Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Играем со стихами!
Развитие речи у детей
Автор: Вострикова Елена Мурзагереевна Ревич Ирина Александровна   
31.07.2023 16:42

Играем со стихами!Играем со стихами!

В своей работе в общении с детьми педагоги не редко сталкиваются с такими проблемами дошкольников, как невнятная, малоэмоциональная речь невыразительное чтение стихов, боязнь публичных выступлений, угловатость, зажатость и закомплексованность, проблемы с ритмичностью, слабо выраженные вокальные, танцевальные данные, отсутствие желания самоутвердиться, сделать или придумать что – своё и т.д. Давайте попробуем решить эти сложные проблемы с помощью музыкально – театрализованной деятельности детей.

Даже самые простые и известные чистоговорки можно расцветить игрой. Один из самых доступных приёмов – карточка с изображением лиц: спокойного, злого, испуганного, весёлого, удивлённого, печального. Дети вместе с педагогом произносят чистоговорку, например: «Шла Саша по шоссе и сосала сушку». Но произнести текст нужно не просто так, а в соответствии с карточкой – настроением. И каждый разпедагог спрашивает у ребят: — Почему ты грустная, Саша? (Ведь сейчас все участники – Саши с сушкой во рту.)

 

А у каждой «Саши» свои причины:

- пошла в гости, а никого не оказалось дома

- мои ноги устали идти

- такая вкусная сушка, но всего одна, а я хочу ещё…

- А почему ты, Саша, сердитая?

И здесь находятся свои объяснения:

- терпеть не могу ходить много пешком

- уронила сушку в грязь, а так хочется есть

- никто вместе со мной не захот6нл идти.

Многократно произнесённый в ходе игры текст чистоговорки поможет детям выработать хорошую дикцию, а игра сделает этот речевой тренинг интересным и каждый раз по – новому увлекательным. Кроме того, играя с чистоговоркой, мы подключаем и мыслительную деятельн6ость ребёнка создавая поисковую ситуацию.

Идём дальше. Вот н6апример. Вас волнует малоэмоциональная речь ребёнка.

Почему он читает стихи монотонно, без всякого выражения?

Есть немало детских весёлых стихов, в которые можно играть (в том числе Б.Заходера,

С. Маршакак, М. Яснова, М.Бородицкой, И. Пивоваровой, В. Берестова и других).

Важно чтобы стихи были не описательные, а такие, где есть действие, событие и конкретные персонажи с яркими характерами. Выбирайте стихи интересные детям, понятные по содержанию, эмоционально окрашенные. Сами читайте их максимально выразительно, чтобы каждое из прочтённых вами стихотворений запомнилось ребёнку, зародило интерес и желание заниматься с другими стихами, с детской литературой в целом. Положительное восприятие прослушанного стихотворения вызывает желание и стремление ребёнка самому научиться так же выразительно и эмоционально читать.

Играя со стихами, дети изображают и передают жестами, мимикой, движениями всё то что, что происходит в стихотворении. Начинать лучше с потешек или небольших по объёму стихов. Например, таких.

КРОКОДИЛЫ

Прошу вас, не надо съезжать по перилам,

Вы можете в зубы попасть крокодилам!

Они притаились на каждой площадке

И всех, кто съезжает, хватают за пятки.

И тащат на дно африканского Нила.

Прошу вас не надо съезжать по перилам!

Ирина Токмакова.

Проговаривая эти стихи, дети вместе с педагогом придумывают не один, а множество разных жестов и движений, чтобы как можно ярче передать содержание стихотворения и его эмоциональную окраску. В лицах и интонациях детей есть и просьба, и предупреждение, и скрытая угроза, и даже страх. Но всё это о том, чего на самом деле никогда не было и быть не может. Поэтому стихотворение это – шутка поэта, а значит, добавляется озорство, лукавство и смех…

Стихи в сочетании с несложными жестами или движениями могут стать хорошей разминкой, весёлой минуткой, игровой переменкой для детей и позволяет им эмоционально и физически отдохнуть, чтобы затем снова включится в процесс.

Самые удачные и интересные варианты игр со стихами можно использовать и на детских или домашних праздниках. А если ещё подобрать хотя бы символические костюмы. Полюбившееся стихотворение может превратится в небольшую сценку. Публичное выступление перед сверстниками, а особенно перед родителями, послужит дополнительным эмоционально – психологическим стимулом для детей.

Здесь нам важно понять ещ1 и то, что помимо решения проблем с речью ребёнка, её недостаточной выразительностью, с трудностями публичного выступления (а ведь им всем идти в школу, отвечать перед всем классом на уроке!), мы развиваем моторику рук, а значит, стимулируем мыслительную деятельность ребёнка. Кроме того, мы знакомим ребят с лучшими образцами детской отечественной и зарубежной поэзии, прививаем интерес к литературе, закладываем желание и потребность в самостоятельном сочинительстве, в получении удовольствия от творческого поиска. А это, согласитесь, в наше время компьютеризированное время так важно, но так не просто сделать!

Что касается игры с песенками (а это достойно отдельного разговора!), то играть в них не менее интересно.

Хорошая детская песня – сплав интересного текста и запоминающейся красивой мелодии. Детское вокальное исполнительство решает ещё более широкий спектр задач, связанных с общим физиологическим, психологическим и образовательно – познавательным развитием детей.

В песнях мы тоже с удовольствием можем использовать различные жесты и движения, в соответствии с содержанием текста, чтобы простая песенка стала «театром одной песни». Таким образом, дети легко и незаметно учатся петь эмоционально и выразительно.

Играйте с детьми! И вы увидите, что они стали гораздо смелее, активнее, увереннее в себе. Как выразительны их лица, жесты, как блестят их глаза! Уверенный в своих способностях и возможностях ребёнок преодолеет все временные сложности в поре своего детства, найдёт способ решения разного рода детских проблем, сможет многое в себе развить. А значит, и многого достичь.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 15 (331) выйдет
22 апреля 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 14 (330) за 2024 год
Скачать Номер 13 (329) за 2024 год
Скачать Номер 12 (328) за 2024 год
Скачать Номер 11 (327) за 2024 год
Скачать Номер 10 (326) за 2024 год
Скачать Номер 9 (325) за 2024 год
Скачать Номер 8 (324) за 2024 год
Скачать Номер 7 (323) за 2024 год
Скачать Номер 6 (322) за 2024 год
Скачать Номер 5 (321) за 2024 год
Скачать Номер 4 (320) за 2024 год
Скачать Номер 3 (319) за 2024 год