Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Мастер-класс для молодых педагогов «Игровые педагогические технологии для развития речи дошкольников».
Развитие речи у детей
Автор: Мальцева Ольга Сергеевна Пищулина Светлана Сергеевна Александрова Ирина Александровна   
24.02.2025 17:21

Мастер-класс для молодых педагогов «Игровые педагогические технологии для развития речи дошкольников».Мастер-класс для молодых педагогов «Игровые педагогические технологии для развития речи дошкольников».

Учитель – логопед и учитель- дефектолог встречает встречают педагогов в зале.

Организационный момент (3 минуты)

Добрый день, уважаемые коллеги. Прежде, чем мы начнем мастер – класс, поиграем в игру «Он и она».

Повнимательней, друзья.

Я начну, вы продолжайте,

 Скачать конспект

Хором, быстро отвечайте.

Он слон – она …

Он лось – она …

Он кот – она …

- Ну, конечно это кошка, ну ошиблись вы немножко, так сыграем еще раз, обыграть хочу я вас.

Он морж – она …

Он заяц – она …

Он бык – она …

- Ну, конечно же корова, поиграйте теперь снова.

Он тигр – она …

Он осел – она …

Он баран – она …

- Ну вот, немножко отдохнули, расслабились.

Сегодня нам бы хотелось поговорить с вами о совершенствовании приёмов и методов в речевом развитии детей.

Девиз нашего мастер-класса: Послушай — и ты узнаешь, посмотри – и ты поймёшь,

сделай — и ты научишься!

Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности” — так сказал В. А. Сухомлинский.

Одна из самых актуальных проблем, стоящих перед современным обществом – увеличение детей с различными нарушениями речи. Известно, что ведущая деятельность в дошкольном возрасте-это игра.

Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приёмов организации педагогического процесса.

Сегодня мы расскажем вам, как организовать игровую деятельность детей. Итак…

Крикните громко и хором, друзья,

Помочь откажетесь мне? (нет или да)

Деток вы любите? Да или нет?

Пришли вы на мастер-класс,

Сил совсем нет,

Вам лекции хочется слушать здесь? (Нет)

Я вас понимаю…

Как быть господа?

Проблемы детей решать нужно нам? (Да)

Дайте мне тогда ответ

Помочь откажетесь мне? (Нет)

Итак, по сигналу колокольчика мы превращаемся с вами в детей!

(звон колокольчика)

А поедем мы на автобусе. Проходите, присаживайтесь. (В стороне стоят стулья – имитация автобуса) и повторяем движения за мной!

Музыкальное задание: Железновы «Вот мы в автобусе сидим».

Приехали Остановка «Игровая»

Установить контакт с детьми и стимулировать речевую активность ребёнка помогают:

  • Игрушки.

Игра с собачкой

Гав-гав! Кто там?

Это песик в гости к нам.

Мы собачку приглашаем

С нею дружно поиграем.

Собачка "здоровается" с каждым малышом, а малыш произносит своё имя;

Собачка "просит" детей показать глазки, носик, ручки, похлопать в ладоши, "спрятаться" (закрыть ладошками глазки) и т.д.

  • Потешки.

Потешки доставляет малышам радость. Они с удовольствием вслушиваются в звучание народной речи, улавливают стихотворный ритм. Чтение потешки создает благоприятные условия для эмоционального контакта с детьми. Они затихают, улыбаются, просят читать еще. Особенно радует ребенка, когда педагог, читая текст, называет его имя.

Киска, киска, киска, брысь!

На дорожку не садись:

Наша деточка (Танечка, Сашенька, Оленька...) пойдёт,

Через киску упадёт.

  • *****

Ой, качи, качи, качи,

К нам приедут торгачи

Станут детку покупать,

Мы не будем продавать.

Детку (Петю, Таню, Олю...) мы не отдадим,

Детка (Петя, Таня, Оля...) нам нужна самим.

  • *********

Водичка, водичка!

Умой (Кате, Диме...) личико!

  • *********

Чики, чики, чикалочки,

Едет Ваня (Саша, Петя...) на палочке,

А Дуня (Катя, Маша...) в тележке

Щёлкает орешки.

  • ********

Катя, Катя маленька

Катенька удаленька,

Пройди по дороженьке,

Топни, Катя, ноженькой!

В это же время мы начинаем работу по развитию артикуляционной, мелкой моторики, развитием навыков звукоразличения, над правильным дыханием.

Технология развития артикуляционной моторики.

