Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Развитие связной речи у дошкольников с ТНР в совместной работе логопеда и психолога.
Развитие речи у детей
Автор: Сироткина Снежана Валерьевна Федотова Евгения Викторовна   
01.06.2023 08:03

Развитие связной речи у дошкольников с ТНР в совместной работе логопеда и психолога.Развитие связной речи у дошкольников с ТНР в совместной работе логопеда и психолога.

  • учитель-логопед Сироткина С.В.
  • педагог-психолог Федотова Е.В.

Связная речь — смысловое развернутое высказывание, изложение определенного содержания, которое осуществляется логично, последовательно и точно, грамматически правильно и образно, обеспечивающее общение и взаимопонимание.

 

Целью развития связной речи является развитие речевых способностей и умений, культуры речевого общения, разработка способов овладения дошкольниками навыками практического общения в различных жизненных ситуациях, формирование предпосылок чтения и письма, особенно у детей с ТНР.

Задачи развития связной речи.

  1. Формирование элементарных представлений о структуре текста (начало, середина, конец); обучение соединению предложений разными способами связи.
  2. Развитие умения раскрывать тему и основную мысль высказывания.

обучение построению высказываний разных типов-описаний, повествований, рассуждений.

3. Подведение к осознанию содержательных и структурных особенностей описательного, в том числе и художественного текста.

4. Составление повествовательных текстов (сказок, рассказов, историй) с соблюдением логики изложения и использованием средств художественной выразительности.

5. Обучение составлению рассуждений с подбором для доказательства

веских аргументов и точных определений.

6. Использование для высказываний разных типов соответствующих моделей (схем), отражающих последовательность изложения текста;

Правильно организованное коррекционное обучение и воспитание дошкольников требует всестороннего обследования их речевых и неречевых процессов, сенсомоторной сферы, интеллектуального развития. Чем сильнее выражено речевое расстройство, тем чаще страдают когнитивные и личностные характеристики детей. Следовательно, коррекция речевых нарушений у детей в рамках обеспечения комплексного подхода учителя-логопеда и педагога-психолога в образовательном процессе, очень актуальна.

1. Модель взаимодействия логопеда и психолога

Для детей с ТНР характерны неустойчивость внимания, снижение вербальной памяти и продуктивности запоминания, отставание в развитии словесно-логического мышления.

Следствием этого является неумение вовремя включиться в учебно-игровую деятельность или переключиться с одного объекта на другой. У детей с речевыми нарушениями обнаруживается недостаточный объем сведений об окружающем, о свойствах и функциях предметов действительности, возникают трудности в установлении причинно-следственных связей и явлений. Они отличаются быстрой утомляемостью, отвлекаемостью, повышенной истощаемостью, что ведет к появлению различного рода проблем в речевом развитии.

Результативность коррекции речевых нарушений удошкольников зависит во многом от уровня организации логопедической и психологической помощи в детском саду.

Логопед и психолог имеют возможность осуществлять помощь, как каждому ребенку, так и группе детей, имеющих речевые дефекты: отслеживать процесс развития; заниматься глубокой и всесторонней профилактической, коррекционной и развивающей работой с детьми дошкольного возраста.

2. Сферы взаимодействия логопеда и психолога с детьми, имеющими речевые нарушения.

Тесная взаимосвязь логопеда и психолога возможна при условии совместного планирования работы, при правильном и четком распределении задач каждого участника коррекционно-образовательного процесса, при осуществлении преемственности в работе и соблюдении единства требований, предъявляемых детям.

Цель организации работы психолога и логопеда – оказание комплексной психолого-педагогической помощидетям, имеющим речевые нарушения.

Задачи:

  1. Создание среды психологической поддержки детям с нарушениями речи.
  2. Развитие познавательной сферы дошкольника с нарушениями речи.
  3. Адаптация и интеграция ребенка, имеющего речевое нарушение, в среду нормально развивающихся сверстников.

Основными этапами организации работы с детьми являются:

  1. Диагностика педагога – психолога и учителя-логопеда.
  2. Планирование коррекционной работы по устранению общего речевого недоразвития в соответствии с отдельными периодами на основе программного обеспечения и индивидуально-дифференцированного личностного подхода.
  3. Отслеживание динамики происходящих изменений в речевом и интеллектуальном развитии детей, оценка эффективности совместной работы.

Организационные аспекты деятельности психолога и логопеда при работе с детьми.

Вид деятельности / Функциональные обязанности психолога

Вид деятельности / Функциональные обязанности логопеда

Диагностика

Получение запроса - плановая диагностика.

