана папка — передвижка «Наблюдаем — слушаем — произносим», где собран практический материал для использования его в условиях семьи. Для работы с детьми в условиях детского сада по развитию речи вместе с родителями изготовлены дидактические игры: «Подбери по цвету», «Найди маму», «Узнай и назови», «Найди такой же предмет», подобран иллюстративный материал к лексическим темам: посуда, машины, птицы, животные; иллюстрации к потешкам и сказкам.

Для развития мелкой моторики в группе имеется достаточное количество дидактического материала для самостоятельной деятельности детей: шнуровка, пирамидки, пазлы, мозаика. В результате проведенной работы улучшилось произношение у большинства детей, дети прислушиваются к требованиям взрослых.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 45 (361) выйдет
15 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год
Скачать Номер 32 (348) за 2024 год
Скачать Номер 31 (347) за 2024 год