Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Нормы развития речи старших дошкольников
Развитие речи у детей
Автор: Христофорова Светлана Сергеевна   
10.07.2024 23:54

Нормы развития речи старших дошкольниковНормы развития речи старших дошкольников

В прошлой статье мы говорили о речевом обследовании первоклассников и подробно рассматривали требования к словарному запасу. Сегодня осветим остальные критерии к речи, такие как правильный грамматический строй, звукопроизношение, развитый фонематический слух и связная речь, владение элементарными формами звукового анализа, от сформированности которых в дальнем будет зависеть успеваемость ребёнка по русскому языку

Грамматический строй.

 

К школьному возрасту ребёнок овладевает в основном всей сложной системой практической грамматики. Этот уровень практического владения языком является очень высоким, что позволяет ребёнку в школьном возрасте перейти к осознанию грамматических закономерностей при изучении русского языка. В устном общении дети стараются «обходить» трудные для них слова и выражения, но если поставить таких детей в условия, когда оказывается необходимым использовать те или иные слова и грамматические категории, пробелы в речевом развитии выступают достаточно отчётливо. Примеры ошибок в образовании множественного числа существительных: глаз – «глазы», кольцо – «кольцы», ухо – «ухи», стул – «стулы», дерево – «деревы». Примеры ошибок в образовании Родительного падежа множественного числа существительных: много «глазов, кольц, листьях, звёздов, утятов». Ошибки в образовании уменьшительно -ласкательной формы: гриб – «грибик», шар – «шарчонок», платье – «платьюшко», воробей – «воробьёнок», «воробейчик».

К этому возрасту практически заканчивается свободное использование морфологических элементов (словотворчество), т. к. ребёнок овладевает не только общими правилами грамматики, но и более частными правилами, системой «фильтров», накладываемой на использование общих правил. Ошибки подобного характера могут свидетельствовать о нарушении грамматического строя речи. Детское словотворчество является отражением сформированности одних и в то же время несформированности других языковых обобщений. Таким образом, к словотворчеству ребёнок прибегает тогда, когда не может найти нужную грамматическую форму.

Образование относительных прилагательных: кувшин из глины – «глиновый», по аналогии со словом «резиновый», варежки из шерсти – «шерстные», пенал из дерева – «деревной», стакан из стекла _ «стекловый».

Образование притяжательных прилагательных. Чья лапа? Неверные ответы: «лисячья», «лисиная», «лисициная», «от лисы» вместо «лисья». Чей хвост? «Зайчиков», «зайца» вместо «заячий» и т п. ошибки.

Согласование прилагательных с сушествительными в роде, числе, падеже. Примеры ошибок: Книги лежат на «большие» (больших) столах. Таня взяла «красный» (красные) ручки.

Согласование числительных с существительными: шесть «вагона», два «вагонов», три «медведем», пять «пальцем», двух «карандаши».

Использование предлогов. Ошибки заключаются в пропусках, заменах, недоговариваниях: «Мяч упал из полки», «Ездили магазин мамой и братом».

Предложно падежные отношения. Ошибки: под «стола», в «дому», заботится об «ёжика».

Игры для формирования правильного грамматического строя: «Скажи ласково», «Один – много», «Из чего сделано?» и др.

Звукопроизношение. К возрасту 7 лет ребёнок в норме должен правильно произносить все звуки речи. Учитель – логопед проверяет состояние строения артикуляционного аппарата, его подвижность и иннервацию.

Состояние фонематического слуха. Фонематический слух – тонкий систематизированный слух, обладающий способностью осуществлять операции различения и узнавания фонем, составляющих звуковую оболочку слова. Фонематическое восприятие – специальные умственные действия по дифференциации фонем и установлению звуковой структуры слова. К началу обучения в школе ребёнок должен уметь «слышать» звуки речи, не смешивая их между собой. Например, звонкие и глухие (т – д, п – б, с – з и др), твёрдые и мягкие (л — ль, д – дь, и т п.), свистящие и шипящие (с – ш, з – ж, сь – щ, ц – ч), сонорные (л — р, ль – й, ль – рь).

