Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru
 

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

СКАЗКОТЕРАПИЯ КАК СРЕДСТВО АКТИВИЗАЦИИ РЕЧЕВОГО ОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ
Развитие речи у детей
Автор: Милющенко Анна Юрьевна   
08.04.2025 21:37

СКАЗКОТЕРАПИЯ КАК СРЕДСТВО АКТИВИЗАЦИИ РЕЧЕВОГО ОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ С ОВЗСКАЗКОТЕРАПИЯ КАК СРЕДСТВО АКТИВИЗАЦИИ РЕЧЕВОГО ОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ

Милющенко Анна Юрьевна, учитель-логопед Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад № 41», г. Севастополь

Аннотация. Статья рассматривает сказкотерапию как эффективное средство активизации речевого общения у детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Описаны основные принципы и преимущества использования сказок в работе с данной категорией детей. Подчеркивается значение сказкотерапии для формирования коммуникативных навыков, расширения словарного запаса и преодоления психологических барьеров. В работе описываются методы и приёмы применения этой техники в коррекционной работе.

Ключевые слова: сказкотерапия, речевое общение, дети с ОВЗ, коррекционная педагогика, творческое развитие, сказка.

В условиях современного образования одной из главных задач является компенсация ограничений у детей с ОВЗ и создание условий для их полноценного развития. Сказкотерапия выступает эффективным средством развития речевой активности, поскольку она сочетает в себе творческий и игровой подход, обеспечивая эмоциональное участие и мотивацию.

 

Сказкотерапия представляет собой форму психологического и педагогического воздействия, где сказка используется как метод коррекции и развития. Основное преимущество этого метода состоит в его способности создавать доверительную среду, где ребенок чувствует себя защищённым.

Сказкотерапия обладает рядом преимуществ:

  • Стимуляция речевой активности. Сказочные образы и ситуации мотивируют детей к общению, что способствует развитию их речевых навыков.
  • Развитие воображения и креативности. Работа с сюжетом помогает детям выражать свои мысли и эмоции, тем самым улучшая их коммуникативные способности.
  • Коррекция эмоциональных и поведенческих нарушений. Через идентификацию с героями сказок ребенок учится справляться с трудностями и преодолевать внутренние барьеры.
  • Формирование социального опыта. Сказки знакомят детей с различными моделями поведения и помогают адаптироваться в обществе.

У детей с ОВЗ часто наблюдаются различные нарушения речи, такие как:

  • задержка речевого развития (ЗРР);
  • дислалия и фонетико-фонематические нарушения;
  • алалия и другие серьезные речевые патологии.

Эти особенности накладывают отпечаток на процесс общения, создавая барьеры для взаимодействия с окружающим миром. Сказкотерапия становится эффективным инструментом преодоления данных трудностей, так как позволяет создать безопасную и поддерживающую среду для речевой активности.

Для работы с детьми с ОВЗ используются разнообразные методы сказкотерапии. Рассмотрим некоторые их них.

Чтение и обсуждение сказок. В процессе чтения педагог обращает внимание на ключевые моменты сюжета, побуждая ребенка к высказываниям и анализу.

Создание собственных сказок. Дети придумывают свои истории, что развивает их воображение и способствует активному использованию речевых конструкций.

Ролевые игры. Инсценировка сказок помогает детям закреплять коммуникативные навыки в игровой форме.

Иллюстративная деятельность. Рисование героев и событий из сказок стимулирует развитие мелкой моторики, что тесно связано с речевым развитием.

Применение сказкотерапии в коррекционной работес детьми имеет широкий спектр положительных эффектов:

  • формирование у детей положительной мотивации к речевой деятельности;
  • развитие навыков построения связной речи, обогащение словарного запаса и усвоение новых грамматических структур;
  • снижение уровня тревожности и повышение уверенности в своих возможностях.

Кроме того, сказкотерапия способствует улучшению межличностных взаимодействий, что особенно важно для детей с ОВЗ, у которых часто возникают трудности в установлении контактов.

Для успешного применения сказкотерапии в работе с детьми с ОВЗ рекомендуется:

  • подбирать сказки с учетом возраста, уровня развития и индивидуальных особенностей ребенка;
  • использовать интерактивные формы работы, такие как ролевые игры и совместное создание историй;
  • включать элементы арт-терапии, например, рисование или лепку, для усиления терапевтического эффекта;
  • постепенно усложнять задания, чтобы поддерживать интерес ребенка и стимулировать его развитие;
  • обеспечивать эмоциональную поддержку и создавать атмосферу доверия.

Сказкотерапия является эффективным методом коррекционной работы с детьми с ОВЗ, позволяющим развивать их речевые навыки, преодолевать барьеры в общении и формировать положительное отношение к себе и окружающему миру. Уникальность этого метода заключается в его универсальности и адаптивности, что делает его незаменимым инструментом в арсенале педагога и логопеда.

Дальнейшие исследования в области сказкотерапии могут быть направлены на разработку новых методик и адаптацию существующих программ для работы с различными категориями детей с ОВЗ.

Список литературы

  1. Корнева С. А. Сказкотерапия — одно из универсальных и эффективных методов оказания благотворного влияния на развитие и коррекцию детей с ОВЗ // Форум молодых ученых. 2018. №7.
  2. Полтаракова, Т. М. Сказкотерапия как средство активизации речевого общения детей с ограниченными возможностями здоровья // Вопросы дошкольной педагогики. — 2017. — № 1 (7). — С. 62-63.
  3. Сергеева Г. Н., Дружинина О. Н., Алексеева Т. Г., Степанова К. Ю. Сказкотерапия в коррекционной работе с детьми с ОВЗ // Интерактивная наука. 2023. №8.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 14 (376) выйдет
20 апреля 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 13 (375) за 2025 год
Скачать Номер 12 (374) за 2025 год
Скачать Номер 11 (373) за 2025 год
Скачать Номер 10 (372) за 2025 год
Скачать Номер 9 (371) за 2025 год
Скачать Номер 8 (370) за 2025 год
Скачать Номер 7 (369) за 2025 год
Скачать Номер 6 (368) за 2025 год
Скачать Номер 5 (367) за 2025 год
Скачать Номер 4 (366) за 2025 год