Артикуляционная гимнастика в этот период проводится со всеми детьми без зеркал и направлена на развитие подвижности языка, губ, щёк, нижней челюсти. Выполняются динамические упражнения: «Лошадка скачет», «Качели», «Мышка бежит», «Часики», «Пошлёпать язычок», «Лопающиеся пузырьки» и некоторые статические: «Иголочка», «Трубочка», «Блинчик». (Используются картинки и игрушки).

Развитию артикуляционной моторики так же способствуют упражнения на звукоподражания.

В игровой форме учим детей четко произносить звукоподражания так, чтобы все звуки были ясно слышны. Это дает нагрузку губам, языку, щекам, гортани, а, кроме того, в работу включаются и легкие, и диафрагма, и правильное дыхание.

  • А – а!

Пошире рот открой,

Не ленись и громче пой!

А – а…!

Поём и я, и ты,

Упражнения просты:

А – а…!

  • У – у! – сказала, ежась, Зина.

Ну, зимой и холодина!

У – у!

Вторят волки ей в лесу,

Они воют громко: «у – у – у!»

  • О – о – о!

Округли красиво губы,

Разомкни немного зубы:

О – о – о!

  • Вот гогочут громко гуси

В огороде у бабуси: га – га – га, га – га – га!

  • «И – го – го!» — заржали пони,

Им в конюшне вторят кони:

«И – го – го, и – го – го!

Мы несемся: о – го – го!»

  • «Муууу, молока кому?»
  • «Ко – ко – ко, не ходите далеко!»

Технология формирования навыков звукоразличения.

Различение звуков, издаваемых за ширмой: колокольчик, резиновая игрушка, погремушка, счётные палочки, шуршание бумаги и т.д.

Прежде чем издавать звуки за ширмой, мы знакомим детей с тем, какой предмет или игрушка как звучит.

Цель: развитие слухового внимания.

Технология формирования правильного дыхания.

1. Дутьё на кораблики (листики, лепестки цветов), плавающие в воде.

Я кораблик смастерил, Я подую на кораблик,

По воде его пустил. Чтоб поплыл он по воде,

Ты плыви, кораблик мой, Чтоб загадки, игры, сказки

А потом вернись домой! Он привёз нам поскорей!

Р. Бикметова

2. Дутьё на паутинки.

Пау – пау – паучок,

Паутиновый бочок,

Паучок то вверх, то вниз ползёт,

Паутинку он плетёт.

Паутинка так тонка –

Улетит от ветерка

Цель данных упражнений: развитие длительного плавного выдоха

3. «Приятный запах» (понюхать цветочки).

Я понюхаю цветочек -

Как он пахнет хорошо,

Подарю цветочек маме

И порадую её

Постепенно учим деток плавно, медленно набирать воздух через нос не поднимать при этом плечи.

Цель: развитие глубокого вдоха.

Технология развития мелкой моторики. Пальчиковые игры.

Игры с прищепками.

Бельевой прищепкой поочередно «Кусаем» ногтевые фаланги (от указательного пальца к мизинцу и обратно, на ударные слоги стиха). После первого двустишья – смена рук.

«Котенок-глупыш».

Кусается сильно котенок-глупыш,

2 3 4 5

Он думает: это не палец, а мышь (смена рук).

5 4 3 2

Но я же играю с тобою, малыш,

2 3 4 5

А будешь кусаться – скажу тебе: «Кыш!»

5 4 3 2

Цель: массаж или самомассаж подушечек пальцев.

Игра «Веселые платочки» (текст И. Грантовской)

Для игры необходима яркая коробка с отверстиями. Помещаем в коробку шелковые платочки, просунув их кончики в прорези – отверстия. Количество платочков должно соответствовать количеству детей. Обращаем внимание детей на коробку и предлагаем каждому ребенку потянуть за один из кончиков. Когда ребенок достанет платочек, хвалим его, радуемся вместе с ним. Предлагаем поиграть с платочками. Дети стоят «стойкой», держа в руке по платочку. Поём и выполняем движения. Дети наблюдают, по желанию повторяют.

- Вот платочки хороши!

(стоя на месте и протянув вперед руку, размахивает платочком)

Мы попляшем, малыши.

Ты, платочек, покружись,

(кружится держа платочек в поднятой руке)

Всем ребятам покажись.

Я платочком помашу

(взмахивает платочком, стоя на месте)

И с платочком попляшу.

Ты, платочек, покружись,

(кружится)

Всем ребятам покажись.

Нет платочков, ай – ай- ай.

(прячет платок за спину, поворачивая голову вправо- влево)

Где платочки, угадай?

Ты, платочек, покружись.

Всем ребятам покажись.

Вот платочки хороши!

