Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Сенсорная коробочка как средство развития речи детей с тяжелыми нарушениями речи.
Развитие речи у детей
Автор: Смоленцева Елена Борисовна Смоленцева Вера Николаевна   
03.01.2023 14:48

Сенсорная коробочка как средство развития речи детей с тяжелыми нарушениями речи.Сенсорная коробочка как средство развития речи детей с тяжелыми нарушениями речи.

Город Иркутск Воспитатели МБДОУ города Иркутска детского сада № 77:

  • Смоленцева Елена Борисовна
  • Смоленцева Вера Николаевна

Дошкольный возраст – это наиболее благоприятный период для успешного развития и воспитания ребенка. Умственное, физическое, речевое, эстетическое воспитание в большой степени зависит от уровня сенсорного развития детей. Именно этот возраст, наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире, о его восприятии и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе и вкусе.

 

Скачать конспект

Сенсорное развитие — это развитие восприятия ребенка и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положения в пространстве и т.д. Наиболее благоприятным для сенсорного развития многие исследователи считают ранний и дошкольный возраст, поэтому педагогам и родителям необходимо создать условия и подобрать средства сенсорного воспитания, которые бы этому способствовали. Одним из условий сенсорного развития является наличие у ребенка познавательного интереса к какому-либо роду деятельности. Познавательный интерес – это избирательная направленность личности на предметы и явления окружающей действительности. Познавательный интерес не возникает сам по себе у ребенка, его формирование достаточно трудоемкий процесс и от взрослых зависит, каким он будет — успешным или наоборот.

В Федеральном государственном стандарте дошкольного образования одним из принципов выступает формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка через включение его в различные виды деятельности, что указывает на необходимость создания и оснащения предметно-пространственной развивающей среды. И здесь у руководителей и педагогов дошкольной организации возникает вопрос: «Откуда взять материальные средства?». Но практика работы детских садов в России показывает, что не всегда то, что куплено за деньги, оказывает развивающее влияние на наших детей, а зачастую даже и наоборот. И если оглянуться хотя бы на несколько десятилетий назад, то можно увидеть, что многие дидактические пособия и игры были сделаны руками воспитателей, а не куплены в магазине.

И здесь нам на помощь приходит сенсорная коробка. Так что же такое сенсорная коробка, и чем она полезна для развития детей дошкольного возраста.

Сенсорная коробка — это любая емкость с разнообразным наполнителем, которая может быть использована в домашних условиях. Это, так называемая «мини-песочница», только в отличие от песочницы, наполнителем сенсорной коробки может быть любой материал, пригодный для детской игры: собственно сам песок, различные крупы, макароны, бумага разной фактуры, природный материал и бросовый материал (орехи, шишки, пробки, крышки, ткань, галька, мелкие камни и многое другое). Кроме наполнителя для игры с сенсорной коробкой используются различные предметы: для детей раннего и младшего возраста крупные (совочки, сито, ведерки и различные емкости, кубики, грабли и т.д.), а для детей постарше – мелкие (палочки от мороженого, игрушки из киндер-сюрпризов и др.). Но самое главное достоинство сенсорной коробки – это то, что ее можно использовать в играх с детьми, начиная с самого раннего возраста и заканчивая тем возрастом, когда самому ребенку это будет уже не интересно.

Сенсорная коробка призвана развивать не только мелкую моторику, координацию движений, восприятие и формирование знаний о внешних свойствах предметов и материалов, но благодаря ей у ребенка через тактильные ощущения развиваются такие психические процессы, как воображение, внимание, память, мышление и, конечно же, речь, которая напрямую зависит от действий рук и пальцев. Также, так как многие дети любят проговаривать свои тактильные ощущения, учатся сравнивать их со своим прошлым опытом, происходит значительное расширение словарного запаса и развитие связной речи. Кроме того, благодаря сенсорной коробке дети получают знания об окружающем мире через практические действия, опытно-экспериментальным путем, а главное – самостоятельно, что является необходимым условием формирования познавательной мотивации, то есть умения и желания добывать информацию самому, без помощи взрослого.

