Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

«Обучающие игры и игровые технологии как средство развития речевой сферы дошкольников»
Развитие речи у детей
Автор: Толстопятова Олеся Александровна   
21.06.2024 22:07

«Обучающие игры и игровые технологии как средство развития речевой сферы дошкольников»«Обучающие игры и игровые технологии как средство развития речевой сферы дошкольников»

Работу выполнила воспитатель МАДОУ «Едэйко» ЯНАО г. Лабытнанги

Воспитатель: Толстопятова Олеся Александровна (высшая категория)

Требования ФГОС ДО — для нас основные ориентиры. Полноценная реализация цели — формирование к завершению дошкольного возраста универсального общения ребенка с людьми, которые его окружают. Дошкольник старшего возраста должен без затруднений разговаривать с разными по возрасту, социальному положению, полу, представителями общества.

Современные дети живут в мощном потоке информации. Ушли в прошлое фильмоскопы. На смену пришли телевизоры, компьютеры, планшеты, телефоны вместо живой бабушкиной сказки – музыкальные игрушки, книжки, звуковые колонки и др.. Огромный речевой поток омывает пытливые головы детей: одни с этим справляются, у других непомерный груз информации тормозит не только речевое, но и общее развитие. Эта негативная тенденция, к сожалению, постоянно растет. Увеличивается количество детей с нарушениями речи, с задержкой речевого развития. А речь, как мы знаем, один из наиболее главных факторов и стимулов развития ребенка в целом. Проблема речевого развития детей дошкольного возраста на сегодняшний день особенно актуальна, т.к. процент дошкольников с различными речевыми нарушениями остается стабильно высоким. Дети испытывают трудности в звукопроизношении, имеют скудный словарный запас и не умеют строить связные высказывания. В речи детей нет образных выражений, мало прилагательных слов. Да что говорить, они просто не умеют общаться!

 

Работая с современными детьми и замечая такую распространённую проблему в речи детей я, как неравнодушный воспитатель решила подробнее изучить и апробировать на своих сверстниках тему «Обучающие игры и игровые технологии как средство развития речевой сферы дошкольника». Считаю эту тему актуальной, так как проблема речевого развития у современных детей есть и будет.

Использование игровых технологий в нашем детском саду на всех этапах педагогического процесса решает проблемы снижения речевой активности детей, её низкую коммуникативную направленность. Ребёнок наиболее ярко проявляет себя в речи в игре и через игру. Между речью и игрой существует взаимосвязь: с одной стороны, речь развивается и активизируется в игре, а с другой стороны сама игра развивается под влиянием развития речи. В игре дети естественным образом учатся связно, последовательно и логично излагать свои мысли, преодолевая барьер стеснения из-за неправильной речи.

Такие игровые технологии как пальчиковые игры, подвижные, малоподвижные, дидактические, сюжетно – ролевые, настольно – печатные и многие другие, используются я так думаю во всех садах и наш не исключение. Эти игры привычны для детей — развивают речь и учат общаться друг с другом. Ведь игра всё еще остаётся ведущей деятельностью.

Чем еще заинтересовать детей, чтобы было полезно и интересно? Ведь удивить детей, сейчас очень сложно!

Свой проект я решила начать с выявления проблемы речевого развития у детей своей старшей группы. Итог…

  • Неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение.
  • Бедность речи. Недостаточный словарный запас.
  • Замусоривание речи сленговыми словами (результат просмотров телевизионных передач), употребление нелитературных слов и выражений.
  • Бедная диалогическая речь.
  • Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов.
  • Отсутствие навыков культуры речи.
  • Плохая дикция.

Вывод — уровень речевого развития у детей охарактеризовала как неудовлетворительный.

Речевые нарушения затрудняют общение, отрицательно влияют на мыслительную деятельность, ведут к изменениям в эмоциональной сфере ребенка, ограничивают овладение понятийными значениями и речевыми образцами.

Цель: Исходя, из этого была поставлена цель: создать максимально благоприятные условия для речевого развития детей посредством современных игровых технологий.

