Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

РАЗВИТИЕ СВЯЗАННОЙ РЕЧИ В ОБЩЕНИИ И ИГРЕ У МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
Развитие речи у детей
Автор: Пугачева Елена Георгиевна   
06.02.2023 10:27

РАЗВИТИЕ СВЯЗАННОЙ РЕЧИ В ОБЩЕНИИ И ИГРЕ У МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВРАЗВИТИЕ СВЯЗАННОЙ РЕЧИ В ОБЩЕНИИ И ИГРЕ У МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

Речь выполняет одну из самых важных направлений в развитии ребенка. Она очень тесно связана с его интеллектуальным развитием и позволяет познать весь окружающий мир.

Речь человека достаточно сложна и разнообразна, поэтому проблема развития связной речи привлекал очень многих специалистов, и все они сходятся в одном мнении, что развивать связную речь необходимо с первых лет жизни ребенка.

В дошкольном возрасте активно происходит усвоение языка, становление и развитие всех сторон речи. Важно отметить, что связная речь это достижения ребёнка в овладении родным языком. По тому, как дети строят связное высказывание, можно судить об уровне их речевого развития. Каждый ребенок должен уметь излагать свои мысли грамотно, правильно, связно и последовательно.

 

Таким образом, мы можем говорить о том, что связная речь – это умение излагать свои мысли логично, последовательно, образно.

И эта связная речь влияет, в том числе и на успешность обучения ребенка в будущем, в школе. Восприятие и воспроизведение текстовых учебных материалов, умение давать развёрнутые ответы на вопросы, самостоятельно излагать свои суждения – все эти и другие учебные действия требуют достаточного уровня развития связной речи.

Для того чтобы речь была связной необходимо ее развивать в повседневном общении и игре. В младшем дошкольном возрасте воспитатель мотивирует детей легко и свободно вступать в общение со взрослыми и детьми, учит детей выражать свои просьбы словами, понятно отвечать на вопросы взрослых, подсказывать ребенку поводы для разговоров с другими детьми. Следует воспитывать потребность делиться своими впечатлениями, рассказывать о том, что сделал, как играл, привычку пользоваться простыми формулами речевого этикета (здороваться, прощаться в детском саду и семье), поощрять попытки детей задавать вопросы по поводу ближайшего окружения (Кто? Что? Где? Что делает? Зачем?).

Активная речь считается фундаментом для развития связной речи и широко используется в процессе беседы, рассматривания игрушек, картинок, иллюстраций.

Для развития связной речи необходимо использовать различные игры, так как именно игра выступает ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте, и она не может проходить без речевого общения. Игра развивает детей со всех сторон и является самым эффективным средством развития речи.

Из опыта своей педагогической деятельности, я отмечаю особую значимость игровой деятельности на развитие связной речи у младших дошкольников. Это связано с одной стороны тем, что речь развивается и активизируется в игре, а с другой – сама игра развивается под влиянием развития речи. Чем больше знаний имеют мои воспитанники, чем шире их кругозор, тем игра становится для них интересней.

Особое внимание в своей деятельности я уделяю дидактическим играм, так как в их реализации дети обучаются тем навыкам, которые обычно трудно усваиваются в условиях повседневного общения. Благодаря использованию дидактических игр процесс обучения проходит в доступной и привлекательной для детей младшего дошкольного возраста игровой форме. Считаю, что дидактическая игра развивает речь детей: пополняет и активизирует словарь, формирует правильное звукопроизношение, развивает связную речь, умение правильно выражать свои мысли.

Ниже предлагаю примеры дидактических игр, направленных на развитие связной речи детей младшей дошкольной группы:

Игра: Угадай игрушку!

Задачи: Формировать умение находить предмет, ориентируясь на его основные признаки.

Ход игры: Воспитатель предлагает вниманию детей три-четыре игрушки. Дети называют их. Затем он сообщает, что будет рассказывать об игрушке, но о какой не скажет. Дети должны прослушать описание и назвать игрушку.

Вначале воспитателю следует указывать на незначительное число признаков (один-два), в случае необходимости их число можно увеличить до трех-четырех.

Игра: Скажи какой

Задачи: Учить выделять и называть признаки предметов.

Ход игры: Воспитатель вынимает из коробки предметы, называя их, а дети указывают на какой-либо признак, например:

– Это кубик.

– Он синий.

Если ребенок затрудняется, воспитатель помогает: Это кубик. Он… (какай?).

Игра: Разложи картинки

Задачи: Учить устанавливать последовательность действий и правильно их называть.

Ход игры: Детям дают две картинки, изображающие два последовательных действия (девочка спит и делает зарядку; девочка обедает и моет посуду; стирает и вешает белье). Дети должны назвать сначала первое действие, показать первую картинку, затем второе действие и вторую картинку.

Игра: Назови, что это, и скажи, какой

Задачи: Обучать выделять объект и его основной признак с помощью двух предложений, связанных цепной местоименной связью.

Ход игры: Воспитатель приносит коробку с игрушками. Дети должны вынуть игрушку, назвать ее и сказать, какая она.

– Это мяч. Он круглый.

Игра: Объясни Зайке

Задачи: Учить связывать два предложения посредством цепной связи.

Ход игры: Зайка, называя предметы, ошибается. Дети его поправляют.

– Посмотрите, какое у меня красивое красное яблоко. (Достает репку).

– Это репка. Она желтая.

Таким образом, мы можем говорить о том, что речь играет важную роль в развитии ребенка дошкольного возраста. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности познать действительность, полноценнее взаимоотношения с детьми и взрослыми.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 15 (331) выйдет
22 апреля 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 14 (330) за 2024 год
Скачать Номер 13 (329) за 2024 год
Скачать Номер 12 (328) за 2024 год
Скачать Номер 11 (327) за 2024 год
Скачать Номер 10 (326) за 2024 год
Скачать Номер 9 (325) за 2024 год
Скачать Номер 8 (324) за 2024 год
Скачать Номер 7 (323) за 2024 год
Скачать Номер 6 (322) за 2024 год
Скачать Номер 5 (321) за 2024 год
Скачать Номер 4 (320) за 2024 год
Скачать Номер 3 (319) за 2024 год