Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Звуковая культура речи в режимных моментах ДОУ посредством развития лексико-грамматических категорий
Развитие речи у детей
Автор: Муратова Разия Тимерказыковна   
06.01.2023 14:54

Звуковая культура речи в режимных моментах ДОУ посредством развития лексико-грамматических категорийЗвуковая культура речи в режимных моментах ДОУ посредством развития лексико-грамматических категорий

Выполнила: Муратова Р.Т. Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №10» городского округа город Стерлитамак Республики Башкортостан Стерлитамак, 2022г.

Развитие звуковой культуры речи тесно связано с формированием лексико-грамматического строя речи. Под лексико-грамматической стороной понимают словарь и грамматически правильное его использование. Словарь – это слова (основные единицы речи), обозначающие предметы, явления, действия и признаки окружающей действительности. Различают активный и пассивный словарь. Под пассивным словарем понимают возможность понимания слов, под активным- употребление их в речи.

Грамматический строй — система взаимодействия слов между собой в словосочетаниях и предложениях, то есть это изменение слова по значениям. Различают морфологический и синтаксический уровни грамматической системы. Морфологический уровень предполагает умение владеть приемами словоизменения и словообразования, синтаксический- умение составлять предложения, грамматически правильно сочетать слова в предложении. Таким образом, работая над лексико-грамматическим строем речи, мы прорабатываем и звуковую культуру речи.

 

Звуковая культура речи закладывается в тот момент, когда ребенок учится разговаривать. В возрасте от трех до семи лет дети осваивают произношение, интенсивно выполняют лексический запас, открывают для себя грамматический строй речи, учатся связно высказываться.

Звуковая культура речи формируется из лексической стороны речи и грамматического строя речи. Лексическая сторона речи (значение слова) — словарная работа. Большое внимание в словарной работе уделяется накоплению и обогащению активного словаря на основе знаний и представлений ребенка об окружающей жизни. Становление лексической системы языка происходит постепенно, так как не все дети одинаково успешно овладевают семантическими единицами и отношениями. Детям нужно показать, что каждый предмет, его свойства и действия имеют названия. Для этого нужно научить их различать предметы по существенным признакам, правильно называть их (что, кто это?), видеть особенности предметов, выделять характерные признаки и качества (какой?), а также действия (что делает?).

От называния видимых и ярких признаков (цвета, формы, величины) нужно переходить к перечислению свойств, внутренних качеств предмета, его характеристике. При назывании действий объекта (предмета) или действий с ним дети учатся видеть начало, середину и конец действия. Для этого проводятся игры с картинками. Рассматривая картинки дети учатся называть слова с противоположным значение (кукла большая — маленькая), формируется понимание и употребление обобщающих понятий (платье, рубашка- одежда), развивается умение сравнивать предметы, соотносить целое и его части. Рассматривая картинки дети знакомятся так же с многозначными словами (ручка шариковая, ручка двери, ручка ребенка). В целом, словарная работа направлена на то, чтобы подвести ребенка к пониманию значения слова, обогатить его речь смысловым содержанием.

Грамматический строй речи- это правильное построение речи (текстов, предложений, диалогов). Формирование его происходит постепенно. Сначала дети в своей речи не употребляют предлогов, могут путать род существительного, не правильно ставить ударение. В процессе развития происходит обогащение словарного запаса, получение знаний об окружающем мире и предложения принимают правильный вид.

Грамматический строй- система взаимодействия слов между собой в словосочетаниях и предложениях. Различают морфологический и синтаксический уровни грамматического системы. Морфологический уровень предполагает умение владеть приемами словоизменениями словообразования, синтаксический — умение составлять предложения, грамматически правильно сочетать слова в предложении. Формирование у детей грамматически правильной, лексически богатой и фонетически четкой речи – одна из важнейших задач дошкольного образовательного учреждения.

Виды игр в режимных моментах

Прививать ребенку звуковую культуру речи следует с помощью игровых условий. Полноценное звучание развивается в процессе тренировок, а игра как раз является той естественной деятельностью, где он готов многократно повторять одни и те же действия и слова. Можно подобрать игры, направленные на тренировку дикции и эмоциональности высказываний. На формирование артикуляционного аппарата, на становление речевого дыхания, на расширение словарного запаса.

Первая младшая группа

В первой младшей группе в основном игры направлены на формирование правильного звукопроизношения. Например, игра «На птичьем дворе». Взрослый предлагает детям послушать новое стихотворение:

Наши уточки с утра: -Кря-кря-кря!