Задачи:

  • Изучить теоретические основы и практическую значимость игровых технологий в направлении речевое развитие;
  • Осуществить поиск и отбор нетрадиционных форм образовательной деятельности с детьми, с использованием игровых технологий;
  • Адаптировать к детям систему методов и приемов игровой технологии;
  • Определить тематику, место и время их применения в образовательном процессе и внести в перспективное планирование;
  • Создать мобильную, развивающую предметно-пространственную среду для специально организованной образовательной деятельности в Центре речевого развития и самостоятельной деятельности.

Вовлечь детей в активную речевую деятельность возможно только через интерес к чему-то новому, необычному. Именно по этой причине за основу идеи мною было взято оформление речевого материала в виде Лэпбука. Это сравнительно новое средство обучения, представляет собой одну из разновидностей метода проектов. Лэпбук может быть ввиде книги, папки – передвижки, гармошки и др. Мобильное решение для современных детей. Всё в одном месте! Ставь, куда удобно играй и развивайся!

Ребенок (или группа детей), взяв в руки такую папку или книгу, выполняет задания, рассматривает картинки, разбирает схемы, тем самым в лёгкой и непринужденной форме расширяет свои знания по определенной теме, учиться общаться, выражать свои мысли.

Объединяя обучение и воспитание в целостный образовательный процесс, лэпбук дает возможность педагогу построить деятельность на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, создать условия, при которых сам ребенок становится активен в выборе содержания своего образования.

Ребенок дошкольного возраста неутомимый исследователь, который хочет все знать, все понять, во всем разобраться, у него своеобразное, особое видение окружающего мира, он смотрит вокруг на происходящее с восторгом и удивлением и открывает для себя чудесный мир, где много интересных предметов и вещей, событий и явлений, так много тайного и неосознанного.

В контексте реализации нашего проекта, важное значение имеет тот факт, что внедрение Лэпбука открывает принципиально новые возможности для детей, он интересен и полезен тем, что его делают совместно взрослые и дети.

Проект планируется реализовать на базе МАДОУ «Едэйко» в старшей группе, реализующего ФГОС ДО;

Проект ориентирован на воспитанников ДОУ и воспитателя.

На протяжении нескольких лет я увлекаюсь скрапбукингом и аппликацией. При такой увлечённости, мне не составило труда заинтересовать в его создании своих воспитанников.

Свой проект мы создавали в несколько этапов:

  1. Изучили материал по данному направлению – Какие бывают Лэпбуки?, Как их изготавливают? Какой материал нам понадобится?
  2. Нарисовали макет нашей будущей книги.
  3. Выбрали и определили, какой материал мы будем использовать для создания Лэпбука.
  4. Подобрали игры по развитию речи, учитывая индивидуальные особенности детей старшего возраста.
  5. Приступили к изготовлению Лэпбука по плану.

Конечно, в изготовлении игр я учитывала пожелание детей, но и подбирала такие, которые будут в дальнейшем помогать в решении главной задачи – развития речевой сферы дошкольника.

При создании нашего проекта были риски:

  • ограниченность во времени, так как дети старшей группы помимо занятий имеют еще дополнительные секции и кружки

- само изготовление Лэпбука занимает много места и пространства, что могло бы помешать образовательному процессу.

Поэтому, создание проекта Лэпбук мы поделили на несколько частей:

  1. С 1го октября по 1 ноября – познакомились с самим Лэпбуком через источники интернета, презентации, нарисовали макет, подобрали необходимый материал;
  2. С 1го февраля по 15 марта – приступили непосредственно к созданию Лэпбука:
  • по нашему макету мы воспроизвели наш будущий Лэпбук. Он получился в виде настольной папки. Сделали сам каркас. Разместили кармашки

- подобрали игры, сделали их более прочными с помощью ламинатора, вырезали.

- разместили по кармашка.

НашЛэпбук готов! Включила работу с Лэпбуком в свободную деятельность детей.

Вывод: В результате систематического использования игрового пособия Лэпбук, направленного на развитие речи, был расширен словарный запас у детей. Появился интерес к слову, к речи, расширился кругозор. Дети стали лучше общаться друг с другом, обсуждая заслуги и успехи в играх.

В следующем году запланировано усложнить игры с учётом возраста детей. Так как это пособие мобильное, игры можно менять, заменяя их на более современные и усложнённые.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год