Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Значение речевого развития в психологической готовности детей к обучению в школе.
Развитие речи у детей
Автор: Палехова Валентина Владимировна, Гнатюк Инна Григорьевна   
07.03.2024 22:02

Значение речевого развития в психологической готовности детей к обучению в школе.Значение речевого развития в психологической готовности детей к обучению в школе.

Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться. Венгер Л.А.

Развитие детей, поступающих в школу, определяется как «готовность к школьному обучению» или «психологическая готовность». В это понятие входит несколько компонентов:

  • интеллектуальная готовность;
  • мотивационная готовность;
  • эмоционально-волевая готовность;
  • коммуникативная готовность.

Что означает понятие «речевая готовность к обучению в школе»

 

Для детей, поступающих в школу, в качестве особо значимых можно выделить три характеристики речевого развития:

  • словарный запас;
  • способность к грамматически правильному построениюпредложений и речи в целом;
  • произвольность владения речью.

Речевое развитие — это первое и основное, что всегда проверяется логопедами и педагогами при вступительном собеседовании с будущими первоклассниками.

Особое внимание уделяется проверке правильности произношения (в целях предупреждения дисграфии), а также того, имеется ли у ребенка необходимый для работы по программе первого класса словарный запас.

Однако, для того чтобы понимать объяснения учителя, ребенок должен не только знать слова, которые он слышит; его собственная речь должна быть грамматически правильной. Если, мысленно кодируя рассказ учителя, ребенок изменяет и искажает фразы, то и запоминает он именно этот «переработанный» вариант. В таких случаях информация, усвоенная ребенком во время урока, по смыслу будет иметь мало общего с тем, что пытался объяснить учитель. Иногда результаты «кодирования» оказываются настолько отрывочными и бессмысленными, что ребенок ничего не может вспомнить, хотя во время урока все вроде бы было понятно. Поэтому, диагностируя развитие ребенка, необходимо понять: им усвоены многочисленные стандартные речевые обороты или же основные правила построения речи.

Переходя к такой характеристике речи, как ее произвольность, можно вновь вспомнить Л. С. Выготского, показавшего, каким образом этап произвольного владения психическими функциями закономерно наступает в процессе их развития. Это происходит, когда психические функции осознаются и выделяются из целостного недифференцированного образного мира ребенка.

Известно, что на ранних стадиях онтогенеза слова, которые использует ребенок, тесно связаны с конкретными предметами, с их восприятием и являются как бы их свойствами, такими же, как цвет, форма и пр. Маленький ребенок не может произнести фразу: «Я вижу черную чашку», если перед ним стоит белая чашка. Речь долго остается слитой с восприятием и с возникающими образами-представлениями, которые она и «обслуживает». Если речь остается частью образного мира ребенка, функционирует как один из его аспектов, то в тандеме «образ — слово» она играет вторичную, обслуживающую роль, выражающуюся в озвучивании образа, который над этим словом доминирует.

Например, в задании на реконструкцию предложений, ребенка 7 лет мы просим закончить предложение: «В комнате погас свет, потому что...». Если он говорит «потому что темно» и не видит нелепости своего ответа, то, фактически, он «озвучил» образ «темная комната», который у него возник, когда он услышал начало фразы. Если речь еще не выделилась из образного мира ребенка, не стала инструментом общения и мышления, ребенок не сможет сказать то, чего пока нет в его внутреннем опыте и, чего он не может представить.

Исходя из выше перечисленного, на данном этапе перехода на школьную ступень обучения важно сформировать у детей определенные умения:

  • Умение слушать и слышать других.

Если ребенок не умеет слушать и понимать услышанное, то у него возникнут серьезные проблемы в понимании учебного материала, который рассказывает учитель в устной форме. В этом возрасте крайне важно, чтобы ребенок мог понимать и действовать по той инструкции, которую он получает от преподавателя.

  • Сформированность звуковой стороны речи.

Сформированность фонетической стороны речи предусматривает:

  • умение четко и внятно произносить все звуки речи;
  • возможность изменения интонации и темпа с учетом смыслового содержания;
  • умение говорить шепотом, тихо или громко (в зависимости от ситуации).

Выраженные проблемы в звуковой стороне речи обязательно скажутся на успеваемости ребенка в школе. Дети пишут так, как говорят, поэтому на письме могут появиться такие проблемы, как пропуски или замены букв.

  • Умение различать звуки речи на слух.

В норме ребенок должен слышать слово и уметь опознавать каждый звук, который входит в его состав (и обозначать его буквой на письме). Если какие-то звуки кажутся ему одинаковыми, то это будет отображаться и на его письме. К примеру, если ребенок плохо различает звонкие-глухие звуки, то вместо слова «дом» он будет писать «том», «панан» вместо «банан».

  • Функции языкового анализа и синтеза.

Ребенок должен не только уметь различать все звуки в слове, но и определять их последовательность. Формами звукового анализа являются:

  • Умение выделять звук на фоне слова ( «Есть ли в слове «бочка» звук ч?»). Задача ребенка – определить наличие звука в слове.
  • Умение выделять звук в начале и конце слова ( «С какого звука начинается слово лошадь?», «Каким звуком заканчивается слово машина?»).
  • Определение места звука в слове ( «В каком месте в слове «гусеница» стоит звук [н] – в начале, середине или конце?»).
  • Умение назвать все звуки в слове по порядку (последовательный анализ).
  • Умение назвать количество звуков в слове (количественный анализ).

Все эти предпосылки формируются задолго до обучения в школе, где он будет получать новые знания и навыки, необходимые для полноценного обучения. При этом сама готовность ребенка к школе не завершается в первом классе, т.к. она подразумевает не только определенный запас представлений и знаний, но и развитие обобщающей деятельности мышления.

Таким образом, хорошо развитая речь ребенка дошкольного возраста является важным условием успешного обучения в школе. Необходимо помочь дошкольнику преодолеть нарушения речи еще в детском саду, так как они отрицательно влияют на все психические функции, отражаются на деятельности воспитанника и его поведении.

Учитель-логопед и педагог-психолог МБДОУ «Детский сад № 14» Умка» Палехова Валентина Владимировна, Гнатюк Инна Григорьевна

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 15 (331) выйдет
22 апреля 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 14 (330) за 2024 год
Скачать Номер 13 (329) за 2024 год
Скачать Номер 12 (328) за 2024 год
Скачать Номер 11 (327) за 2024 год
Скачать Номер 10 (326) за 2024 год
Скачать Номер 9 (325) за 2024 год
Скачать Номер 8 (324) за 2024 год
Скачать Номер 7 (323) за 2024 год
Скачать Номер 6 (322) за 2024 год
Скачать Номер 5 (321) за 2024 год
Скачать Номер 4 (320) за 2024 год
Скачать Номер 3 (319) за 2024 год