Цель: обучать детей действовать с предметами ближайшего окружения и игрушками.

Затем малыши садятся на ковёр, кладут платочки рядом, просим собрать одной ладошкой платочек, чтобы он весь уместился в кулачке:

Соберём мы платочки в мягкие комочки.

Цель: развитие мелкой моторики рук.

Приехали. Остановка «Искалкино»

(На столах разложены по четыре картинки, с изображением разных предметов)

Проходите, присаживайтесь за столы.

Из 4 слов найдите лишнее, которое отличается начальным звуком от остальных слов:

  1. стол: слон — стол — сумка — карандаш
  2. стол: книга — кошка — портфель — компас
  3. стол: обруч — тетрадь — ослик — облако
  4. стол: утка — улитка — ухо — собака
  5. стол: лук — лиса — рак – ландыш

Какие вы молодцы!

Уважаемые коллеги, как вы считаете, какие игры самые полезные, универсальные?

Предполагаемые ответы:

Все игры полезны и нужны в работе педагога

Cистематическое, многоплановое использование словесных игр, для детей, способствует эффективности речевому развитию.

Словесная игра создаёт условия для активности всех играющих,

  • «Съедобное – несъедобное»
  • «Скажи наоборот»
  • «Кто где живёт?»
  • «Узнай на вкус»
  • «С какого дерева лист?»
  • «Узнай по голосу животного»
  • «Угадай, про кого расскажу»
  • «Что сначала, что потом»
  • «Угадай, что в мешочке»
  • «Доскажи словечко»
  • «Угадай по запаху»
  • «Когда это бывает?»
  • «Чей хвост?»
  • «Четвертый лишний»

Разминка для ума — Блиц-вопросы.

Отвечаем быстро. – Кто на себе дом носит? (улитка)

– Не птичка, а с крыльями. (бабочка)

– У какого зверя куст на голове? (лось)

– Кто шляпу носит, а здороваться не умеет? (гриб)

– Куда исчезают насекомые с наступлением зимы?

– Чем отличаются хищные птицы от других пернатых? (Очень зоркие глаза, клюв крючком, острые когти)

– Для чего на водоёмах зимой делают проруби. (Рыбам не хватает воздуха, чтобы дышать)

– Перечислите хвойные деревья. (Сосна, ель, кедр, лиственница, пихта)

– Какие животные впадают в спячку? (Барсук, медведь, ёж, суслик, хомяк.)

– Какие животные меняют на зиму окраску. (Заяц, белка)

– Какая птица не вьёт гнезда и не выводит птенцов? (Кукушка)

– Какую птицу называют “лесным доктором? (Дятел).

– Какое животное называют “кораблём пустыни” (Верблюд)

Шуточная игра «Концовки обманки». Я зачитываю стишок, а вы быстро отвечаете:

  1. Знает девочка любая, что морковка …… (голубая, оранжевая).
  2. Белым снегом все одето, значит, наступает … (лето, зима).
  3. Ночью каждое оконце слабо освещает … (солнце, луна).
  4. Облетели листья с клена, стал он к осени … (зеленый, голый).
  5. Под деревом четыре льва, один ушел, осталось … (два, три).
  6. Мышь считает дырки в сыре, три плюс два равно … (четыре, пять).
  7. По сосне, как в барабан, застучал в лесу … (баран, дятел).
  8. На заборе поутру, кукарекал … (кенгуру, петух).
  9. Лишь только свет дневной потух, заухал в темноте … (петух, филин).
  10. С пальмы вниз, на пальму снова, ловко прыгает … (корова, обезьяна).
  11. На болоте во весь дух, громко квакает … (петух, лягушка).
  12. Слышала вся улица, как мычала … (курица, корова).

Рефлексия

«Дерево творчества».

По окончании мастер-класса педагогам предлагается прикрепить на

деревелистья, цветы, плоды (вырезанные из бумаги)

Плоды –мастер-класс прошёл п полезно, плодотворно;

Цветок – довольно неплохо;

Листики – не совсем удовлетворён днём.

Подготовили учителя-логопед: Мальцева О.С., учитель- логопед: Пищулина С.С.;

Учитель-дефектолог: Александрова И.А.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 8 (370) выйдет
8 марта 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 7 (369) за 2025 год
Скачать Номер 6 (368) за 2025 год
Скачать Номер 5 (367) за 2025 год
Скачать Номер 4 (366) за 2025 год
Скачать Номер 3 (365) за 2025 год
Скачать Номер 2 (364) за 2025 год
Скачать Номер 1 (363) за 2025 год
Скачать Номер 46 (362) за 2024 год
Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год