Наши гуси у пруда: -Га-га-га!

А индюк среди двора: -Бал-бал-бал!

Наши гуленьки вверху: -Грру-грру-у-грру-у!

Наши курочки в окно: -Ко-ко-ко!

А как Петя-петушок

Ран-рано поутру

Нам споет: -Ку-ка-ре-ку!

«Как кричат уточки?» — спрашивает взрослый, ребенок отвечает на этот и на другие вопросы обо всех птицах. Так он уточняет и закрепляет произношение звуков.

Ребенок, познавая окружающий мир, должен иметь возможность увидеть предмет, потрогать его, прижать к себе, изобразить, услышать, как он называется. Игры знакомства с игрушками (паровоз, лягушка, корова и т.д.) Наличие достаточного количества предметов и игрушек, возможность самостоятельно действовать с ними, контакт со взрослым- необходимые условия для полноценного речевого развития малыша. Появление новых игрушек- предметов, материалов, живых объектов и возможность действовать с ними стимулирует детские высказывания. (Игры инсценировки «Курочка Ряба», «Гули-гули», «Колобок»)

Вторая младшая группа

Игры на развитие лексической стороны речи «Что это?», «Скажи какой?», «Кто что умеет делать?», способные научить их различать действия, связанные с движением игрушек, животных, их состоянием.

Игры на развитие грамматического строя речи: «Чего не стало?». «Чего нет у куклы?». Дети усваивают формы родительного падежа ед. ч. и мн. ч. (не стало утят, игрушек, нет тапочек).

Средняя группа

Особое внимание в словарной работе в средней группе уделяется правильному пониманию слов, их употреблению и дальнейшему расширению активного словаря. Например, в играх «Кто (что) может быть... легким, тяжелым, добрым, веселым…?», «Продолжи цепочку слов» дети учатся не только соотносить слова по смыслу, но и объяснять их, называть слова, затем переходят к составлению словосочетаний, затем предложений и даже рассказы.

В средней группе расширяется круг грамматических явлений, которые дети должны усвоить. Продолжается обучение образованию форм род. п. ед. ч и мн. ч. существительных (нет варежек, шапки; утенок-утята-не стало утят). Для этого проводятся игры и упражнения, например, «Закончи предложение», «Я начну, ты продолжи».

Старшая группа

В старшем дошкольном возрасте продолжаются обогащение, уточнение и активизация словаря. Широко используются загадки, описания предметов, их свойств, качеств и действий. Особое внимание уделяется расширению запаса синонимов и антонимов, многозначных слов. Игры «Что вы видите вокруг?», «Найди нужное слово», «Наоборот» (Нам с тобой пришел черед, Сыграть игру «Наоборот», Скажу я слово «высоко», а ты ответишь… «близко» и т.д.)

Грамматический строй речи формируется в старшей группе усвоением согласования прилагательных и существительных, образованием трудных форм глагола (в повелительном и сослагательном наклонении.) Игры «Скажи другими словами», «Путаница», «Хвост» (знакомство с разными значениями слова хвост)

Подготовительная группа

Одна из важнейших задач – формирование умения выбрать точное слово при формулировании мысли и правильно его применить в любом контексте. «Подскажи словечко» — воспитатель бросает мяч и спрашивает:

-Ворона каркает, а воробей…чирикает! -Сова летает, а кролик... бегает!

Работа по формированию грамматического строя речи в подготовительной группе закрепляется с помощью игр «Чей? Чья? Чье?», «Один-много», «Дерево родственных слов».

Таким образом, развитие звуковой культуры речи по средствам лексико-грамматических категорий в дошкольном образовательном учреждении активно ведется не только во время занятий, но и в режимных моментах ДОУ.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 17 (333) выйдет
12 мая 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 16 (332) за 2024 год
Скачать Номер 15 (331) за 2024 год
Скачать Номер 14 (330) за 2024 год
Скачать Номер 13 (329) за 2024 год
Скачать Номер 12 (328) за 2024 год
Скачать Номер 11 (327) за 2024 год
Скачать Номер 10 (326) за 2024 год
Скачать Номер 9 (325) за 2024 год
Скачать Номер 8 (324) за 2024 год
Скачать Номер 7 (323) за 2024 год
Скачать Номер 6 (322) за 2024 год
Скачать Номер 5 (321) за 2024 год
Скачать Номер 4 (320) за 2024 год