Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
 

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

«Обучающие игры и игровые технологии как средство развития речевой сферы дошкольников»
Развитие речи у детей
Автор: Толстопятова Олеся Александровна   
21.06.2024 22:07

«Обучающие игры и игровые технологии как средство развития речевой сферы дошкольников»«Обучающие игры и игровые технологии как средство развития речевой сферы дошкольников»

Работу выполнила воспитатель МАДОУ «Едэйко» ЯНАО г. Лабытнанги

Воспитатель: Толстопятова Олеся Александровна (высшая категория)

Требования ФГОС ДО — для нас основные ориентиры. Полноценная реализация цели — формирование к завершению дошкольного возраста универсального общения ребенка с людьми, которые его окружают. Дошкольник старшего возраста должен без затруднений разговаривать с разными по возрасту, социальному положению, полу, представителями общества.

Современные дети живут в мощном потоке информации. Ушли в прошлое фильмоскопы. На смену пришли телевизоры, компьютеры, планшеты, телефоны вместо живой бабушкиной сказки – музыкальные игрушки, книжки, звуковые колонки и др.. Огромный речевой поток омывает пытливые головы детей: одни с этим справляются, у других непомерный груз информации тормозит не только речевое, но и общее развитие. Эта негативная тенденция, к сожалению, постоянно растет. Увеличивается количество детей с нарушениями речи, с задержкой речевого развития. А речь, как мы знаем, один из наиболее главных факторов и стимулов развития ребенка в целом. Проблема речевого развития детей дошкольного возраста на сегодняшний день особенно актуальна, т.к. процент дошкольников с различными речевыми нарушениями остается стабильно высоким. Дети испытывают трудности в звукопроизношении, имеют скудный словарный запас и не умеют строить связные высказывания. В речи детей нет образных выражений, мало прилагательных слов. Да что говорить, они просто не умеют общаться!

 

Работая с современными детьми и замечая такую распространённую проблему в речи детей я, как неравнодушный воспитатель решила подробнее изучить и апробировать на своих сверстниках тему «Обучающие игры и игровые технологии как средство развития речевой сферы дошкольника». Считаю эту тему актуальной, так как проблема речевого развития у современных детей есть и будет.

Использование игровых технологий в нашем детском саду на всех этапах педагогического процесса решает проблемы снижения речевой активности детей, её низкую коммуникативную направленность. Ребёнок наиболее ярко проявляет себя в речи в игре и через игру. Между речью и игрой существует взаимосвязь: с одной стороны, речь развивается и активизируется в игре, а с другой стороны сама игра развивается под влиянием развития речи. В игре дети естественным образом учатся связно, последовательно и логично излагать свои мысли, преодолевая барьер стеснения из-за неправильной речи.

Такие игровые технологии как пальчиковые игры, подвижные, малоподвижные, дидактические, сюжетно – ролевые, настольно – печатные и многие другие, используются я так думаю во всех садах и наш не исключение. Эти игры привычны для детей — развивают речь и учат общаться друг с другом. Ведь игра всё еще остаётся ведущей деятельностью.

Чем еще заинтересовать детей, чтобы было полезно и интересно? Ведь удивить детей, сейчас очень сложно!

Свой проект я решила начать с выявления проблемы речевого развития у детей своей старшей группы. Итог…

  • Неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение.
  • Бедность речи. Недостаточный словарный запас.
  • Замусоривание речи сленговыми словами (результат просмотров телевизионных передач), употребление нелитературных слов и выражений.
  • Бедная диалогическая речь.
  • Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов.
  • Отсутствие навыков культуры речи.
  • Плохая дикция.

Вывод — уровень речевого развития у детей охарактеризовала как неудовлетворительный.

Речевые нарушения затрудняют общение, отрицательно влияют на мыслительную деятельность, ведут к изменениям в эмоциональной сфере ребенка, ограничивают овладение понятийными значениями и речевыми образцами.

Цель: Исходя, из этого была поставлена цель: создать максимально благоприятные условия для речевого развития детей посредством современных игровых технологий.

Задачи:

  • Изучить теоретические основы и практическую значимость игровых технологий в направлении речевое развитие;
  • Осуществить поиск и отбор нетрадиционных форм образовательной деятельности с детьми, с использованием игровых технологий;
  • Адаптировать к детям систему методов и приемов игровой технологии;
  • Определить тематику, место и время их применения в образовательном процессе и внести в перспективное планирование;
  • Создать мобильную, развивающую предметно-пространственную среду для специально организованной образовательной деятельности в Центре речевого развития и самостоятельной деятельности.