В своей работе с детьми старшего дошкольного возраста я использую сенсорные коробки небольшого диаметра: коробки, пластиковые контейнеры, небольшие емкости. Каждую коробку я создаю по какому-либо сенсорному принципу: по цвету, форме или фактуре. Таким образом, дети закрепляют сенсорные эталоны цвета, формы, в тактильной памяти у них откладывается информация о внешних признаках различных материалов. Развиваются мелкая и крупная моторика, усидчивость, способность удерживать внимание на определенном предмете в течение продолжительного времени. Главный критерий использования сенсорной коробки в работе с детьми — это ее безопасность для жизни и здоровья ребенка. Обязательно во время игр детей с такими коробками я нахожусь рядом с ними или принимаю непосредственное участие в игровых действиях.

В работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) четвертого-пятого года жизни я создаю сенсорные коробки по тематическому принципу, то есть организую так, чтобы дети смогли организовать игры по сюжету. Емкости для коробок подбираю не очень большие, но и не маленькие, так как в таком возрасте дети любят играть не в одиночестве, а со сверстниками.

Наполнителем сенсорных коробок может служить, например, желе и ракушки (для игры «Подводный мир», «На берегу океана»), соответственно и предметы для игры подбираются тематические: фигурки рыб и морских животных, искусственные водоросли (можно купить в зоомагазине, а можно изготовить самим из пластиковых бутылок, причем привлечь к этому самих детей). Также можно подготовить небольшую ширму с красочными изображениями жизни морских обитателей.

Для игр «Ферма», «Деревня», «Зоопарк» можно использовать крупы (фасоль, геркулес и др.), подкрашенные в разные цвета для того, чтобы дети могли делить игровое пространство на зоны. Кроме этого, подбираются фигурки животных, людей, также можно использовать мелкий конструктор типа «Лего» или детали деревянного строительного материала, различный бросовый материал (крышки от пластиковых бутылок, палочки от мороженого, бутылки и баночки из-под йогурта и т.д.).

Таким образом, использование сенсорной коробки в работе с детьми дошкольного возраста возможно без особых материальных затрат и больших усилий со стороны воспитателя, главное — заинтересовать ребенка. Ну и, конечно же, не забывать почаще менять ее содержимое и не давать ребенку все сразу, чтобы каждая игра с сенсорной коробкой давала детям ощущение новизны, и поэтому оставалась бы для них всегда привлекательной и интересной, а главное – несла бы в себе развивающую функцию.

Сенсорные коробки с крупой

Добавьте в крупу камушки, фасоль, болтики, игральные кубики, монетки (чистые), пуговицы и прочую мелочевку. Ребенку очень понравится выбирать предметы из крупы и складывать их в баночку. В процессе игры хорошо тренируется пинцетный захват пальчиками. Ребенку 1.5 лет и старше можно предложить еще и сортировать найденные предметы по цветам или форме.

Также в такой коробке можно практиковать орудийные действия, поэтому подготовьте совки, ложки и емкости. Тем, кто уже научился справляться с совком, можно показывать, как пересыпать крупу из одной тары в другую. Для разнообразия сенсорного опыта в играх я использую разные крупы: гречку, пшено, овсянку, манку, рис, горох. Рис можно еще и покрасить в яркие цвета.

Сенсорные коробки по цветам

Чтобы малыш лучше запомнил цвета сенсорную коробку можно использовать в одном цвете. В процессе игры с такой коробкой ребенок очень быстро усваивает цвета, т.к. нужный цвет находится все время перед глазами, а его название много раз упоминается во время обсуждения игры.

Сенсорная коробка с макаронами

Чтобы разнообразить тактильный опыт малышей, я использую наполнитель покрупнее, например, макароны. Суть игры здесь та же самая – перекладываем макароны ложкой, достаем руками, отыскиваем среди макарон небольшие игрушки. Еще дети очень любят надевать большие макароны на пальчик. Здесь можно использовать игру «Покорми зверушку» с использованием голодной баночки.

Сенсорная коробка с ситом

Для детей, которые уже хорошо освоили совок, можно предложить и другие приспособления для игры, например, сито.

Один совет: для сенсорной коробки с ситом нужно брать крупу помельче, например, манку. При помощи сита вы можете научить малыша отделять от манки фасоль, пуговицы или маленькие игрушки. В общем, сыграть в Золушку. В ходе этого опыта у ребенка складывается четкое представление о совместимости размеров, он понимает, что в мелкие дырочки сита крупные зернышки или предметы никак не поместятся.

Сенсорная коробка с гидрогелем (аквагрунтом)

Ощущения здесь совсем новые и непривычные – аквагрунт скользкий, прохладный, мокрый и в то же время не жидкий. А достать из него игрушки для малыша не так просто, как кажется, они того и гляди выскользнут!