Упражнения для развития фонематического слуха:

  1. Хлопни в ладоши, если услышишь заданный звук.
  2. Придумай слова с заданным звуком.
  3. Назови животных, растения, игрушки, в которых есть заданный звук.
  4. Рассмотри картинку и найди предметы, в названии которых есть заданный звук.
  5. Внимательно правильно повтори за мной серию слогов: ба — па – ба, па – ба – па, ба – ба – па, па – ба – ба и др.

Недостаточное развитие фонематического слуха и восприятия приводит к тому, что у детей не формируется готовность к звуковому анализу и синтезу слов, что впоследствии не позволяет им успешно овладеть грамотой в школе без помощи логопеда.

К 7 годам дошкольник должен владеть простыми формами звукового анализа, т. е. уметь выделять звук из начала и конца слова. Логопед произносит слово и задаёт вопрос: — С чего начинается слово? Какой звук первый? – На что заканчивается слово? Какой звук последний? Речевой материал предлагается в следующей последовательности:

  1. Ударный гласный в начале слова (Аня, Оля, утка);
  2. Согласный звук в начале слова (мост, лист, заяц);
  3. Согласный звук в конце слова (дом, кот, суп);
  4. Гласный в конце слова под ударением (лиса, окно, кусты);
  5. Гласный в конце слова без ударения (руки, мышка и т.п.).

Обращаем внимание на то, что ребёнок не обязательно должен знать буквы, он должен называть именно звук, так как мы его произносим. Например, слово «мост» начинается со звука «м», а не «эм» или «мэ». Позднее ребёнок научится обозначать звуки буквами и овладеет сложными формами звукового анализа (какой звук второй, третий и т.д., между какими звуками заданный звук, какой следующий и т.д.). Очень важным является иметь развитый фонематический слух, уметь слышать звуки в потоке речи и определять их последовательность. Если на вопрос логопеда, какой звук последний, ребёнок «теряет» его, то это предпосылки к тому, что и на письме будут пропуски и недописывания. Например, в слове «окно» ребёнок последним назвал звук «н» или «к», то впоследствии он напишет «окн» с уверенностью, что написал слово целиком. Владение звуковым анализом является основным фундаментом в обучении грамоте. С целью развития звукового и слогового синтеза можно рекомендовать следующие упражнения:

  1. Назвать целиком слово, произнесённое по слогам, с паузой между ними. При этом интервалы между слогами постепенно увеличиваются: ку-ры, ма-ши-на и т. д.;
  2. Назвать слово целиком, произнесённое по звукам с паузой между ними: с-о-м, м-у-х-а и др.;
  3. Добавить недостающие слоги в словах: поми_, колоколь_, _ребёнок, о_ванчик и т.п.;
  4. Изменить первый звук слова так, чтобы получилось другое слово: кошка-мошка-ложка-ножка и т.п.

На протяжении дошкольного периода постепенно формируется контекстная речь, т. е. отвлечённая, обобщённая, лишённая наглядной опоры. Контекстная речь появляется сначала при пересказе ребёнком сказок, рассказов, затем при описании каких-либо событий из его личного опыта, его переживаний и впечатлений. Уже к 6 годам ребёнок должен владеть правильной связной речью. Уметь составить рассказ по картинке, по серии сюжетных картин, пересказать текст.

Таким образом, развитие речи – это та основа, от которой зависит развитие интеллекта в целом. Ребёнок, с богатым словарным запасом, правильным грамматическим строем и звукопроизношением, с развитым фонематическим слухом и связной речью, имеет отличные предпосылки к успешному овладению программы по русскому языку.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 33 (349) выйдет
6 сентября 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 32 (348) за 2024 год
Скачать Номер 31 (347) за 2024 год
Скачать Номер 30 (346) за 2024 год
Скачать Номер 29 (345) за 2024 год
Скачать Номер 28 (344) за 2024 год
Скачать Номер 27 (343) за 2024 год
Скачать Номер 26 (342) за 2024 год
Скачать Номер 25 (341) за 2024 год
Скачать Номер 24 (340) за 2024 год
Скачать Номер 23 (339) за 2024 год
Скачать Номер 22 (338) за 2024 год
Скачать Номер 21 (337) за 2024 год
Скачать Номер 20 (336) за 2024 год