Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
 

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Технология «Лепбук» как средство развития речи детей дошкольного возраста.
Развитие речи у детей
Автор: Волошина Полина Александровна   
20.03.2023 09:19

Технология «Лепбук» как средство развития речи детей дошкольного возраста.Технология «Лепбук» как средство развития речи детей дошкольного возраста.

Что же такое лэпбук? Лэпбук – сравнительно новя технология обучения.

Термин лепбук был впервые введен мамой и писателем из Вирджинии Тэмми Дюби, которая использовала в домашнем обучении своих детей данное средство для систематизации информации. Она назвала его так, именно потому, что весь Лепбук помещается на коленях ребенка. Слово Лепбук (lapbook) так и переводится «книга на коленях».

Лэпбук — это самодельная интерактивная папка с кармашками, дверками, окошками, подвижными деталями, которые ребенок может доставать, перекладывать, складывать. В ней собирается материал по какой-то определенной теме. Это отличный способ закрепления и повторения материалов. Лэпбук интересен и полезен тем, что его возможно делать совместно с ребенком. Работа с тематическими папками направлена на расширение запаса знаний и представлений об окружающем мире и событиях, обогащение словарного запаса, развитие связной речи. Чтобы заполнить папки, детям необходимо выполнить определённые задания, способствующие развитию речи (отгадать загадки, выучить стихотворения, составить рассказ, прослушать, а затем пересказать литературное произведение и др.).

 

В ходе работы с лэпбукми дошкольники получают новые знания по темам, расширяют и обогащают активный и пассивный словарь, а внесение лэпбуков в предметную пространственную развивающую среду в группах, в дальнейшем позволит быстро освежить в памяти пройденные темы. В любое удобное время ребенок просто открывает лэпбук и с радостью повторяет пройденное.

Лэпбук отвечает всем требованиям ФГОС ДО к предметно-развивающей среде.

Лэпбук:

  • информативен
  • полифункционален
  • способствует развитию творчества, воображения
  • пригоден к использованию одновременно группой детей (в том числе с участием взрослого, как играющего партнера);
  • обладает дидактическими свойствами, несет в себе способы ознакомления с буквой, звуком и т.д.
  • является средством художественно-эстетического развития ребенка, приобщает его к миру искусства
  • вариативен (есть несколько вариантов использования каждой его части)
  • его структура и содержание доступны детям дошкольного возраста
  • обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников.

Лепбук обладает рядом возможностей позволяя педагогу:

  • компактно хранить большое количество игр и заданий в одной папке
  • добавлять новые задания в «кармашки»
  • учитывать индивидуальные особенности детей
  • интегрировать различные виды деятельности
  • сотрудничать с родителями воспитанников.

Таким образом, я бы хотела поделиться идеями наполнения лепбука играми, именно по такой образовательной области, как развитие речи. Это может быть как тематический лепбук, так и лепбук конкретно направленный на развитие речи.

Итак, какие же кармашки могут быть:

Артикуляционная гимнастика.

Основные цели гимнастики артикуляционных органов:

выработка определенного положения, губ и языка, которое необходимо для четкого произношения конкретного звука (или группы звуков);

тренировка мышц речевых органов, которые не имеют нужного тонуса;

формирование навыков быстрого изменения положения губ, щек и языка.

Игра назови одним словом

В данной игре ребенок должен назвать каждый предмет, а затем группу одним словом. Таким образом, ребенок учится осмысливать родо — видовые понятия.

Игра четвертый лишний

Цель: учить детей выделять из группы предметов лишний и доказывать правильность своего решения.

Игра позволяет развивать словесно-логическое мышление, умение классифицировать, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные, пространственно-временные, логические связи.

Развивать монологическую и диалогическую речь.

Игра один много

Данная игра направлена на обучение согласованию существительных в единственном и множественном числе.

Сюда же можно отнести такую игру как «Посчитай до пяти».

Игра Какое? Какой? Какая?

В этой игре ребенок учится подбирать прилагательные к существительным, правильно их согласовывать.

Игра Доскажи словечко в форме загадок это отличный способ усилить умственную деятельность и усовершенствовать речь.

Игра составь слово.

Данная игра позволяет формировать у детей интерес к чтению, закреплять знание букв, умение складывать из букв слоги, научить ребёнка слитному прочтению слога.

Игра что сначала, что потом или составь рассказ по картинкам.

Ребенку сначала нужно правильно выставить последовательность картинок, а затем составить по ним рассказ. Учит детей связно выражать свои мысли, составлять сложные предложения, определять причину и следствие в предложенной ситуации. Учит строить предложения при помощи слов: потому что, из-за того что, поэтому. Развивает понимание простых причинно-следственных отношений.

Игра «Составь предложение по схеме».

Развивает навыки согласования слов в предложении, совершенствует грамматический строй речи.

Мнемотаблицы.

Данный способ значительно облегчает процесс запоминания стихов, загадок, скороговорок, чистоговорок, а также помогает ребенку при составлении описательных рассказов. Мнемотаблицы делают процесс обучения в разы эффективнее, интереснее и веселей.

Хочется отметить, что игры для лепбука должны быть подобраны соответственно возрасту и потребностям детей для которых создается данное пособие.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 9 (371) выйдет
16 марта 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 8 (370) за 2025 год
Скачать Номер 7 (369) за 2025 год
Скачать Номер 6 (368) за 2025 год
Скачать Номер 5 (367) за 2025 год
Скачать Номер 4 (366) за 2025 год
Скачать Номер 3 (365) за 2025 год
Скачать Номер 2 (364) за 2025 год
Скачать Номер 1 (363) за 2025 год
Скачать Номер 46 (362) за 2024 год
Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год