Вовлечь детей в активную речевую деятельность возможно только через интерес к чему-то новому, необычному. Именно по этой причине за основу идеи мною было взято оформление речевого материала в виде Лэпбука. Это сравнительно новое средство обучения, представляет собой одну из разновидностей метода проектов. Лэпбук может быть ввиде книги, папки – передвижки, гармошки и др. Мобильное решение для современных детей. Всё в одном месте! Ставь, куда удобно играй и развивайся!

Ребенок (или группа детей), взяв в руки такую папку или книгу, выполняет задания, рассматривает картинки, разбирает схемы, тем самым в лёгкой и непринужденной форме расширяет свои знания по определенной теме, учиться общаться, выражать свои мысли.

Объединяя обучение и воспитание в целостный образовательный процесс, лэпбук дает возможность педагогу построить деятельность на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, создать условия, при которых сам ребенок становится активен в выборе содержания своего образования.

Ребенок дошкольного возраста неутомимый исследователь, который хочет все знать, все понять, во всем разобраться, у него своеобразное, особое видение окружающего мира, он смотрит вокруг на происходящее с восторгом и удивлением и открывает для себя чудесный мир, где много интересных предметов и вещей, событий и явлений, так много тайного и неосознанного.

В контексте реализации нашего проекта, важное значение имеет тот факт, что внедрение Лэпбука открывает принципиально новые возможности для детей, он интересен и полезен тем, что его делают совместно взрослые и дети.

Проект планируется реализовать на базе МАДОУ «Едэйко» в старшей группе, реализующего ФГОС ДО;

Проект ориентирован на воспитанников ДОУ и воспитателя.

На протяжении нескольких лет я увлекаюсь скрапбукингом и аппликацией. При такой увлечённости, мне не составило труда заинтересовать в его создании своих воспитанников.

Свой проект мы создавали в несколько этапов:

  1. Изучили материал по данному направлению – Какие бывают Лэпбуки?, Как их изготавливают? Какой материал нам понадобится?
  2. Нарисовали макет нашей будущей книги.
  3. Выбрали и определили, какой материал мы будем использовать для создания Лэпбука.
  4. Подобрали игры по развитию речи, учитывая индивидуальные особенности детей старшего возраста.
  5. Приступили к изготовлению Лэпбука по плану.

Конечно, в изготовлении игр я учитывала пожелание детей, но и подбирала такие, которые будут в дальнейшем помогать в решении главной задачи – развития речевой сферы дошкольника.

При создании нашего проекта были риски:

  • ограниченность во времени, так как дети старшей группы помимо занятий имеют еще дополнительные секции и кружки

- само изготовление Лэпбука занимает много места и пространства, что могло бы помешать образовательному процессу.

Поэтому, создание проекта Лэпбук мы поделили на несколько частей:

  1. С 1го октября по 1 ноября – познакомились с самим Лэпбуком через источники интернета, презентации, нарисовали макет, подобрали необходимый материал;
  2. С 1го февраля по 15 марта – приступили непосредственно к созданию Лэпбука:
  • по нашему макету мы воспроизвели наш будущий Лэпбук. Он получился в виде настольной папки. Сделали сам каркас. Разместили кармашки

- подобрали игры, сделали их более прочными с помощью ламинатора, вырезали.

- разместили по кармашка.

НашЛэпбук готов! Включила работу с Лэпбуком в свободную деятельность детей.

Вывод: В результате систематического использования игрового пособия Лэпбук, направленного на развитие речи, был расширен словарный запас у детей. Появился интерес к слову, к речи, расширился кругозор. Дети стали лучше общаться друг с другом, обсуждая заслуги и успехи в играх.

В следующем году запланировано усложнить игры с учётом возраста детей. Так как это пособие мобильное, игры можно менять, заменяя их на более современные и усложнённые.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 9 (371) выйдет
16 марта 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 8 (370) за 2025 год
Скачать Номер 7 (369) за 2025 год
Скачать Номер 6 (368) за 2025 год
Скачать Номер 5 (367) за 2025 год
Скачать Номер 4 (366) за 2025 год
Скачать Номер 3 (365) за 2025 год
Скачать Номер 2 (364) за 2025 год
Скачать Номер 1 (363) за 2025 год
Скачать Номер 46 (362) за 2024 год
Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год