Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Примерные маршруты речевого развития для детей пятого, шестого годов жизни
Развитие речи у детей
Автор: Котова Елена Александровна   
28.04.2023 08:30

Примерные маршруты речевого развития для детей пятого, шестого годов жизниПримерные маршруты речевого развития для детей пятого, шестого годов жизни

Речевые игры и упражнения для детей 5-го года жизни

1. Лексика

- «Я знаю 4-5 названий фруктов (овощей и т.д.)»

- «Какой предмет? Что он делает?» (по 3-4 слова) лимон – кислый, овальный, спелый, желтый; растет, зреет, спеет, лежит и т.д.

- «Скажи наоборот»: высокий – чистый – большой – поднимать – застегнуть –

2. Грамматический строй речи

 

а) словообразование

  1. «Назови ласково» помидор – помидорчик заяц –зайчик
  2. «Из чего – какое?»; «Скажи, какой?» Из железа – железный
  3. «Чей, чья, чьи?» Сумка мамы – мамина сумка, шляпа Сони – Сонина шляпа
  4. «Назови, что делает предмет» Самолет – летает, вылетает, залетает, улетает, подлетает

б) словоизменение

  1. «Один — много», «Чего много» яблоко – яблоки – много яблок
  2. «Измени слова, закончи предложение»: У меня есть (кукла), а в магазине продают (куклы, много кукол). Раньше у меня не было такой (куклы). Я играю (куклой), а девочки играют (куклами).
  3. «Где находится предмет» (употребление предлогов у, на, под, в, около, над, перед, за, от, по, из)

в) согласование

  1. «Мой, моя, мое, мои», «Жадина» Чья шуба? – моя шуба Чей стол? – мой стол
  2. Составление предложений по предметным и сюжетным картинкам с правильным согласованием слов: Катя читает книгу. Дети лепят высокого снеговика.
  3. Связная речь

- Составление простых, сложных предложений.

- Составление описательного рассказа по алгоритму.

- Составление рассказа по сюжетной картине.

- Пересказ короткого текста (сказки).

4. Артикуляционная моторика

Точно и в полном объеме выполнять основные артикуляционные упражнения для губ и языка:

- улыбка — трубочка — лопатка — жало — качели — маятник — широко открыть рот

5. Звукопроизношение

Закреплять правильное произношение гласных, согласных: п, б, м, н, т, д, к, г, х, ф, в; свистящих, шипящих звуков.

6. Просодическая сторона речи

  1. Формировать правильный длительный речевой выдох (вдох носом – выдох ртом, уметь произносить на одном выдохе фразу из 4 слов).
  2. Уметь отчетливо произносить слова и словосочетания.
  3. Уметь произносить фразы тихо – громко; ласково — сердито.
  4. Слоговая структура

Произносить слова с 1, 2, 3 слогами с одним стечением согласных (мак, кот, дети, киты, малина, кубики, девочка, платок); 4 сложные слова с открытыми слогами (помидоры, пианино).

8. Формирование фонематического слуха и восприятия

  1. Познакомить с понятиями: речь, предложение, слово, слог, звук, гласные и согласные звуки
  2. Уметь отхлопывать ритм.
  3. Выделять первый, последний звук в слове, делить слова на части, выделять гласные звуки в начале и в конце слова.
  4. Выкладывать схему звукового анализа звукосочетания ИА из фишек, называя каждый звук и обозначая соответствующей фишкой.
  5. Придумывать предложение с заданным словом, считать слова, выкладывать схему.
  6. Игра «Путаница» Варить, мама, суп.
  7. Развитие общей и мелкой моторики
  8. «Попрыгай» на двух (одной) ноге, постой на одной ноге и т.д.
  9. «Колечки», «Зайка», «Ножницы», «Коза», «Замок», пальчиковые гимнастики.
  10. Штриховка, шнуровка, застежка, лепка, мозаика и др.
  11. Психические процессы.
  12. Зрительное внимание и память: «Что изменилось?», «Чего не стало?»
  13. Слуховое внимание и память: «Запомни и повтори» (3-4 слова), заучивание стихов, чистоговорок, потешек, песен
  14. Мышление: «4-й лишний», «Исправь ошибку», «Это правда или нет?», «Что сначала, что потом?»

