Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Режимный момент «Умная прогулка» на территории ДОО для развития связной монологической речи дошкольников.
Развитие речи у детей
Автор: Базарова Светлана Александровна   
05.05.2024 08:48

Режимный момент «Умная прогулка» на территории ДОО для развития связной монологической речи дошкольников.Режимный момент «Умная прогулка» на территории ДОО для развития связной монологической речи дошкольников.

Современное дошкольное образование невозможно без поиска новых эффективных технологий развития дошкольников.

В своей работе мы постоянно сталкиваемся с тем, что воспитанники все чаще имеют нарушения в звукопроизношении, скудный словарный запас. Сложности вызывает даже описание в нескольких словах своих впечатлений и ощущений. В связи с этим, в нашем районе и в том числе на базе нашего детского сада реализуется региональный проект «Создание коворкинг-лаборатории в дошкольных образовательных учреждениях для развития связной монологической речи детей дошкольного возраста».

«Коворкинг – лаборатория» нашего детского сада оснащена следующими зонами активности:

Три базовые коворкинг-зоны в здании детского сада:

  • зона «Поляна Фантазий»
  • логическая зона «Фантазийная мнемотехника»
  • зона «Сенсорные коробочки».

«Умные прогулки» на территории детского сада.

 

Наряду, с задачами по созданию трех коворкинг-зон в здании детского сада, в рамках реализации проекта, стоит такая задача, как организация активной речевой деятельности на территории ДОУ. А именно, включение речевых этюдов в режимный момент «прогулка».

Почему именно прогулка? Прогулка в жизни ребенка занимает важное место. Во время прогулки происходит познание окружающего мира, умственное развитие, общение детей друг с другом. Прогулки в детском саду проводятся независимо от времени года, их продолжительность составляет не мене трех часов в день, соответственно появляется хорошая возможность для работы по развитию речи ребёнка.

Решая данную задачу, были изучены теоретические подходы к развитию творческой деятельности, методы и приемы развития словесного творчества Н. В. Тимофеевой; исследования творческой игры в процессе фантазирования М. В. Губановой, а так же других авторов.

Мы создали рабочую группу педагогов для разработки методического материала игровых заданий «Умная прогулка», направленных на развитие связной речи у старших дошкольников. В результате чего, был разработан методический материал игровых минуток, которые проводятся во время ежедневных прогулок на территории детского сада, составлен регламент и тематический план проведения прогулок. Разработанные задания включены в календарно-тематическое планирование воспитателей.

«Умным прогулкам» отводится 10 – 15 минут от общего времени нахождения детей на прогулке. Воспитатель предлагает детям игровое задание в соответствии с темой и технологической картой, дает необходимую инструкцию по выполнению задания. Выносной материал и оборудование для организации игры должно быть подготовлено заранее. Все задания оформлены в виде картотеки игр, легко вписываются в календарное планирование и не нарушают структуру самой прогулки. Педагог сам решает в какой части прогулки провести игровую минутку. Выбирает форму организации и деятельности, может варьировать логику деятельности в зависимости от обстоятельств. Например, если для прогулки не подходящие условия.

Для систематизации материала и удобства работы с детьми были созданы картотеки словесных упражнений на развитие творческой речи, воображения и фантазии которые проводятся во время «Умных прогулок».

Они включают такие задания, Например: упражнение «Мы доскажем сами». Детям предлагается закончить предложение: Митя построил из кубиков гараж, чтобы…, Ребята вышли на улицу, чтобы…, К воротам подбежала собака, потому что…);

Игра «Оживи предмет». Эта игра предполагает придание объектам неживой природы способностей и качеств живых существ, а именно: способности двигаться, думать, чувствовать, дышать, расти, радоваться, размножаться, шутить, улыбаться. — В какое живое существо вы бы превратили воздушный шарик? — О чем думает ваша обувь? — О чем думает мебель?).

Вышеперечисленные игры помогают:

  • развить творческое воображение и коммуникативные навыки детей
  • обогатить словарный запас

- сделать речь ребёнка более красочной и эмоциональной.

Разрабатывая «Умные прогулки» мы ориентировались на темы месяца и тематические недели комплексно-тематического планирования, в соответствии с образовательной программой дошкольного образования. Методический материал «Умная прогулка» используется не только в образовательной деятельности, но и воспитательной работе. Основная идея нашей разработки проходит через все виды детской деятельности.

За основу игровых минуток мы взяли следующую классификацию прогулок по цели проведения:

Сейчас я приведу небольшие примеры, используя данную классификацию.

  • Прогулка–задание (Пример"Следы осени" –перед детьми ставится проблемная ситуация «Где Осень могла оставить свои следы?», дается задание отыскать следы осени в парке или на участке детского сада. Дети находят пожелтевшие листья, сухие растения, плоды деревьев и т.д.)
  • Прогулка–задача. Направлена на решение практической задачи. ( «Волшебный дом» — предложить детям подумать для кого мы можем построить дом из природного материала, который имеется в доступе на участке детского сада. Дети предлагают варианты ответов – для насекомых, птиц которые остаются зимовать и т.п. и фантазируют различные варианты «жилищ».
  • Прогулка–поиск. Получение задания отыскать чего-либо, кого-либо. Игра «Сыщики» — на участке обнаружены неизвестные следы. Воспитатель предлагает детям рассмотреть следы. Ответить на вопросы: кому принадлежат следы, кто бы мог быть у нас на участке? Дети предлагают варианты ответов – животные из леса, птицы пролетавшие мимо детского сада… или даже жители с другой планеты. В результате, дети находят на участке того, кому принадлежат эти следы).
  • Прогулка–фантазия. Сделать зарисовку, придумать сказку, составить букет. (Например «Как сохранить кусочек зимы летом?» — Воспитательговорит детям, что нам всегда хочется того, чего нет, или того, что случится не скоро. Так, летом, когда жарко, мы начинаем вспоминать зиму. А можно ли сохранить кусочек лета зимой? Дети придумывают свои предположения, фантазируют как можно это сделать. Варианты ответов — через льдинки смотреть на солнышко, они будут сверкать разными цветами; на снегу разложить цветные льдинки – и будет ярко и красочно, как летом на участке).

Во всех темах прослеживается принцип сезонности.

Ребенку интересно мыслить, а не запоминать. Проблемные вопросы: Почему? Как ты считаешь? Зачем? С какой целью? Из-за чего? Как сделать? направлены на речевое развитие детей. Нельзя торопиться с готовым ответом, нужно дать ребенку подумать. Тогда, не зависимо от того, как был найден ответ (самостоятельно или с помощью взрослого), ребенок воспринимает себя первооткрывателем.

«Умные прогулки» реализуются четыре раза в неделю по определенным темам для всех групп детей. Во втором полугодии один день в неделю с детьми, имеющими высокий уровень речевого развития введены элементы интервьюирования.

В конце прогулки подводится итог, должна быть рефлексия – какую новую информацию узнали на прогулке? что интересного увидели? Обязательно нужно уточнять реплики, высказывания детей, хвалить за наблюдательность, за хорошие словесные определения

Далее полученный опыт детей нужно закрепить. Для этого в группе предложить детям нетрадиционные техники рисования, чтобы сохранить желание ребенка сочинять и фантазировать, а также отмечать явления природы в заранее заготовленных календарях.

Практика нашей работы показала, что систематическое использование игровых заданий на развитие связной речи дошкольников приводит к хорошим результатам: ребята начинают нестандартно мыслить и действовать. Дети стали пользоваться различными интонациями при пересказе, легче общаться со взрослыми и сверстниками.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год