Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Организация развивающего образовательного пространства как средство развития речи детей
Развитие речи у детей
Автор: Астафеева Анастасия Геннадьевна   
18.08.2023 18:38

Организация развивающего образовательного пространства как средство развития речи детейОрганизация развивающего образовательного пространства как средство развития речи детей

Теоретический анализ системы дошкольного образования показывает, что в России, а в Самарской области в частности, существует ряд проблем в речевом развитии, остро проявляющихся при переходе детей со ступени дошкольного образования на ступень начального образования. От решения этой проблемы у детей дошкольного возраста зависит дальнейшая успешность жизни.

Необходимость поиска и создания реалистичных условий для самореализации, развития речи каждого ребёнка привело меня к активным действиям: кропотливой работе с Интернет-ресурсами, консультации с старшим воспитателем, проведению родительских собраний.

Обобщая теоретические и практические материалы по намеченной теме, мы выявили ряд направлений научных изысканий, связанных с организацией развивающего образовательного пространства дошкольного образовательного учреждения и речевого развития детей старшего дошкольного возраста.

 

Началась работа по подбору литературы, чтобы замотивировать детей к активизации пассивного словаря и увеличению активного. Была создана ширма, состоящая из 3 полотен. Она условно отделяла детей из объёма групповой комнаты, создавая магическую атмосферу погружения в литературное произведение.

Содержание каждого из них, иллюстрировало одно из направлений, используемых в процессе формирования связной речи старших дошкольников. Основным правилом в проделанной работе было: только наглядность. Чтобы не происходило дифференциации среди детей предложений о самостоятельном чтении заданий ни от меня, ни от родителей не было.

Хорошая репродукция портрета автора стихов или рассказов, сказок всегда находилась на ширме. Это настраивало детей вспомнить и детализировать свои знания о поэте или писателе.

Игра – ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте. Поэтому наполняемость ширм была всегда только дидактическими играми. Дети отражали в них свои знания о литературе, а талантливые произведения, помогали детям развить чувствительность к своему языку, его красоте и богатству.

Самым увлекательным для меня, в этой работе, было создание и методическое наполнение игр, представленных на ширме. Не хотелось повторяться и брать уже знакомое «до дыр». Мой профессионализм никогда не позволяет мне это делать. Чтобы расти как педагог, надо создавать и адаптировать каждый раз новое и по-новому.

Очень интересно мной была создана дидактическая игра: «Встреча героев сказки». Она давала детям придумать, о чем могли разговаривать известные герои сказок в необычных ситуациях. Дети на подъёме тут же придумывая создавали диалоги, общаясь между собой и получая эмоциональный восторг, чувствуя се6бя авторами новых произведений.

На втором полотне ширмы задача усложнялась: детям было необходимо в ходе игры вспомнить литературное произведение, используя иллюстрации, нарисованные в необычных жанрах. Задача ставилась в рамках речевого развития детей: «Почему ты решил, что…? Как ты узнал? Как ты догадался?» Молча уйти от ответа у воспитанников не получалось. Я вызывала их эмоции необычными картинами в разных техниках и получала в ответ рассказы детей.

Дидактическая игра: «Узнай сказку по словам» сначала была незатейливой. Но на этом работа не заканчивалась. Я усложняла её заданием: озвучивала архаичные слова, предлагая детям назвать современный синоним. Было интересно услышать сначала схожие по звучанию слова, а потом дети их уже не повторяли, а старались подбирать слова по смыслу, исходя из сюжета.

Логика моей работы опиралась на принципы целостного педагогического процесса (воспитывающего, развивающего обучения, научности, наглядности, систематичности, последовательности, доступности, обучения на высоком уровне трудности, осознания процесса обучения), характеризующиеся системностью, вариативностью, индивидуальностью и дифференциацией причудливо вплетаясь в уже, казалось бы, традиционные формы работы.

Дидактические игры: «Что сначала, что потом», «Продолжи строчки» развивали у детей умение вслушиваться в слова и запоминать, а потом и широко использовать литературно правильные формы современных и архаичных слов в обиходной речи.

Конечно, учитывая индивидуальные особенности детей моей группы были задание и несколько иного плана: дидактические игры «отгадай загадку», «Узнай сказку по иллюстрациям». Но всегда я нацеливала детей на игры, соответствующие этапам становления развивающего образовательного пространства.

На третьем полотне ширмы был представлен круг Луллия с дидактической игрой: «Найди пару из одной сказки». Проговаривая свои действия, ребенок повторял сюжет выбранной сказки и слова, характеризующие взаимодействия героев.

Дидактическая игра: «Разложи по очереди желания старухи из сказки» была не просто перечнем поступков главной героини. Ценилось в ответах детей афористичность, меткие выражения, использованные А.С. Пушкиным.

Оригинальной дидактической игрой в моей работе можно назвать «Мешок историй», скромно расположившийся в углу на фото. Данная технология предлагает использовать определённый подбор атрибутов для самостоятельного определения детьми автора и названия произведения. Я интерпретировала данную технологию. чтобы осуществить преемственность в знаниях детей и формировать их речь, в мешок были вложены атрибуты из предыдущих тематических выставок. Как бы была одета Лиса Патрикеевна, если бы она была в (чувашской, мордовской, русской, татарской) сказке? Опиши её одежду, какими словами она бы пользовалась? На каком языке она бы говорила с другими героями сказки?

Ауру сказочности помогали создавать дидактические игры под общим названием «Волшебная сказка». Детям было нужно заполнить карету Золушкой и Феей, Дворец– лягушкой и Иван царевичем. Все это красиво и ярко выполнено с использованием аппликации, привлекало многих детей группы. Основное правило – объяснить почему встретились эти герои в этом месте.

Мне не хочется завершать результат своей работы упоминанием о родителях. Нет, они были с самого начала всегда соучастниками наших задумок и профессиональных поисков. Для них мной был создан альбом: «Шпаргалка для родителей». Там было все: и для увлеченных процессом развития своих детей и для пассивных в процессе воспитания и образования родителей. Они узнавали, как увлечь ребенка сказкой, как вместе еще раз погрузиться в мир детства и увидеть открытие в глазах своих детей. Те родители, которые слабо проявляли интерес к работе в группе, получали из альбома интересные материалы о детской литературе и её влиянии на детей, происходил процесс осознания и это положительным образом влияло на взрослых. Я поощряла родителей, приносивших детские книги из своего детства с классическими иллюстрациями и привычными героями. Это тоже побуждало пассивных родителей оказывать помощь в процессе создания развивающего образовательного пространства.

Одну из вечерних педагогических гостиных мы посвятили семейным презентациям. Каждая желающая семья по-своему оформляла «Любимые книги нашей семьи». Некоторые семьи открылись по-новому, предлагая обмениваться мнениями по прочитанным с детьми литературным произведениям. И это были совсем не сказки, а интересные произведения для детей новых молодых авторов.

Они горячо благодарили меня, получив позитивный вектор в своих совместных семейных чтениях.

Моя задача – создание развивающего образовательного пространствакак средстваразвития речи – имеет положительный результат и это подтверждает правильность выбранной системы в моей работе.

Перспективы в работе намечены мной следующие:

  • формирование ключевых компетенций дошкольников (общекультурной, ценностно-смысловой, информационной, учебно-познавательной, коммуникативной) с учётом индивидуальных особенностей детей
  • организация работы с деть по развитию речи, соответствующей этапам становления развивающего образовательного пространства дошкольного образовательного учреждения.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год