Речевые игры и упражнения для детей 6-го года жизни

1. Лексика

- «Я знаю 5-6 названий фруктов (овощей и т.д.)»

- «Какой предмет? Что он делает?» (по 5-6 слов)

- «Скажи наоборот»: высокий — легко — острый — говорить — работать — над столом — застегнуть -

- «Скажи по-другому»: красивая – прекрасная, доктор — врач

- «Семейка слов»: мороз – морозец, морозный, морозище, заморозить

2. Грамматический строй речи

а) словообразование

- «Назови ласково»: помидор – помидорчик красный помидор – красненький помидорчик

- «Карлики — великаны»: глаза – глазки — глазищи

- «Из чего — какое», «Скажи, какой»: из металла – металлический город – городской

- «Чей, чья, чье, чьи»: мамин, Светин, заячий, кошачий

- «Назови, что делает предмет»: летает – залетает, вылетает, прилетает, улетает, перелетает, облетает.

б) словоизменение

- «Один — много», «Чего много»: яблоко – яблоки – много яблок, красное яблоко – красные яблоки – много красных яблок

- «Измени слова»: У меня есть лимон, а в магазине продают (лимоны, много лимонов). У меня нет (лимона). Я думаю о (лимоне).

- «Где находится предмет» (употребление предлогов у, на, под, в, около, над, перед, за, от, по, с.)

- «Что есть и что было»: Я взяла яблоко из вазы, значить оно лежало в вазе. Яблоко лежало на столе, а потом упало со стола.

в) согласование

- «Веселый счет»: Один огурец, два огурца, пять огурцов; одна чашка, две чашки, пять чашек

- «Подбери предметы к признаку»

Фруктовый – сок, компот, салат, йогурт

Фруктовая – каша, масса, ваза

Фруктовое – пюре, желе

г) правильное согласование слов в предложении.

3. Связная речь

- Составление простых, сложных предложений.

- Составление описательного рассказа по алгоритму.

- Составление описательного рассказа по сюжетной картине.

- Составление рассказа по серии сюжетных картинок.

- Пересказ текста.

- Составление рассказа из опыта.

4. Подготовка к обучению грамоте

  1. Уточнение понятий: — речь — предложение — слово — звук: гласный и согласный — буква
  2. Уметь различать на слух и в произношении: твердые и мягкие согласные звуки; глухие и звонкие согласные звуки; свистящие и шипящие звуки; сонорные звуки.
  3. Выдели первый, последний звук в слове, раздели слова на слоги, выдели гласные звуки.
  4. Выложи схему звукового анализа слова из фишек, обозначь каждый звук нужной буквой.
  5. Придумай предложение со словом, сосчитай слова, выложи схему.
  6. Игра «Путаница»: варить, гороховый, мама, суп, вкусный.
  7. Психические процессы.

- слуховое и зрительное внимание, память

«Запомни и повтори» (5-6 слов); «Что изменилось?»; «Чего не стало?»

- мышление: «4-й лишний», «Исправь ошибку»

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 11 (327) выйдет
31 марта 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 10 (326) за 2024 год
Скачать Номер 9 (325) за 2024 год
Скачать Номер 8 (324) за 2024 год
Скачать Номер 7 (323) за 2024 год
Скачать Номер 6 (322) за 2024 год
Скачать Номер 5 (321) за 2024 год
Скачать Номер 4 (320) за 2024 год
Скачать Номер 3 (319) за 2024 год
Скачать Номер 2 (318) за 2024 год
Скачать Номер 1 (317) за 2024 год
Скачать Номер 47 (316) за 2023 год
Скачать Номер 46 (315) за 2023 год