Подбор психодиагностических программ. Планирование и проведение психодиагностических мероприятий. Обработка результатов. Работа с диагностической информацией:

- информирование по итогам диагностической работы;

- предоставление психолого-педагоги­ческих рекомендаций;

- применение рекомендаций логопеда в собственной деятельности;

- разработка психологической работы с детьми, родителями, педагогами на основе данных диагностики.

Первичное обследование детей дошкольного возраста в ДОУ для выявления нуждающихся в помощи логопеда. Углубленное логопедическое обследование детей с нарушениями речи.

Раннее выявление детей с про­блемами в развитии. Диагностика результативности коррекционно-педагогического (логопедического) процесса.

Коррекционно-развивающая работа с детьми

Постановка задач коррекционно-развивающей работы.

Разработка программы работы. Планирование работы, организация условий для ее проведения. Реализация программ. Проведение мониторинга эффективности проделанной работы. Составление психолого-педагогических рекомендаций по итогам работы. Планирование дальнейшей работы.

Коррекционно-развивающие занятия по развитию разных сторон речи.

Индивидуальная работа с детьми по постановке и автоматизации звуков.

Проведение психолого-медико-педагогических консилиумов

Постановка задач и разработка сценария консилиума.

Сбор диагностической информации. Подготовка аналитических материалов. Участие в консилиуме. Реализация решений консилиума.

Организационная работа

Комплектование подгрупп детей. Составление сетки занятий и графика работы, согласование их с логопедом. Изучение логопедического, медицинского обследования. Осуществление необходимой диспетчерской работы.

Зачисление детей на логопедические занятия в ДОУ. Сдача списков детей в РПМПК, зачисленных на логопункт. Комплектование подгрупп детей по проявлениям нарушений. Направление на обследование в РПМПК детей с тяжелыми нарушениями речи для уточнения диагноза. Составление сетки занятий и графика работы.

Составление индивидуальной и фронтальной работы.

Изучение медицинских карт.

     

Тесная взаимосвязь психолога и логопеда при развитии связной речи детей с ТНР возможна при условии совместного планирования работы, при правильном и четком распределении задач обоихспециалистов, при осуществлении преемственности в работе и соблюдении единых требований, предъявляемых детям.

Представленная модель взаимодействия логопеда и психолога позволяет:

Учитывать не только речевые, но и индивидуально-типологические особенности детей, а также их компенсаторные возможности.

Четко сформулировать объективное заключение.

Наметить индивидуальные и групповые программы по развитию связной речи в коррекционной работе на долгосрочную перспективу.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Выготский Л. С. Мышление и речь / Л. С. Выготский. - Изд. 5-е - М.: Лабиринт, 1999.-352 с.

2. Гаркуша Н.Ф. Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушением речи. М., Секачев, 2000.

3. Калягин В.А. Логопсихология: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / В.А.Калягин, Т.С.Овчинникова. – М.: Академия, 2006. – 320 с.

Лалаева Р.И., Серебрякова В.И. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников, - С-Пб.: Союз. 1999.

Модель взаимодействия психолога и логопеда по организации работы в специализированных группах. / Под ред. Н.Я.Большуновой; Сост.: Н.Ф.Балашова, Е.В. Соколова; МОУ-ЦО «Пеликан». – Бердск, 1998. – 8с.

Основы специальной психологии. Учебное пособие для студентов средних педагогических заведений / Л.В.Кунецова, Л.И.Переспени, Л.И.Солнцева / Под ред. Кузнецовой Л.В. – М. Издательский центр «Академия», 2002. – 400 с.

7. Поваляева М.А. Справочник логопеда. – Ростов-на-Дону. – «Феникс», 2002. – 448 с.

8. Филичева Т. Б. Дети с общим недоразвитием речи. Воспитание и обучение / Т. Б. Филичева, Т. В. Туманова. - М.: «Гном-Пресс», 1999. - 80 с.

9. Шаброва С.Е., Федорова И.Ю.,   Модель деятельности учителя-логопеда и педагога-психолога в условиях дошкольного логопедического пункта. // Логопедия. № 5, 2007.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 15 (331) выйдет
22 апреля 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 14 (330) за 2024 год
Скачать Номер 13 (329) за 2024 год
Скачать Номер 12 (328) за 2024 год
Скачать Номер 11 (327) за 2024 год
Скачать Номер 10 (326) за 2024 год
Скачать Номер 9 (325) за 2024 год
Скачать Номер 8 (324) за 2024 год
Скачать Номер 7 (323) за 2024 год
Скачать Номер 6 (322) за 2024 год
Скачать Номер 5 (321) за 2024 год
Скачать Номер 4 (320) за 2024 год
Скачать Номер 3 (319) за 2024 год