Найти аквагрунт можно в любом цветочном магазине. Его нужно залить водой за несколько часов до игры.

Сенсорная коробка с водой

Игры с водой хорошо устраивать в тазике или в большом контейнере. Очень увлекательное занятие – вылавливать из воды игрушки ложкой, поварешкой или сачком. При этом одинаково интересно доставать как плавающие, так и тонущие предметы, заодно ребенок получает первое понимание «тонет-не тонет».

Можно также взять различные стаканчики и формочки, переливать при помощи них воду, набирать воду большой ложкой в стаканчик. А еще можно делать для маленьких игрушек кораблики из песочных формочек.

Тематические сенсорные коробки для детей

«Ферма»

Сенсорная коробка с домашними животными отлично подойдет в качестве первой тематической коробочки. Как правило, дети просто обожают кого-то кормить, а в этой коробке для маленького «кормильца» просто благодать, можно сколько угодно насыпать корм в корыта и чашки. Во время игры можно ненавязчиво повторять названия домашних животных, вспоминать, кто чем питается, кто как помогает человеку и т.д.

Как играть?

Самое интересное — это, конечно, кормить животных, насыпая им крупу в корыто.

Укладывали животных спать, расставляя их на ночь в сарае;

Отправляли животных попастись, попить на водоем, и даже искупаться;

На ферму могут приехать и покататься на лошадках.

Можно загнать в стойло каких-нибудь непослушных козликов, которые перепрыгивали через забор, и т.д., вариантов игры масса, зависят они только от вашей фантазии и возраста ребенка.

«Море»

Очень простая в исполнении и очень необычная по ощущениям морская сенсорная коробка-желешка. Понадобится только вода, желатин, любой краситель (пищевой, гуашь, жидкая акварель), ну и немножко терпения, чтобы все это хорошенько застыло. Детям очень нравится возиться в этой необычной консистенции, изучать ее на ощупь, расковыривать в ней дырочки, находить спрятанные фигурки, просто шлепать по ней, в конце концов.

«Зима», «Северный полюс»

Главный элемент зимней сенсорной коробки – снег.

Из чего сделать снег?

  • Манка;
  • Рис;
  • Крупная соль;
  • Вата или ватные шарики;
  • Покрошенный пенопласт;
  • Очень приятная по консистенции масса получается, если смешать крахмал или соду (400 г) и пену для бритья (200 мл), Пену лучше покупать для чувствительной кожи.

Как играть?

Пингвиненок постоянно терялся, а потом с нашей помощью искал дорогу к дому.

На Северный полюс прибывали ученые и путешественники. Чтобы укрыться от ледяных ветров, они наспех сооружали себе укрытие.

«Поиск сокровищ»

Песок, лопатки-совочки и спрятанные драгоценности (бусы, цепочки, брошки, коробочки-сундучки) – настоящий рай для юного кладоискателя!

«Осень»

Наполните контейнер осенними листьями, шишками, травой и другими природными материалами. Дополнят картину фигурки животных, фермера, грабли, игрушечные фрукты и овощи

«Летняя лужайка»

Коробка наполнена подкрашенным в зеленый цвет геркулесом-травкой, а в травке ползают жуки, кузнечики и божьи коровки.

Список литературы:

  1. Венгер Л.А. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников. М.: Просвещение, 1988.
  2. Деркунская В.А., Рындина А.Г. Игровые приемы и коммуникационные игры для детей старшего дошкольного возраста. М.: Педагогический центр образования, 2013.
  3. Метиева Л.А., Удалова Э.Я. Развитие сенсорной сферы детей. М: Просвещение, 2009.
  4. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. М.: Перспектива, 2018.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 17 (333) выйдет
12 мая 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 16 (332) за 2024 год
Скачать Номер 15 (331) за 2024 год
Скачать Номер 14 (330) за 2024 год
Скачать Номер 13 (329) за 2024 год
Скачать Номер 12 (328) за 2024 год
Скачать Номер 11 (327) за 2024 год
Скачать Номер 10 (326) за 2024 год
Скачать Номер 9 (325) за 2024 год
Скачать Номер 8 (324) за 2024 год
Скачать Номер 7 (323) за 2024 год
Скачать Номер 6 (322) за 2024 год
Скачать Номер 5 (321) за 2024 год
Скачать Номер 4 (320) за 2024 год